Основы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

B современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ, услуг, является качество. Стандартизация, является инструментом обеспечения качества.
На основе стандартизации сформированы принципы и нормативные акты взаимозаменяемости, метрологии, технических измерений, систем управлением качеством и сертификации. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики c учетом мировых достижений и тенденций.

Содержание

Введение 3
1 Научно-методические основы стандартизации 4
2 Государственная система стандартизации в России 10
3 Категории и виды стандартов 15
3.1 Категории стандартов 15
3.2 Виды национальных стандартов 16
4 Органы и службы стандартизации и метрологии 20
4.1 Органы и службы стандартизации Российской Федерации 20
4.2 Органы и службы по метрологии Российской Федерации 23
5 Международная стандартизация 27
5.1 Задачи международного сотрудничества в области стандартизации 27
5.2 Международные организации по стандартизации 28
6 Нормативно-технические документы по стандартизации 34
Заключение 41
Библиографический список 42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

В связи с  широким распространением фальсификации  товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию.

Стандарт  на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт  на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Органы и службы стандартизации и метрологии

4.1 Органы  и службы стандартизации Российской  Федерации

Органы и  службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы  по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Ростехрегулирование осуществляет:

  • принятие программы разработки национальных стандартов;
  • утверждение национальных стандартов;
  • учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
  • введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно  и через свои межрегиональные  территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

Службы  стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские  службы стандартизации — научно-исследовательские  институты Госстандарта России (23 научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций,  специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.  Основная функция ТК – разработка стандартов. В настоящее время зарегистрировано более 360 ТК.

Как указывалось  выше, любой стандарт — продукт  согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Укажем для  примера структуру и состав некоторых  ТК. В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».

В составе ТК 347 «Услуги  торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Ростехрегулирования; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Руководители  предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

4.2 Органы и службы по метрологии Российской Федерации

В ходе проведения административной реформы в Российской Федерации сформировалась определенная структура ГСИ (Государственной системы обеспечения единства измерений).

Она включает:

  1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие установленные Правительством РФ функции в области метрологии;
  2. Систему территориальных органов Ростехрегулирования, осуществляющих государственный метрологический надзор;
  3. Систему национальных метрологических институтов (государственных научных метрологических центров);
  4. Систему государственных служб в области ОЕИ и их территориальных органов;
  5. Систему центров метрологии Ростехрегулирования;
  6. Метрологические службы юридических лиц;
  7. Аккредитованные организации в области метрологии.

Органы  по метрологии. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения единства измерений осуществляется федеральным органом по техническому регулированию - Министерством промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России). Указанный федеральный орган принимает в области метрологии такие нормативные правовые акты, как: правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; метрологические правила и нормы; порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений; порядок представления средств измерений на поверку и испытания, а также установления интервалов между поверками; порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке; порядок проведения государственного метрологического контроля.

Действующее в  рамках Минпромэнерго России агентство  по техническому регулированию и метрологии—Ростехрегулирование осуществляет: руководство деятельностью Государственной метрологической службы и государственных справочных метрологических служб; определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений; государственный метрологический надзор.

Функция государственного метрологического надзора выполняется  агентством Ростехрегулирование непосредственно  и через семь межрегиональных территориальных управлений. Функции государственного метрологического контроля  продолжают выполнять «на местах» федеральные государственные учреждения — центры стандартизации, метрологии и сертификации — ФГУ ЦСМ. По состоянию на 01.01.2005 их насчитывалось 90.

Службы  по метрологии. Обеспечение единства измерений в стране осуществляется следующими субъектами метрологии:

  • Государственной метрологической службой (ГМС);
  • справочными метрологическими службами (CMC);
  • метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти;
  • метрологическими службами организаций (МСО).

В ГМС входят: подразделения центрального аппарата агентства Ростехрегулирование, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельности по ОЕИ на межотраслевом уровне; государственные научные метрологические центры; органы ГМС в субъектах РФ (на территориях республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов) — ЦСМ.

Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва), ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт-Петербург); НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, пос. Менделеево Московской обл.); Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Указанные научные центры не только занимаются разработкой научно-методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов.

Ростехрегулирование осуществляет методическое руководство  тремя государственными справочными службами: Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает два раза в год — при переходе на летнее и зимнее время. Потребителями измерительной информации ГСВЧ являются службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками, Единая энергетическая система и пр. Из-за потери в единстве измерений показателя времени могут возникнуть ошибки в работе радионавигационных систем, из-за чего начнут падать самолеты и спутники, ракеты лететь не по назначению.

ГССО обеспечивает создание и применение системы стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов — металлов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и газовых смесей и др.

ГСССД обеспечивает разработку достоверных данных о  физических константах, о свойствах  веществ и материалов, в том  числе конструкционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потребителями информации ГСССД являются организации, проектирующие изделия техники, к точности характеристик которых предъявляются особо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагаться на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащуюся в справочной литературе.

Произошедшее  в прошлые годы перераспределение  функциональных обязанностей между  федеральными министерствами и ведомствами  привело к ликвидации в большинстве  из них метрологических подразделений (служб) и должностей главных метрологов по отдельным направлениям. В итоге многие важнейшие задачи федеральных органов исполнительной власти, связанные с учетом количества контролируемой продукции (в частности, спирта и спиртосодержащей продукции. нефти и нефтепродуктов, природного газа, леса) и соответствующим налогообложением, либо не решаются вообще, либо решаются в течение длительного периода времени.

Например, ликвидация метрологического подразделения в  Минздравсоцразвитии России привела к тому, что в настоящее время в системе здравоохранения отсутствует согласованный перечень  СИ медицинского назначения, нарушена существовавшая в бывшем Минздраве России много лет система метрологического контроля и надзора.

В области метрологии действует более 6500 аккредитованных организаций. Например, на право поверки СИ аккредитовано порядка 1200 МС юридических лиц. Имеют аккредитацию более 4000 аналитических лабораторий, более 500 лабораторий радиационного контроля. Более 300 организаций являются создателями и хранителями стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (СО).

ГМС России в  своей деятельности учитывает документы  международных и региональных организаций по метрологии.

 

5 Международная стандартизация

5.1 Задачи международного сотрудничества в области стандартизации

Неуклонное  расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3—4 раза превышают темпы развития национальных экономик.

По оценкам  специалистов стандарты влияют на 80% объема международной торговли. Например, из-за различия между стандартами США и большинства других стран на телевизоры в 1960-е гг. США вынуждены были отказаться от экспорта своих телевизоров в целый ряд стран. Голландской фирме «Филипс» пришлось выполнять один и тот же радиоприемник в 12 вариантах (по напряжению, частоте, силе тока и др.), чтобы удовлетворить требования стран-импортеров. В ряде случаев фирме приходилось менять даже конструктивную схему и использовать большое количество дополнительных деталей, контрольно-измерительных приборов, что, конечно, приводило к большим потерям времени и средств. До принятия Единой системы мер — метрической системы экспорт нашей страной леса в Англию был связан с большими трудностями, так как в этой стране применялась дюймовая система мер. Поэтому ряду предприятий по распиловке леса приходилось специализироваться на работе по дюймовой системе. И только когда Англия приняла метрическую систему мер, эти трудности были преодолены.

Информация о работе Основы стандартизации