Назначение игрушки в жизни детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить назначение игрушки в жизни детей в разном возрасте и выявить основные критерии их отбора.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена необходимость игрушки в разные периоды жизни ребенка.
Даны основные рекомендации по выбору игрушек.
Приведена характеристика некоторых видов игрушек.

Содержание

Введение
1 История игрушки
2 Игрушка в жизни ребенка
3 Игрушки в разные периоды жизни ребенка
4 Выбираем игрушку
4.1 Критерии отбора
4.2 Мягкая игрушка
4.3 Мяч
4.4 Динамические игрушки
4.5 Вкладыши
5. Сырье для производства игрушек
6 Продажа игрушек
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Игрушки (промышленные товары).doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1 История игрушки

2 Игрушка в жизни ребенка

3 Игрушки в разные периоды жизни ребенка

4 Выбираем игрушку

4.1 Критерии отбора

4.2 Мягкая игрушка

4.3 Мяч

4.4 Динамические игрушки

4.5 Вкладыши

5. Сырье для производства игрушек

6 Продажа игрушек

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

Выбирая игрушки для своего ребёнка, прежде всего, необходимо ориентироваться на его возраст, а значит на то, что он любит и умеет делать. Главная функция игрушки заключается в активизации самостоятельной детской деятельности.

Игрушка должна стимулировать осмысленную деятельность ребёнка, создавать необходимые условия для его самостоятельной активности и тем самым способствовать его развитию. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия.

Если это действие осмыслено и активно, оно всегда способствует развитию тех или иных сторон психики и личности ребёнка. Однако действия ребёнка бывают самые разные.

В психологии выделяются две группы деятельности детей, которые развивают разные сферы психики ребёнка. В первую входят те, в которых происходит освоение смыслов и норм отношений между людьми. На этой основе развивается социально-личностная сфера ребёнка.

Вторую группу составляют виды деятельности, в которых происходит усвоение способов действия с предметами. На этой основе формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательные и технические возможностей.

В каждом возрасте существует главная линия развития, которой соответствует ведущая деятельность. Приоритетные виды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этой ведущей деятельностью и связаны с её обеспечением. Это вовсе не означает, что у ребёнка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные игрушки. Очевидно, что и социально-личностное, и умственное и физическое развитие ребёнка происходит во всех возрастах. Поэтому ребёнку всегда нужны разные виды игрушек. Кроме того, существуют определённые игрушки, которые открывают бесконечно разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклы и пр.).

И всё-таки, для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определённый способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

В данной работе, на основе возрастных особенностей каждого периода, рассказано о тех игрушках, которые способствуют развитию ребёнка в разных возрастах. При этом в отдельные группы выделены игрушки, способствующие социально-личностному и познавательному развитию. Кроме того, есть ещё одна важнейшая область – это физическое развитие, для которого тоже необходимы соответствующие возрасту игрушки. Они выделены в самостоятельную, третью групп.

Цель работы – определить назначение игрушки в жизни детей в разном возрасте и выявить основные критерии их отбора.

В соответствии с поставленной целью в работе были определены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотрена необходимость игрушки в разные периоды жизни ребенка.
  2. Даны основные рекомендации по выбору игрушек.
  3. Приведена характеристика некоторых видов игрушек.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Общий объём работы 29 страниц, список литературы включает 7 источников.

 

 

1 История игрушки

 

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Не только у первобытных, но и у народов с древней, высокой культурой мы находим рядом с ребенком его игрушку. По существу эти игрушки мало разнятся от современных: изменяется лишь форма, детали и техника изготовления. Уже в древнем Египте известны были игрушки, которые по древнему обычаю клались рядом с умершими детьми, и таким образом, они сохранились до наших времен.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра.

Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом. Позднее в игрушке возник образ коня. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины.

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних могилах маленьких египтян. Античные Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них носили культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати.

Известно было тогда уже и серсо, но не в виде деревянного обруча, а железного, с надетыми на него колечками для шума и звона. Качели в форме скамеечки на четырех ножках, игра в волчок, калики, чурки, бабки, кости, орехи - все это были излюбленные детские забавы, как и в наши дни.

