Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 17:47, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ характеристики ассортимента и изучение структуры спроса на лекарственные средства жаропонижающего действия.
При этом можно выделить следующие основные задачи:
- рассмотреть средства жаропонижающего действия и их особенности
- изучить классификацию жаропонижающих средств
- рассмотреть понятие ассортимента и структуры спроса
- описать материал и методы исследования
- изучить ассортимент и структуру спроса на средства жаропонижающего действия
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения жаропонижающих препаратов 5
1.1. Средства жаропонижающего действия и их особенности 5
1.2. Классификация жаропонижающих средств 7
2. Теоретические аспекты проведения маркетингового исследования 9
2.1. Понятие ассортимента и структуры спроса 9
2.2. Материал и методы исследования 12
3. Маркетинговые исследования ассортимента жаропонижающих и противовоспалительных препаратов 15
3.1 Место проведения исследования…………………………………………..15
3.2 Маркетинговое исследование ассортимента жаропонижающих средств…………………………………………………………………………...16
4.Заключение……………………………………………………………………25
5. Список литературы…………………………………………………………..27
Общий спрос (товары разового спроса) = пробный + повторный
Для изучения ассортимента средств жаропонижающего действия применим следующие методы:
1. Анализ базы данных.
Может выступать как самостоятельная методика исследования, в частности, при анализе клиентских баз Заказчика, анализе конкурентной ситуации. Может также служить как вспомогательная методика при комплексном анализе конкурентной ситуации на рынке.
2. Анализ документов- совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ, от англ. content-analysis - анализ содержания). Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ) рассчитан на извлечение информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Цель - выделение количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений).
3. Исследование розничной сети- изучение торговых предприятий с целью получить информацию о дистрибуции торговых марок и производителей, среднем уровне цен на предлагаемые в торговых предприятиях марки, о структуре и ассортименте предложения марок, структуре представленности марок по типу упаковки, по видам продукции и т.п. Аудит розничной торговли охватывает такие каналы дистрибуции, как супермаркеты, магазины, киоски, павильоны, открытые рынки, отбор торговых точек осуществляется в зависимости от товара, целей исследования и интересов Заказчика. Метод сбора информации – наблюдение в торговых точках, реализуемая по определенной схеме "перепись полки". Иногда данные наблюдение дополняется интервью с товароведами, анализом вторичной информации об объемах реализации и товарных запасах.
Задачи исследования, для решения которых применяют методику retail-audit:
- Формирование базы данных предприятий и определение основных производителей / брендов на рынках, присутствующих в рознице.
- Анализ рынка, выявление незанятых ниш при разработке нового продукта.
- Корректировка существующего позиционирования и разработка основы позиционирования новой продукции.
- Мониторинг и анализ рыночных цен на протяжении выбранного промежутка времени. Исследование включает в себя серию периодических ценовых срезов рынка через определенные промежутки времени путем аудита розничной сети и опроса потенциальных потребителей.
Мониторинг изменений различных параметров товара, таких, как цена, ассортимент, представленность в торговых точках, объемы продаж.
Достоинства метода:
- Можно получить информацию по широкому кругу вопросов (например, ассортимент и структура торгового предложения), по наименованиям, товарным группам, маркам, производителям, дилерам и дистрибьюторам, типам торговых точек, распространенность марок; различия между оптовыми и розничными ценами; разброс цен на марку в розничной и оптовой торговле в зависимости от разных критериев (например, типа торговой точки, региона); торговые стратегии конкурентов; косвенные оценки доли рынка и объемов продаж товаров разных наименований, производителей, марок и т.д.)
- Методика позволяет получить
надежные данные в ситуации
отказа торговцев дать
- Исследования можно проводить в динамике.
- Относительная простота
исследования и точность
Недостатки метода
- Сложность доступа в
торговые точки –
Исследование ассортимента будем проводить в двух торговых точках – «Аптека 36.6» и «Новая Аптека», соответственно материалом для исследования послужат накладные о поставке, отчеты о продажах, а также изучим средства, расположенные на витринах аптеки.
Для изучения структуры спроса на лекарственные средства жаропонижающего действия применим следующие методы:
1. Анализ вторичной информации. Изучаются все документы, представляющие интерес для предприятия, изданные статистическими органами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления, а также являющиеся результатом специальных немаркетинговых исследований. Такая информация является достаточно дешевой, даже бесплатной, относительно легко доступной. Очевидно, что информация может являться закрытой, неполной, недостаточно детализированной, например, не быть представленной в достаточно подробном номенклатурном разрезе. Поэтому для получения надежных результатов ее обычно явно недостаточно.
2. Анализ выпускаемой и реализуемой продукции
Для изучения также будем использовать накладные о поставке, отчеты о продажах, а также изучим средства, расположенные на витринах аптеки.
Аптечная сеть 36,6 — национальный лидер в области розничной торговли товарами для красоты и здоровья. Она предлагает своим покупателям разнообразие высококачественных товаров по доступным ценам, в удобных и красивых магазинах, где всегда можно получить заботливый и профессиональный совет консультанта.
Данная аптечная сеть стремится помогать людям вести здоровый образ жизни, способствовать их долголетию и благополучию.
ЗАО «Аптеки 36,6» является соучредителем и членом некоммерческой профессиональной организации Российская Ассоциация Аптечных Сетей (РААС).
Основные показатели:
- 935 аптек находятся под управлением Компании в 29 регионах России (на 30 июня 2012 года)
- Более 5000 высококвалифицированных сотрудников и сильная менеджерская команда с опытом работы в отрасли более 14 лет работает в компании.
