Назначение игрушки в жизни детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить назначение игрушки в жизни детей в разном возрасте и выявить основные критерии их отбора.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена необходимость игрушки в разные периоды жизни ребенка.
Даны основные рекомендации по выбору игрушек.
Приведена характеристика некоторых видов игрушек.

Содержание

Введение
1 История игрушки
2 Игрушка в жизни ребенка
3 Игрушки в разные периоды жизни ребенка
4 Выбираем игрушку
4.1 Критерии отбора
4.2 Мягкая игрушка
4.3 Мяч
4.4 Динамические игрушки
4.5 Вкладыши
5. Сырье для производства игрушек
6 Продажа игрушек
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Игрушки (промышленные товары).doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

- естественность и плавность движения – если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;

- эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

- соответствие звука и образа – гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;

- прочность и ремонтопригодность;

- возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

 

 

4.5 Вкладыши

 

Среди всего многообразия игр есть такие, которые предполагают вкладывание, соединение - разъединение отдельных частей. Такие игры возможны с разного рода вкладышами. Благодаря своему разнообразию они отлично подходят для игры детей в разном возрасте, начиная с самых маленьких.  
Вкладыши характеризуются тем, что они сами подсказывают правильный способ действия. Экспериментируя с ними, малыш учится подбирать нужные детали на глаз и выполнять правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

Игрушек типа вкладыши можно разделить на две группы: наборы вкладышей; коробки для форм и для предметных изображений.

Наборы вкладышей из нескольких (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера подходят для ребенка, начиная с 10 месяцев. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Для начала, дети могут просто вынимать стаканчики друг из друга, пробуя также вставлять, но, пока не ориентируясь на размер предметов. Таким образом, происходит развитие наглядно-действенного мышления, посредством соотносящих действий - в действиях с двумя и более предметами необходимо учитывать и соотносить свойства разных предметов: их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр.

Для развития мелкой моторики и координации действий руки и глаза будет полезно простое перекладывание мелких предметов (бусинки, пуговицы, горох, шарики и др.) из стаканчика в стаканчик. Это процесс настолько увлекателен для малыша, что за этим занятием он может проводить много времени. Причём сначала дети предпочитают вытаскивать и разбрасывать эти предметы: например, взрослый собирает в стаканчик колечки и шарики, а ребёнок достаёт их; так продолжается несколько раз. В начале второго года жизни собирание мелких предметов в какую-либо ёмкость становится любимым занятием малыша. Он может сосредоточенно собирать в коробочку или миску палочки, колесики, шишки и пр., а потом доставать их.

Здесь важна роль взрослого, который во время направит действия ребенка и сориентирует его в правильности действия. Помогая малышу вкладывать меньший предмет в больший, взрослый учит ребенка соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Причём основное удовольствие ребенку приносит сам процесс перемещения предметов, а не полученный результат.

Одним из видов вкладышей являются всем известные матрешки. С этой простой, на первый взгляд, игрушкой, возможно разыгрывать много интересных сюжетов. С помощью матрёшки можно научить детей сравнивать предметы по высоте, ширине и объёму, выделять величину. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

При выборе вкладышей стоит обратить внимание на то, как выполнен такой игровой материал. Он не должен быть перегружен излишними функциями. Если это стаканчики-мисочки, то действия вкладывания и вынимания должны быть легко осуществимы, иначе ребенок не сможет действовать с ними и быстро откажется от игры. Вкладыши могут быть как пластмассовые, так и деревянные или картонные, главное чтобы они были приятны на ощупь. Цвет не имеет особого значения, но хорошо, если это будут основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).

Разнообразие в игру с вкладышами внесут стаканчики с дырочками на дне. Можно просеивать сквозь них песок или переливать воду. Из одних стаканчиков вода будет литься одной струйкой, из других получиться душ, а из третьих и вовсе вода не будет вытекать. Такие занимательные игры очень нравятся детям.

Не забывайте, что на помощь всегда может придти воображение, которое позволит найти среди окружающих нас предметов заменители вкладышей. Это и такая интересная для малышей посуда на кухне - мамины кастрюли, пластиковые стаканы, цилиндры разной высоты и ширины. Дети с огромным удовольствием будут перекладывать различные по величине предметы из емкости в емкость, «помогать» перебирать лук в корзине, пересыпать крупу, переливать воду. Тем более что «взрослые» предметы так привлекательны для малышей. Такие игры способствуют развитию воображения у детей более старшего возраста.

Следующий вид вкладышей - коробки для форм (или «почтовые ящики») - это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера. Дети знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник и т.д.), учатся узнавать предмет по контуру, а также сравнивать предметы по величине.

Выбирая такие игрушки, следует обращать внимание на то, чтобы способ выполнения действий был удобен для ребенка. Предметы должны легко входить в отверстия, которые в свою очередь должны четко соответствовать контуру.

