Организация обеспечения сохранности ТМЦ в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что, знание основ и правил хранения товаров в магазинах, а также эффективное применение на практике основных профилактических мер, направленных на уменьшение потерь товаров при их хранении в магазинах, может в значительной мере способствовать эффективной деятельности предприятия, связанной с увеличением получаемой прибыли и сокращение издержек.
Целью данной курсовой работы является изучение мероприятий сохранения товарно-материальных ценностей в магазинах и разработки рекомендаций, направленных на совершенствование сохранности товарно-материальных ценностей с целью сокращение и предотвращение товарных потерь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Организация обеспечения товарно-материальных ценностей в магазине…………………………………………………………………………
1.1. Организация хранения товаров в магазине………………………………
1.2. Размещение в выкладка товаров в торговом зале………………………..
1.3. Организация материальной ответственности за сохранность ценностей в магазине………………………………………………………………………...
2. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей в магазине…………………………………………………………………………..
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина……………...
2.2. Организация обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей в магазине……………………………………………………………
2.3. Направления совершенствования сохранности товарно-материальных ценностей в торговле……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

орган обесп-ия сохра-ти тмц в магазине.docx

— 148.95 Кб (Скачать файл)

 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Анализируя данные таблицы 2.5, можно сказать, что в 2011 году товарные запасы увеличились на 15,4% по сравнению с 2010 годом и самые большие товарные запасы были в марте и декабре. В 2012 году средние запасы товаров увеличились значительно и их рост по сравнению с предыдущим составил 900 млн р., что в процентах 29,8%.

Посмотрим, как же затоваривание повлияло на товарооборачиваемость, для этого определим однодневный товарооборот и товарооборачиваемость в днях. Анализ товарооборачиваемости  Супермаркета «Алми» представлен в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 − Анализ товарооборачиваемости Супермаркета «Алми» за 2010-2012 гг.

Показатели

Года

Изменение, раз

Год

Изменение, раз

2010

2011

2012

Товарооборот, млн р.

25710

30450

1,18

35844

1,18

Товарные запасы, млн р.

2615

3018

1,15

3918

1,30

Однодневный товарооборот, млн р.

70,44

83,42

1,18

98,20

1,18

Товарообачиваемость, дни.

37,12

36,18

0,97

39,9

1,10


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По данным таблицы 2.6 видно, что в 2011 году товарные запасы увеличились в целом по «Алми» в 1,15 раза и однодневный товарооборот вырос в 1,18 раз, а товарооборачиваемость снизилась на 1 день, что положительно сказалось на деятельности торговой организации. В 2012 году, по сравнению с предыдущим, товарные запасы увеличились в 1,3 раза, а однодневный товарооборот всего лишь в 1,18 раза, следовательно, товарооборачиваемость увеличилась на 4 дня. Увеличения продолжительности оборота товаров привело к дополнительному вовлечению средств в оборот в размере 364,32 млн р. (98,2 х (39,9 – 36,18) = 98,2 х 3,71 = 364,32  млн руб.).

По результатам анализа наблюдается динамика роста общего объема розничного товарооборота, план объема продаж в 2012 году перевыполнен, за счет увеличения реализации в январе, июне, июле и декабре. Выше приведенные расчеты показали, что выполнение плана товарооборота в отчетном году было равномерным. Результаты исследования структуры розничного товарооборота позволяют сделать выводы о том, что значительный удельный вес в структуре имеют такие группы товаров как: колбасные изделия, молочная продукция, водка и ликероводочные изделия. Грамотно сформированный ассортимент товаров по каждому отделу позволил сложить такую структуру ассортимента розничного товарооборота торговой организации, которая позволяет увеличить объемы продаж.