НОВАЯ АПТЕКА — это крупнейшая аптечная сеть на территории Дальневосточного федерального округа. Более 60 аптек в шести городах Дальнего Востока предлагают покупателям большой ассортимент лекарственных средств, товаров для здорового образа жизни и красоты. Высокий уровень обслуживания покупателей - их преимущество.
НОВАЯ АПТЕКА предоставляет клиентам только качественные, проверенные, экологически чистые и безопасные лекарственные средства, а также сопутствующие товары. В работе использует самые современные торговые технологии, облегчающие поиск и выбор нужного препарата.
НОВАЯ АПТЕКА не просто самая большая, но и самая заботливая. Вежливый и квалифицированный персонал всегда даст нужный совет и поможет выбрать из огромного ассортимента то, что действительно необходимо.
НОВАЯ АПТЕКА считает своей главной целью поддерживать людей в их стремлении вести здоровый образ жизни, с первых дней формируя полезную привычку быть здоровым.
Ассортимент товара – набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Ассортимент товаров характеризуется определёнными свойствами и их показателями.
Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
Расчёт показателей ассортимента был проведён для «Аптеки 36.6».
а) Парацетамол;
б) Ибуклин.;
в) Панадол;
г) Колдрекс;
д) Колдакт;
е) Тайленол;
ж) Эффералган;
з) Ринза и Ринзасип;
и) Аспирин;
к) Нурофен;
л) Анальгин;
Для вспомогательных расчётов в работе представлены ассортименты двух аптек: «Аптека 36.6» и «Новая Аптека».
Ассортимент жаропонижающих средств в «Аптеке 36.6»:
а) Парацетамол;
б) Аспирин;
в) Панадол;
г) Колдрекс;
д) Эффералган;
е) Ринза и Ринзасип
ж) Анальгин;
з) Нурофен;
Ассортимент жаропонижающих средств в «Новой Аптеке» представлен видами:
а) Парацетамол;
б) Ибуклин.;
в) Колдакт;
г) Ринза и Ринзасип;
д) Нурофен;
е) Тайленол;
ж) Эффералган;
з) Анальгин;
и) Аспирин;
Ассортимент товаров характеризуется определёнными свойствами и их показателями. Рассмотрим их на основе расчёта показателей
Коэффициент широты ассортимента
Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты рассчитывается:
Кш=Шд:Шб, (1)
где Кш – коэффициент широты;
Шд – действительная широта;
Шб – широта, принятая за основу для сравнения.
Таблица 2 – Коэффициент широты ассортимента
Наименование признака |
Шб |
Шд |
Кш |
Жаропонижающее средство |
93 |
49 |
Кш = Шд:Шб = 0,52 |
Вывод: Коэффициент широты ассортимента аптеках представлен более полно и удовлетворяет требованиям потребителей.
Коэффициент полноты ассортимента
Полнота ассортимента – способность выбора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Действительная полнота (Пд) – характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Базовая полнота (Пб) – характеризуется регламентируемым и планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты рассчитывается:
Кп=Пд:Пб,
(2)
где Кп – коэффициент полноты;
Пд – действительная полнота;
Пб – базовая полнота.
Для вычисления данного коэффициента было взято три признака, на которые потребители чаще ориентируются при выборе жаропонижающего средства.
Таблица 3 – Коэффициент полноты ассортимента
Наименование признака |
Пб |
Пд |
Кп | |
По агрегатному состоянию: (твёрдые, порошкообразные, пастообразные, жидкие |
4 |
4 |
Кп = Пд:Пб = 1 | |
По способу применения |
2 |
2 |
Кп = Пд:Пб = 1 | |
По составу |
7 |
5
|
Кп=Пд:Пб=0,71
1+1+0,71:3=0,90 |
Вывод: Ассортимент жаропонижающих средств представлен более полно по сравнению с двумя другими аптеками и удовлетворяет разнообразные потребности потребителей.
Коэффициент устойчивости ассортимента
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Показатель устойчивости – число видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей.
Коэффициент устойчивости рассчитывается:
Ку=У:Шб,
(3)
где У – показатель устойчивости;
Ку – коэффициент устойчивости;
Шб – базовая широта.
Таблица 4 – Коэффициент устойчивости ассортимента
Наименование признака |
Шд |
У |
Ку |
Жаропонижающее средство |
49 |
41 |
Ку = У:Шд = 0,83 |
Вывод: Коэффициент устойчивости ассортимента в аптеках устойчив, половина новой партии составляют популярные модели.
Продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Коэффициент рациональности ассортимента
Для расчёта этого коэффициента необходимо найти коэффициент новизны.
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.
Показатель новизны – количество общих товаров в новом перечне.
Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка.
Коэффициент новизны рассчитывается:
Кн=Н:Шд,
(4)
где Н – показатель новизны;
Кн – коэффициент обновления;
Шд – действительная широта.
Таблица 5 – Коэффициент новизны ассортимента
Наименование признака |
Шд ЧП Петросян С.Л. |
Н |
Кн |
Жаропонижающее средство |
49 |
3 |
Кн = Н:Шд = 0,06 |
Вывод: Ассортимент новизны в аптеках имеет значительное обновление и ассортимент жаропонижающих средств. Следует иметь ввиду, что постоянное обновление связано с определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, новый товар может не пользоваться спросом. Следовательно, обновление ассортимента также должно быть рациональным.