Маркетинговое исследование рынка черного чая в г. Астрахани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности. Целью моего исследования стал Астраханский рынок черного чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции. Согласно данным статистики, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей. Чай занимает особое положение среди импортируемых продовольственных товаров – он фактически единственный включается в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для российского населения.

Содержание

Введение
1.Теоритические аспекты маркетингового исследования
1.1Цель, задачи и основные понятия маркетинговых исследований
1.2 Принципы маркетинговых исследований
1.3Методология маркетинговых исследований
1.4 Этапы маркетинговых исследований
1.5 Факторы, влияющие на поведение потребителей
2.Маркетинговое исследование рынка чёрного чая в г.Астрахани
2.1 Характеристика рынка черного чая в г.Астрахани
2.2 Разработка плана маркетинговых исследований
2.2.1 Организация проведения и сбора данных
2.3Анализ исследований
Выводы и предложения
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Маркелова.Курсовая 7 семестр.docx

— 183.00 Кб (Скачать файл)

5.         Респонденты не должны  были делать обобщений или заниматься расчётами.

6.         Использовались положительные и негативные утверждения.

Этап 6. Определение порядка вопросов.

1.         Начальные вопросы были  простыми и не раздражающими.

2.         Вопросы о компетентности  помещались в начале анкеты.

3.         Общие вопросы  предшествовали конкретным.

Этап 7. Форма и расположение.

1.         Анкета делилась на несколько частей(сами вопросы и некоторые сведения о себе).

2.         Пронумеровывались вопросы .

Этап 8. Печать анкеты.

1.         Придав  анкете профессиональный внешний вид.

2.         Оформив данные анкеты в виде опросного листа

 Этап 9. Тестирование.

1.         Респонденты, опрашиваемые соответствовали по характеристикам на привлекаемые к фактическому исследованию.

2.        Выборка составила  40 респондентов,  потому что не было возможности опросить более

Этап 10.Благодарность за информацию и уделенное время анкетеру.

Был разработан план исследований ,который состоит из нескольких этапов:

-Выбор методов проведения исследований.

-Определение типа требуемой  информации и источников её  получения.

-Определения метода сбора необходимых  данных.

-Разработка форм для сбора  данных.

-Разработка выборочного плана  и определение объема выборки.

Для проведения исследования  был выбран один из методов полевых исследований, в частности, исследование с применением анкетирования. Участникам выборки были розданы анкеты, в которых представлен список из 10 контрольных вопросов с вариантами ответа. В каждом вопросе можно выбрать лишь один вариант ответа (самый подходящий для респондента). Типом требуемой информации  становится  первичная информация ,источниками её получения  были респонденты(опрашиваемые) отвечающие на вопросы . Местом сбора данных являлись магазины в торговых центрах «Три Кота», «Ярмарка», специализированные чайные отделы этих торговых центрах и супермаркет «Магнит». Методом сбора необходимой информации в данном исследование ,является анкетирование. 

 

2.2.1 Организация проведения и сбора данных

 

Маркетинговое исследование было проведено с целью: выявления потребительских предпочтений и факторов принятия решения на покупку чая.

Среди опрашиваемых были покупатели, посещавших магазины  в торговых центрах «Три Кота», «Ярмарка», специализированные чайные отделы этих торговых центрах и супермаркет «Магнит». Анкета представляет собой вопросник, на который отвечают опрашиваемое лицо ( респондент).

 Проведенное исследование относится к разряду полевых. Количество респондентов и объем выборки в исследование составил 40 респондентов, обусловлено тем, что не было возможности опросить больше человек.

Проводилось полевое анкетирование так как, выбранный метод способствует сбору больших объемов данных за сравнительно короткий период времени и малым количеством затрат .

Предмет исследования: выяснить потребительское предпочтение покупателей.

Сроки проведения анкетирования : с 20.11.2014 – по 31.11. 2014.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась в программе  Microsoft Excel.

 В ходе проведения  анкетирования, респондентам было  предложено ответить на 10 основных вопросов и на 4 дополнительные  вопросы анкеты (прил. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ исследований

В данном разделе представлены результаты проведения исследования.

В данном случае  видно, что 100% респондентов пьют чай.

             Рисунок 2- Вопрос 1.Пьете ли Вы чай?

 

Большинство опрошенных респондентов отдают свои предпочтения черному чаю-45%, следом идет фруктовый -30%, а наименьший процент имеет зеленый чай- 25% (рис.  ).

 


 

 

 

 

 

 

 

     

         Рисунок 3- Вопрос 2. Какой из видов чая Вы предпочитаете?

 

Предпочитаемая  марка  чая  по опросу респондентов оказалась «Принцесса Нури» -35% опрошенных, 30% - «Липтон» , 15%- «Гринфилд» и «Тесс» и наименьшее количество процентов «Брукбонд»- 5%

 

Рисунок 4- Вопрос 3.Какую марку чая Вы предпочитаете?

 

65 % опрошенных пьют чай  каждый день, 25%- часто, 10% -редко и  среди опрошенных нет респондентов, которые не употребляли бы чай в повседневной жизни

   Рисунок 5- Вопрос 4.Как  часто Вы пьете чай?

 

Больше половины респондентов  покупают чай раз в месяц (55%), раз в неделю покупают  35% , также среди опрошенных есть покупатели которые приобретают данную продукцию раз в пол года(10%)

 

Рисунок 6- Вопрос 5. Как часто Вы  покупаете чай?

 

25% опрошенных при выборе чая руководствуются вкусом и ароматом,   20 % обращают внимание на цену, 15%  на упаковку , 10 % на качество и всего лишь 5% на крепость.