Первые сведения о игрушках в средние века относятся уже к нарождающейся новой западноевропейской жизни. Производством игрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юры и примитивные ремесленники старого Нюренберга. Парижские игрушечники мало заботились о создании дешевой игрушки, предпочитая делать из гипса украшения, лепные работы и только изредка – кукол. Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса.

В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки. Дешевые городские игрушки (первоначально - куклы) во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли.

История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.

Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.

На территории России древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьяновской культуры (2-е тысячелетие до н. э.) – глиняные топорики и посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушки из астрагалов (косточек) – погремушки, сосуды и др. Известны скифские игрушки - всадники и повозки из глины (II в. до н. э.). Глиняные фигурки конников и погремушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI – VIII вв. н. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда – из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (X – XVIII вв.).

В феодальном обществе игрушка отличались небывалой роскошью (куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости, фарфора). Эти игрушки часто служили украшением комнат и хранились как фамильные ценности.

В России в XVIII в. широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Центры гончарной игрушки - село Гжель Московской области, Дымковская слобода под г. Кировом, село Опошня на Украине и др.

Только с конца XVIII-го века можно говорить о возникновении в России массовой игрушечной продукции. Спрос на игрушку во многом объяснялся ростом городов, характерным для периода правления Екатерины II. Но в этом можно усмотреть и усиление интереса к миру детей. Обилие лесных массивов в России, многовековые традиции деревообработки способствовали тому, что дерево стало основным материалом для игрушечного производства.

«Игрушка – зеркало жизни», - сказал известный художник и исследователь Н.Д. Бартрам. И это утверждение подтверждается при знакомстве с русской деревянной игрушки. Если в одних игрушках очевидны традиции, идущие из глубины веков, то в других отразились текущие исторические события, окружающая жизнь.

Рубеж XIX-XX-го веков – особый период в истории игрушки, когда она стала не только объектом интереса коллекционеров, исследователей, художников, но и результатом творческих поисков. Этот период расцвета художественной игрушки не был продолжительным – к концу 1910-х годов на первый план выходит воспитательная и развивающая функция игрушки.

 

2 Игрушка в жизни ребенка

 

Игрушка для ребенка — не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

Игрушки — это фактически первые книжки ребенка. Какие они? Чему учат? Игрушка может значительно обогатить представления, если играть ребенку помогают взрослые. Очень важно соблюдать в играх постепенность, последовательность в обучении, учитывать возрастные особенности ребенка.

Следует учитывать также что, чем активнее взрослый, тем реактивнее ребенок. Поэтому необходимо, чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем, а активным участником в действии с игрушкой. Нельзя забывать о том, что все попытки ребенка следует поощрять. Нельзя заставлять ребенка смотреть на кого-то или на что-то. Однако, необходимо предложить ему помощь в овладении той или иной игрушкой, привлечь его внимание к ней. Действия с игрушкой лучше проводить один на один с ребенком, сводя все посторонние раздражители к минимуму. Если ребенка интересуют посторонние предметы, необходимо поместить игрушку рядом с лицом взрослого и посодействовать, чтобы ребенок смотрел на него. При общении с ребенком очень важен как контакт глаза в глаза, так и эмоциональный контакт, будь то пение, речь, действие с игрушкой.

Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому детям раннего возраста больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики, легкие в сборе пирамидки, состоящие из нескольких колец; вкладывающиеся друг в друга коробочки разного размера и др. подобные игрушки, с которыми можно что-то построить, составить, перестроить.

Летом во дворе ребенок играет с песком: насыпает и высыпает песок совочком, лепит пирожки, с помощью формочек выкладывает из песка различные фигурки. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно, если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует все действия ребенка: насыпал, высыпал, налил, вылил, перелил.

Игрушка — способ привлечения внимания ребенка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект (это может быть деревянная ложка, пустая банка, мамины бусы, яркий платок). Следуйте за направлением внимания малыша. Самые простые предметы могут превратиться для него в занимательную игрушку.

Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто.

В дошкольный период игра является основным источником познания и развития. Игра для ребенка – это не просто времяприпровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка – с одной стороны это средство самовыражения, с другой - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, он пропускает через себя образ той игрушки, с которой играет. И поэтому очень важно обращать внимание на то, что она собой представляет и какие качества может сформировать.

Информация о работе Назначение игрушки в жизни детей