 

 

 

    1. Организация обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей в магазине

 

 

Одним из вариантов защиты имущества от внешних посягательств в супермаркете «Алми» является охрана. В супермаркете «Алми», учитывая круглосуточный характер работы, в настоящее время имеется собственная Служба безопасности, одним из пунктов которой является осуществление внутреннего контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Внутренний контроль осуществляется с помощью камер видеонаблюдения, выведенных на центральный пост Службы безопасности. Все сотрудники Службы безопасности снабжены переносными рациями, с помощью которых осуществляется связь между охранниками и работниками торгового зала.

Система внутреннего контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в супермаркете «Алми» можно разделить с точки зрения значимости в совокупном контрольном действии на следующие уровни:

  1. Субъекты внутреннего контроля первого уровня – это собственники супермаркета, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов );

  1. Субъекты внутреннего контроля второго уровня – в их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, администратор, заведующий и т.д.);

  1. Субъекты внутреннего контроля третьего уровня − выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей, которые за ними закреплены непосредственно (это работники планово -экономического, отдела кадров)

  1. Субъекты внутреннего контроля четвертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функции (администрация, сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности)

  1. Субъекты внутреннего контроля пятого уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники входного и технического контроля и т.п. )

При приемке и выдаче товарно-материальных ценностей со склада особое внимание уделяется правильности оформления соответствующих документов .

Товары на складе супермаркета принимает материально-ответственное лицо покупателя по доверенности путем проверки соответствия качества и количества ТМЦ данным выписываемых организацией-поставщиком сопроводительных документов. Затаренные ценности принимаются по количеству мест и массе брутто или количеству товарных единиц и массе нетто по трафарету. В этом случае необходимо тщательно проверить исправность тары и маркировки. Если при приемке будет установлена неисправность тары и маркировки, получатель должен потребовать вскрытия тары и проверки содержимого по количеству единиц, массе нетто и качеству.

При приеме затаренных товаров на сопроводительных документах делаеться надпись: «Товар принят по массе брутто и количеству мест без фактической проверки» и «Товар принят по качеству согласно документам поставщика без фактической проверки».

Приемку (сдачу) ценностей на складе супермаркета оформляют распиской в сопроводительных документах лиц, получивших и сдавших ценности.

Если товары поступили без тары, то их принимают по массе нетто, количеству товарных единиц с одновременной проверкой сохранности качества (комплектности), т.е. количественный и качественный прием в данном случае совпадают по времени.

Если товары поступили в исправной таре, то их принимают по количеству мест и массе брутто. Приемка товаров по массе нетто, количеству единиц в каждом месте, по качеству и комплектности осуществляется, как правило, непосредственно в момент вскрытия тары.

Если входе приемки товаров выявлена недостача, несоответствие качества товара и т.д., то приемка ТМЦ приостанавливается, обеспечивается сохранность товаров, составляется акт об установлении расхождения по количеству и качеству за подписями лиц, производивших приемку, одновременно с этим заведующий или администратор вызывает представителя организации-поставщика.

При движении между структурными подразделениями или материально - ответственными лицами выписывается накладная на внутренне перемещение, передачу товаров, тары в двух экземплярах. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товаров, а второй экземпляр – принимающему подразделению для оприходования товаров. Данный документ подписывают материально-ответственное лица. 

В системе обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей в магазине особое внимание уделяется сохранению качества товара, для чего руководителем созданы определенные условия, обеспечивающие определенный режим хранения, так как несоблюдение температурного режима ускоряет физико-химические процессы, способствует конденсации влаги на поверхности продуктов, сокращает сроки реализации, что в целом приводит, например, физическому бомбажу консервов и плесневению мясных изделий.

При хранении товаров работники обращают внимание на их правильное размещение и укладку это позволит значительно увеличить сроки хранения товаров и уменьшить площадь кладовых в магазине, что позволит в значительной степени сократить товарные потери.