Рисунок 7- Вопрос 6.Чем Вы руководствуетесь при выборе чая?

 

 Чай один для всей семьи покупают 60% опрошенных, остальные 40% приобретают для каждого члена семьи разный.

 

       

Рисунок 8- Вопрос 7. Покупаете ли Вы чай один для всей семьи или для каждого разный?

 

50 % опрошенных готовы заплатить за упаковку чая от 20 до 50 рублей, 40% заплатили бы от 50 до 100 рублей  и 10% приобрели бы чай стоимостью от 100 до 200 рублей.

Рисунок 9- Вопрос 8.Какую максимальную сумму Вы готовы заплатить за упаковку чая?

75% опрошенных  предпочли  бы пакетированный чай ,объясняя удобством пользования, 10% отдают предпочтения развесному чаю и 15% выбрали бы и тот и другой.

 

Рисунок 10- Вопрос 9. Вы предпочитаете развесной или пакетированный чай?

70 % опрошенных предпочитают  покупать чай в супермаркетах, 30% приобретают  в магазине рядом с домом.

 

Рисунок 11- Вопрос 10.Где Вы предпочитаете покупать чай?

 

Также были  заданы общие вопросы  из которых следует:

 

Большинство респондентов представители женского пола -65%, а 35%- мужского пола.

 

Рисунок 12 – Пол респондентов

Около половины респондентов в возрасте 18-25 лет(45%), 30% респондентов  36-45 лет , 15%  респондентов 26-35 лет  и 10 % 46 и более лет.

 

      Рисунок 13- Возраст респондентов

60% наших респондентов  не замужем и не женаты,40% состоят в браке.

 

  Рисунок 14- Семейное положение  респондентов

 

Среди опрошенных 50% оказались студенты, 25% рабочие,15% служащие, 10% пенсионеры.

 

                 Рисунок 15- Род занятий респондентов

 

 

Выводы и предложения

 

В данной курсовой работе были рассмотрены маркетинговое исследование Астраханского рынка черного чая. Было использовано анкетирование для получения количественных данных, опросы с помощью анкет являлся наиболее универсальным способом сбора первичной информации. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что большинство потребителей  употребляют традиционный черный чай, в результате исследования были использованы различные торговые марки чая, которые были упомянуты выше, наибольшее предпочтение респонденты отдали компании «Орими Трэйд». Наибольшее количество  опрошенных покупают чай раз в месяц ,руководствуясь при этом ароматом, но обращая внимание на ценовую категорию. Что касается ценового диапазона ,то в данном случае потребители предпочли бы более низкую цену но с удовлетворяющем их качеством. Из исследования можно сделать вывод что, больше половины опрошенных покупают чай в супермаркетах и в основном это пакетированный ,как было сказано ранее, что в современной жизни предпочитают удобство и быстроту. Мои предложения исходя из результатов такие:

-Расширить ассортимент чая за счет пользующегося большим спросом;

- При этом качество  должно соответствовать своей  цене;

-Уделить особое внимание  рекламе  и продвижению товара  на рынок;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / 2001. - 320 с.

  1. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования / - 2006. - №5. - С.13.

  1. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы / С.Г. Божук. - СПб.: Вектор, 2005. - 288 с.

  1. Байкалова, Н.Д. Теоретические и методологические основы маркетинговых исследований / Н.Д. Байкалова. - Красноярск: КГТЭИ, 2004. - 21 с.

  1. http://referat.yabotanik.ru/

  1. http://www.socionet.ru/

  1. http://www.mylect.ru/

  1. http://st.free-lance/ru

  1. Ванчикова, Е.Н. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Е.Н. Ванчикова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 160 с.

  1. Маркетинг: Учебное пособие для студентов всех спец. дистанционной формы обучения / Сост. С.С. Фирсенко, Е.В. Смирнова, Л.В. Спрыжкова и др. - Красноярск: КГТЭИ, 2004. - 177 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

1.

Пьете ли вы чай? 

 да

 нет

 

 Свой вариант


2.

Какой вид чая вы предпочитаете? 

 черный

 зелёный

 фруктовый

 другой

 

 Свой вариант


3.

Какую марку чая вы предпочитаете? 

 Липтон

 Гринфилд

 Принцесса Нури

 Майский чай

 Беседа

 Ахмад

 Брукбонд

 Тесс

 Лисма

 другие

 

 Свой вариант


4.

Как часто вы пьете чай? 

 Каждый день

 Часто

 Редко

 Почти не пью

 

 Свой вариант


 

5.

 

Как часто вы покупаете чай? 

 Раз в неделю

 Раз в месяц

 Раз в пол года

 

 Свой вариант


6.

Чем вы руководствуетесь при выборе чая? 

 вкус

 аромат

 крепость

 цена

 качество

 упаковка

 реклама

 

 Свой вариант


7.

Покупаете ли вы чай один для всей семьи или для каждого члена семьи разный? 

 Один для всей семьи

 Для каждого разный

 

 Свой вариант


8.

Какую максимальную сумму вы готовы заплатить за упаковку чая? 

 20-50

 50-100

 100-200

 более 200

 

 Свой вариант


 

 

 

 

 

 

9.   Вы предпочитаете развесной или пакетированный чай? 

 развесной

 пакетированный

 и тот и другой

 

 Свой вариант


10.

Где вы предпочитаете покупать чай? 

 В специальных чайных магазинах

 В супермаркетах

 В магазине рядом с домом

 В интернете

 

 Свой вариант


 

Ваш пол 

 Мужской   Женский

 

Ваш возраст 

 18-25

 26-35

 36-45

 46 и более

 

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка черного чая в г. Астрахани