Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускает

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Выбор именно этой темы связан с ее высокой актуальностью, которая определяется с одной стороны тем, что на сегодняшний день, незаконный оборот наркотиков является проблемой международного масштаба. "Этот бизнес стал главенствующим в спектре интересов международных организованных преступных групп, являясь чрезвычайно рентабельным видом криминальной деятельности. При этом наркобизнес сращивается с различного рода экстремистскими организациями, дестабилизирующими положение во всем мире. Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса, своеобразным мостом по переброске дурманящих средств между Азией и странами европейского континента и Америки.

Вложенные файлы: 1 файл

соскова алена тд-10-6.docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА НАЛОГОВ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии»

 

 

 

 

Выполнила:

студенка 4 курса

группы ТД-10-6

Соскова Алена

Проверил:

Тхорев В.И.

старший преподаватель

 

Иркутск, 2014

Выбор именно этой темы связан с ее высокой актуальностью, которая определяется с одной стороны тем, что на сегодняшний день, незаконный оборот наркотиков является проблемой международного масштаба. "Этот бизнес стал главенствующим в спектре интересов международных организованных преступных групп, являясь чрезвычайно рентабельным видом криминальной деятельности. При этом наркобизнес сращивается с различного рода экстремистскими организациями, дестабилизирующими положение во всем мире. Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса, своеобразным мостом по переброске дурманящих средств между Азией и странами европейского континента и Америки.

Кроме того, она сама превращается в активного потребителя наркотиков". На сегодняшний момент масштаб наркоугрозы стал в один уровень с такими глобальными проблемами как международный терроризм и локальные войны, а возможно даже и превысил этот уровень. И имея международную природу, эта угроза уже отыскала сотни способов распространения и проникновения в наше государство, поэтому первым препятствием на ее пути становятся таможенные органы Таможенного союза. И именно от них, от эффективности их деятельности зависит – попадут ли они в нашу страну и к нашему населению.

Так же о актуальности темы свидетельствует и то, что вступая в борьбу, а точнее в войну с наркоманией, наркотизацией общества, принимая на себя международные обязательства, и разрабатывая методы и формы борьбы, необходимо знать все о проблеме, владеть всеобъемлющей информацией о ней. А если к этому прибавить еще и ту проблематику в этой сфере, в частности проблематику прекурсоров, то получаем не просто актуальную тему, а тему с повышенным интересом. Именно поэтому одной из наиболее важных задач для таможенных органов является выявление и пресечение каналов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, используемых для нелегального производства наркотиков.

Как известно, основным направлением противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими как составляющей государственно-правовой антинаркотической политики в законодательной сфере является установление правил контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе лицензирование деятельности, связанной с оборотом подконтрольных средств и веществ, регулирование их ввоза (вывоза).

Динамичность и нестабильность современного российского антинаркотического законодательства, особенно в сфере легального оборота потенциально опасных для человека средств и веществ, вызывающих привыкание, обусловленные подвижностью наркоситуации и активным поиском воздействия на нее со стороны государства, в то же время нередко вызывают неоднозначность толкования действующих правовых норм, деструктивно влияют на осуществление внешнеторговой, предпринимательской, контрольной деятельности, выступают в качестве коррупциогенных факторов.

К примеру, до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" таможенные и иные правоохранительные органы в качестве обязательного условия законного ввоза (вывоза) отдельных химических веществ рассматривали необходимость получения лицензии Минэкономразвития России и в противном случае возбуждали зачастую бесперспективное уголовное преследование.

При этом многие из таких веществ в нормативных правовых актах государства не значились, а были включены только в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков (далее - ПККН) <3>, чьи, пусть и официальные толкования и разъяснения, носили лишь рекомендательный характер.

А сколько недоразумений и административных барьеров вплоть до недавнего времени вызывали положения Постановлений Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ" и от 3 августа 1996 г. N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278", предписывающие получение сертификатов (свидетельств) ПККН <4>, служивших основанием для выдачи лицензии Минпромторга России на ввоз (вывоз) подконтрольных средств и веществ? Эта проблема устранена с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1003 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278 и от 3 августа 1996 г. N 930".

В связи с вступлением России в Таможенный союз ЕврАзЭС, принятием нового Федерального закона от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и существенными изменениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) представляется полезным систематизировать действующие положения законодательства РФ, устанавливающие правовые основы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.

В первую очередь следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Федерального закона N 3-ФЗ приведены в соответствие с реалиями внешнеэкономических отношений России в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС.

В настоящее время в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ под ввозом (вывозом) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию РФ или с территории РФ на территорию другого государства.

В ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ внесены изменения, однозначно указывающие, что ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ). Кроме того, теперь Федеральным законом N 3-ФЗ законодательно закреплено, что одним из оснований для оформления лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой Минпромторгом России, является соответствующее разрешение ФСКН России.

Установив запрет на осуществление ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров индивидуальными предпринимателями, Федеральный закон N 3-ФЗ ограничивает также категорию субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями (п. п. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ).

В то же время ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии соответствующей лицензии. А в отношении отдельных прекурсоров, внесенных в таблицу III списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля. Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ их ввоз (вывоз) разрешается осуществлять без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.

Важно подчеркнуть, что для получения сертификата <10> и разрешения на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наряду со сведениями, указанными в п. 4 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ, заявитель теперь обязан представить значительно больше идентифицирующих юридическое лицо сведений, в том числе указав информацию о производителе и импортере (в случае осуществления вывоза) веществ.

Во исполнение требований ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ дополнена нормой, согласно которой ФСКН России участвует в обмене предварительными уведомлениями об экспорте прекурсоров (п. 5 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ). Направление в соответствующий компетентный орган иностранного государства предэкспортного уведомления является неотъемлемой частью проводимых с участием РФ международных операций.

Следует отметить, что в связи с вступлением России в Таможенный союз с республиками Беларусь и Казахстан таможенное законодательство союзных государств претерпело существенные изменения, в том числе в отношении ограниченных к обороту товаров, которыми являются также наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества.

В целях реализации решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, являющегося высшим органом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, издано Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", которым определены порядок и основания ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в зависимости от осуществления внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Положение о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза) и с государствами, не являющимися таковыми (далее - Положение о ввозе (вывозе) вне пределов Таможенного союза).

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень), и Положения о применении ограничений. Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 "О Едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2010 г. правительства союзных государств применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений.

В соответствии с Положением о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза поименованные в Перечне вещества перемещаются <12> без получения разовой лицензии Минпромторга России на основании разрешения ФСКН России (далее - разрешение) и, если они являются лекарственными средствами, сертификата Росздравнадзора (далее - сертификат). Перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями. Для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ, а также, если наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора.

При осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров качественно отличается.

Так, перемещение внесенных в Единый перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров возможно лишь при наличии разовой лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., заключенного между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - разовая лицензия).

Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных одновременно в Перечень и Единый перечень, заявителем должны быть получены разрешение ФСКН России и, если они являются лекарственными средствами, сертификат Росздравнадзора.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в Единый перечень и не внесенных в Перечень, осуществляется на основании разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без получения разрешения и сертификата.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Перечень и не включенных в Единый перечень, осуществляется при наличии разрешения и сертификата без получения разовой лицензии.

При этом во всех указанных случаях продолжает действовать общее правило о перемещении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями. Также для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ, а также, если наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора.

Информация о работе Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускает