Основы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

B современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ, услуг, является качество. Стандартизация, является инструментом обеспечения качества.
На основе стандартизации сформированы принципы и нормативные акты взаимозаменяемости, метрологии, технических измерений, систем управлением качеством и сертификации. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики c учетом мировых достижений и тенденций.

Содержание

Введение 3
1 Научно-методические основы стандартизации 4
2 Государственная система стандартизации в России 10
3 Категории и виды стандартов 15
3.1 Категории стандартов 15
3.2 Виды национальных стандартов 16
4 Органы и службы стандартизации и метрологии 20
4.1 Органы и службы стандартизации Российской Федерации 20
4.2 Органы и службы по метрологии Российской Федерации 23
5 Международная стандартизация 27
5.1 Задачи международного сотрудничества в области стандартизации 27
5.2 Международные организации по стандартизации 28
6 Нормативно-технические документы по стандартизации 34
Заключение 41
Библиографический список 42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием  ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа:

1 этап — начальный  (2002 г.) — состояние Государственной  системы стандартизации (ГСС), функционирующей  с 1992 г., к моменту принятия  названного закона;

2 этап — переходный (2003—2010 гг.) — преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный;

3 этап — окончание  формирования национальной системы  стандартизации— системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

1. Начальный  этап. ГСС начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России, который выполнял свои функции непосредственно и через созданные им территориальные органы — Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых было более 90.

Основой ГСС  являлся фонд законов, подзаконных  актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую: 1) техническое законодательство; 2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; 3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций; 4) стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации» (который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании»).

Нормативные документы 2-го уровня были представлены:

  • государственными стандартами Российской Федерации;
  • межгосударственными стандартами (ГОСТами)*, введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;
  • государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТами);
  • правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
  • общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и  межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.

Нормативные документы 3-го уровня были представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства  — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Категория ОСТ  была введена еще в 1960-е гг., поэтому  их фонд является достаточно обширным (около 46 тыс.).

Категория СТО  впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфера  действия которых ограничена рамками  организации (предприятия)  - стандартами предприятий (СТП) и техническими  условиями (ТУ).

ТУ выступают  в роли технических и нормативных  документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах  на поставляемую продукцию (оказываемые  услуги).

2. Переходный  этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял постановление от 27.07.2003 № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым:

  • с I июля 2003 г. — дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ;
  • впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

Указанный акт  не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст. 46 гл. 10 ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований.

Во-первых, утверждение  всех документов по стандартизации, действующих в рамках России, возложено на национальный орган по стандартизации, который формально, судя по ст. 15 ФЗ «О техническом регулировании», не является органом государственного управления. Во-вторых, ФЗ «О техническом регулировании» провозгласил принцип добровольного применения стандарта (ст.12). В-третьих, роль главных инструментов государственного технического регулирования, которую выполняли государственные стандарты, переходит к техническим регламентам.

Одним из важнейших  положений ФЗ «О техническом регулировании» является установление единой системы документации по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и применения), сводов правил, стандартов организаций.

Таким образом, в переходный период, а также на последующих этапах содержание национальной стандартизации будет приведено в соответствие с ее формой.

На 1 января 2007 г. фонд национальных стандартов составил более 25 000 ед. (точнее 25 564 ед.).

Постановлением  Правительства от 17.06.2004 №294 было утверждено Положение о Федеральном агенстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России).

3. Заключительный  этап. По плану к 2010-ым гг. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переходный период, национальные стандарты будут документами сугубо добровольного применения.

Изменение статуса  системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11—17  ФЗ «О техническом регулировании». В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

 

 

 

 

 

 

3 Категории и виды стандартов

3.1 Категории  стандартов

В зависимости  от сферы действия различают категории  стандарта. Рассмотрим особенности содержания отдельных категорий стандартов.

ГОСТ – Межгосударственный стандарт, разработанный в бывшем СССР и применяемый по согласованию в странах СНГ.

ГОСТ  Р – государственный стандарт РФ, разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых несет межотраслевой характер. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования, так и рекомендательные. К обязательным относятся: 1) безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; 2) техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; 3) единство методов контроля и методов маркировки.

ОСТ – отраслевой стандарт, разрабатывается применительно в продукции определенной отрасли. Объектами ОСТ могут быть продукция процессы и услуги, применяемые в отрасли, правила, касающиеся организации работ по ОСТ, типовые конструкции изделий.

СТО – стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ, разрабатывают стандарты на принципиально новые виды продукции, процессы или услуги, передовые методы испытаний, а также на традиционные технологии и принципы управления производством.

СТП – стандарт предприятия, разрабатывается и применяется самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, также продукция, производимая предприятием, техническая оснастка и инструменты.

РСТ – республиканские  стандарты, устанавливаются по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и соответствующими ведомствами на отдельные виды или группы продукции, изготовляемой предприятиями.

ТУ – технические  условия, разрабатываются предприятием или другим субъектом хозяйственной  деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ могут быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов.

ПР; Р – правила и рекомендации по стандартизации по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания.

Единая система  классификации и кодирования  технико-экономической и социальной информации» (ЕСКК ТЭСИ) также относится к нормативным документам.

3.2 Виды национальных стандартов

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил  следующие основные виды стандартов:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на услуги;
  • стандарты на процессы (работы);
  • стандарты на методы контроля;
  • стандарты на термины и определения.

Основополагающий  стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области. Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Существует  два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические. При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов  устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие  организационно-методические стандарты  устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие  общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы ( например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Стандарт  на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

На продукцию  разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 — 86 «Сахар. Условия длительного хранения»;   2) ГОСТ 7595 — 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого  метода в зависимости от специфики  его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Информация о работе Основы стандартизации