Не менее важным моментом в системе обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей в супермаркете «Алми» является бригадная материальная ответственность. Для ее организации в супермаркете с работниками заключаются договор на коллективную (бригадную) материальную ответственность на основании разработанного согласно Постановления Министерства труда Республики Беларусь 14.04.2000 года №54 Положения о коллективной (бригадной) ответственности. Данным положением предусмотрено, что члены коллектива (бригады) обязаны:

  • бережно относиться к ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба;
  • в установленном порядке вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках ценностей;
  • при необходимости списания пришедших в негодность материальных ценностей ставить об этом в известность нанимателя и бухгалтерскую службу;
  • своевременно ставить в известность нанимателя о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей;
  • вносить предложения нанимателю по реконструкции и ремонту складских сооружений, помещений в целях улучшения их приспособленности к хранению материальных ценностей.

При этом Наниматель обязан:

  • создавать коллективу (бригаде) условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных ему ценностей;
  • своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению коллективом (бригадой) сохранности ценностей, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;
  • знакомить коллектив (бригаду) с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю, а также с действующими инструкциями и правилами приемки, хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства ценностей и их учета;
  • обеспечивать коллективу (бригаде) условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и об остатках переданных ему ценностей;
  • рассматривать вопрос об обоснованности требования членов коллектива (бригады) о проведении инвентаризации ценностей;
  • рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава коллектива (бригады) и решать вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с законодательством;
  • рассматривать сообщения членов коллектива (бригады) об обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей, и принимать меры к устранению этих обстоятельств;
  • доказать факт причинения вреда, а также наличие других условий материальной ответственности..

В супермаркете «Алми» основанием для привлечения членов бригады к материальной ответственности является материальный ущерб, причиненный недостачей, подтвержденной инвентаризационной ведомостью, а также порча материальных ценностей членами бригады.

Привлечение членов бригады к материальной ответственности производится администрацией магазина после проведения комиссионной проверки причин образования ущерба с учетом письменных объяснений, представленных членами бригады.

Ущерб бригадой возмещается путем внесения суммы недостачи в кассу магазина либо путем удержания из заработной платы (по письменному заявлению каждого члена бригады), пропорционально распределенной между членами бригады. В случаях, когда определено виновное лицо, то сумма ущерба возмещается магазину полностью виновным лицом.

 

 

 

    1. Направления совершенствования сохранности товарно-материальных ценностей в торговле

 

 

Мероприятия по совершенствованию сохранности товарно-материальных ценностей должны быть направлены не только на выявление причин возникновения потерь но и на их предупреждения или снижения. Они могут носить профилактический или текущий характер.

Профилактические меры связаны с приемочным контролем качества, а текущие − с обеспечением своевременной поставки продуктов в установленные сроки, морального и материального стимулирования работников за сокращение потерь, а также с действующим порядком их учета и списания, формой ответственности за сохраняемость товаров.

Технологические меры − это меры по учету факторов внутренней среды и регулированию факторов внешней среды, позволяющие предупредить или снизить товарные потери.

Внутренние факторы обусловлены химическим составом и структурой (строением) продуктов. Все вещества химического состава по влиянию на потери делят на две группы:

1) Вещества, увеличивающие потери  − на качественные потери наибольшее влияние оказывают вода и летучие вещества. При их испарении или улетучивании теряется масса и ухудшается качество продукта. Для предотвращения потерь воды и ароматических веществ применяют герметичные упаковки. Для замедления усушки продуктов в негерметичной упаковке рекомендуется хранение при пониженных температурах и повышенной относительной влажности воздуха. Повышенная влажность достигается при хранении продукта в полимерных упаковках, ограничивающих воздухообмен. При этом испаряющаяся влага частично остается в упаковке, за счет чего создается микроклимат повышенной влажности. Однако не все продукты можно хранить в полимерной упаковке, так как может возникнуть микробиологическая порча за счет плесневения и заражения. На величину качественных потерь влияют структурные изменения веществ, гидролиз белков, крахмала и др., которые вызывают изменения органолептических свойств (размягчение квашеных овощей, черствление хлеба и др.), а иногда и потерю безопасности (глубокий гидролиз белков до аминов и амидов, некоторые из которых ядовиты);

Информация о работе Организация обеспечения сохранности ТМЦ в магазине