Такие коробки форм могут быть выполнены из пластмассы, из дерева, или из мягких материалов (такие мягкие коврики, очень приятные на ощупь, однако они хороши лишь в том случае, если задание необходимо выполнить на плоскости – фигуры хорошо входят в отверстия).

Опыт показывает, что объемные коробки форм, выполненные из мягкого материала не удобны, поскольку мягкость контура позволяет вставить в отверстие предмет любой формы. Таким образом, ребенок вообще перестает ориентироваться на признак формы, а занимается простым вкладыванием.

Для детей 3-4 лет лучше выбирать коробки (или доски) с четко обозначенными геометрическими формами (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Пусть сначала ребенок усвоит простые формы и лишь потом переходит к более сложным. Здесь важно, чтобы стоящая перед ребенком задача была в определенной степени сложна, от этого зависит интерес к выполняемому действию. Усложнение может происходить как за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет усложнения способа действия. Сейчас можно встретить огромное количество разновидностей так называемых «почтовых ящиков». Это и домики с отверстиями для окон и дверей; и машинки с отверстиями для колес, фар и многое другое. В таких игрушках само действие вкладывания предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Например, ребенок не просто вкладывает кружок в соответствующее отверстие, а приделывает колесо к машине.

Для детей 4-5 лет подходят вкладыши с изображениями разных предметов. Ориентируясь на форму этих предметов, ребенок должен найти соответствующее окошко. Первое время игра с предметными картинками также требует участия взрослого. Покажите малышу, как можно закрыть крышечкой каждое окошко, обратите его внимание на то, что для каждого окошка подходит только одна определённая крышечка, а другие не помещаются. Полезно обвести пальчик ребёнка по краю крышечки, чтобы он не только увидел, но и почувствовал углы, ровные линии или округлости разных форм. Вместе с ним попробуйте подобрать соответствующие по форме крышечки для каждого окошка. Затем предоставьте ему возможность самостоятельно подобрать нужные крышечки для каждого окошка. Особенно хороши такие вкладыши, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно разыгрывать игры с развитием сюжета - сказки, истории.

Еще одним усложненным вариантом вкладышей являются так называемые составные картинки, когда одно изображение состоит из нескольких частей. Их очень много и они различаются по степени сложности. Так малыши 2-3 лет способны справится с двух-трех составной картинкой. Картинку можно собирать, как вставляя части в отверстия, так и без опоры на контур. С возрастом число составных частей увеличивается, усложняется и задача. Такие занятия способствуют формированию целостного образа предмета, развивают образное мышление. При выборе таких игрушек важно учитывать, чтобы образ, который предстоит собрать ребенку, был знаком ему. Это могут быть как фигуры животных, так и машины, дома.

Таким образом, игра с разного рода вкладышами, требует от ребенка концентрации внимания, сосредоточенности, направленности на результат, что в свою очередь способствует развитию волевых качеств и чувства уверенности в себе.

 

 

5. Сырье для производства игрушек

 

Перечень сырья и материалов, разрешенных для изготовления игрушек, указан в СанПиН 2.4.7.007-93 «Производство и реализация игр и игрушек».

В соответствии с перечнем сырья и материалов, разрешённых для изготовления игрушек используются следующие основные виды сырья и материалов:

  1. пластические массы: полистирол, полипропилен, полиэтилен ВД и НД, пластизоль (пасты ПВХ), полиэтилен, полихлорвинил; дакрил, сеэвилен, винилискожа, фторлон и др.;
  2. полимерные пленки: поливинилхлоридная, полиэтиленовая, полиэтиленполиамидная, целлофан и др.;
  3. пиломатериалы (лиственных и хвойных пород);
  4. фанеру, картон, бумагу;
  5. мех искусственный, ткани;
  6. резину, каучук, а также лаки, краски, эмали, другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.

Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенных для соприкосновения с губами детей, погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Для выпуска игрушек использует соответствующие основные технологии:

  1. литье пластмасс под давлением на термопластах (ТПА) объемом впрыска от 63 см3 до 800 см3;
  2. экструзионное выдувное формование пластмасс на экструзионно-выдувных автоматах (ЭВА);
  3. пошив искусственного меха и одежды для кукол.

 

 

6. Продажа игрушек

 

К реализации допускаются игрушки, изготовленные из разрешенных материалов. Все реализуемые игрушки обязательно должны иметь сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение. В организациях, осуществляющих торговлю игрушками, должен проводиться производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил контроля.

Работники, непосредственно осуществляющие реализацию игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.

Прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом, при их демонстрации запрещается – у продавца должен быть демонстрационный образец!

Продавец игрушек обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку, осмотр внешнего вида изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т.д.); производить продажу товаров только при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы.

Информация о работе Назначение игрушки в жизни детей