Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:06, контрольная работа
Классификация – это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы, подгруппы, виды по наиболее общим для каждого уровня признакам и в соответствии с принятыми методами.
Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукте в различных сферах деятельности, также для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота и совершенствования системы стандартизации товаров.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС………………………………………………..6
1.1 Классификация как метод товароведения……………………………....6
1.2 Методы классификации, их достоинства и недостатки 7
2 СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА ………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный технический университет»
Кафедра менеджмента, коммерции,
маркетинга и рекламы
Расчетно-графическое задание № 2 по дисциплине
«Товароведение и экспертиза товаров»
Тема: «Определение метода классификации»
Направление подготовки 080300.62 «Коммерция»
Студентки 3 курса
очной формы обучения
группа №
Преподаватель:
Оценка «___________________»
Мурманск, 2011
РЕЦЕНЗИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС………………………………………………..6
1.1 Классификация как метод товароведения……………………………....6
1.2 Методы классификации, их достоинства и недостатки 7
2 СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА ………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
ВВЕДЕНИЕ
Классификация – это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы, подгруппы, виды по наиболее общим для каждого уровня признакам и в соответствии с принятыми методами.
Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукте в различных сферах деятельности, также для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота и совершенствования системы стандартизации товаров. Классификация позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качество товаров. Группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации.
В условиях перехода к рыночным отношениям классификация продукции важна при проведении маркетинговых исследований, для статистического анализа производства, реализации и использовании продукции на макроуровне, региональном и отраслевом.
Объект – безалкогольные плодово-ягодные напитки в бутылках.
Предмет – метод классификации безалкогольных плодово-ягодных напитков в бутылках.
Цель данной работы – определить метод классификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить сущность классификации как метода товароведения;
– изучить методы классификации;
– определить их достоинства и недостатки.
Основные методы исследования – методы научного познания, которые направлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. Предполагается использование таких методов, как: анализ литературы и нормативных документов, сравнение (сопоставление объектов для выявления общности и различия между ними), систематизация (классификация товаров, обобщение и формулировка выводов).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
1.1 Классификация как метод товароведения
Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.
Развитие товароведения, рациональная организация торговых процессов невозможна без объединения товаров в классы, группы и другие категории. Таким образом, классификация является составной часть товароведения, имеет большое теоретическое и практическое значение.
Целью классификации товаров является разработка подходов к их получению, создание научной базы для управления качеством и ассортиментом, а также систематизация, идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации. Идентификация как установление тождественности наиболее существенных признаков возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для группировок или объектов классификации.
Задачи классификации – разработка общих принципов классификации и конкретных классификаций отдельных групп, а также гармонизация отечественных товарных классификаций с международными.[1]
Объект классификации – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар.
Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Признаки классификации подразделяются на телеологические (назначение, применение), генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава) и технологические (конструкция, рецептура, процессы производства, способы отделки или оформления).
Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков, технологические и генетические чаще всего выражаются качественно, а компоненты и химический состав – количественно и качественно.
1.2 Методы классификации, их достоинства и недостатки
Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.
Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки (рис.1).
Рисунок 1 – Иерархический метод классификации
Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.
Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках.
Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике такая классификация чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Однако при увеличении полноты ассортимента за счет видов и разновидностей глубина классификации может быть и более 10, что позволяет подразделять подмножество товаров до конечной единицы – торгового артикула.
При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод. Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (рис. 2).
Рисунок 2 – Фасетный метод классификации
Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.
Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл. 1), знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения.
Таблица 1 – Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации
Метод | Преимущества | Недостатки |
Иерархи-ческий | Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность | При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные
При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков |
Фасетный | Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов | Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках |
Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в некоторых случаях их используют совместно.[2]
При классификации разными методами применяют общие и специфичные правила. В этом случае можно говорит о системе классификации как о совокупности методов, правил результатов классификации.
Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества.
Общими правилами построения классификации следует считать:
– установление цели классификации;
– выбор метода классификации;
– определение классификационных признаков;
– установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
– определение числа ступеней классификации (количество фасет).[3]
К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:
1. Первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества.
2. Использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа.
3. Разделение объектов последовательно – от большего к меньшему, от общего к частному.
4. Выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного.
5. Необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а также глубины.
Специфичными правилами фасетного метода являются:
1. Примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных признаков.
2. Отсутствие общности классификационных признаков.
3. Возможность дополнения количества признаков.
Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т.п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.
2 СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Безалкогольные плодово-ягодные напитки в бутылках классифицируются по следующим признакам: