Подготовка продажи товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:07, дипломная работа

Краткое описание

В торговый зал должны быть поданы товары с максимальной степенью готовности к продаже, для чего в каждом магазине осуществляется предварительная подготовка. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовании, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже.

Содержание

Подготовка товаров к продаже 5
Работа кассира в течение смены 20
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

fggfg.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)


 Оглавление

  1. Подготовка товаров к продаже        5
  2. Работа кассира в течение смены        20
  3. Список литературы          24

 

Подготовка товаров к  продаже.

В торговый зал должны быть поданы товары с максимальной степенью готовности к продаже, для  чего в каждом магазине осуществляется предварительная подготовка. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовании, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами. 
Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.п. Они совершаются со всеми товарами. 
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, их сборку, настройку, техническое регулирование и т.д. Выполнение этих операций требует не только наличия нормативно-технической документации, но и наличия современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и т.д. По продовольственным товарам к таким операциям относятся в основном фасовка, нарезка, упаковка. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в своем большинстве недостаточно подготовлены к продаже. Поэтому вынужденно процесс производства продолжается в магазине, хотя с народнохозяйственной точки зрения это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь и т.п.

Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2-3 кг, сахар — по 1 кг), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей. При подготовке продовольственных


товаров к продаже могут быть отходы, которые делятся на ликвидные и неликвидные. Ликвидные отходы — это кости окороков, головы рыб, хребты осетровых рыб, штраф от зачистки масла и т.п. На некоторые из них установлены нормы. При поставке в магазин они оприходуются за вычетом скидки на отходы и могут быть реализованы по другой цене. Другие передаются на переработку по составленному акту. Неликвидные отходы не подлежат дальнейшей переработке или реализации и списываются по специальным нормам (бумажные тампоны из-под птицы, оберточные материалы, вязки колбасных изделий и т.п.).

Для подготовки товаров  к продаже могут выделяться отдельные  помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборные, утюжки и т.п.), размер которых  предусматривается в СНиП в зависимости  от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров). Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов).

Важная роль в организации  технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в  торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этих вопросов необходимо учитывать ряд факторов и принципов.

Факторы размещения:

- частота спроса на  отдельные товары;

- размеры (габариты) продаваемых  товаров;

- широта внутригруппового  ассортимента;

- затраты времени покупателей  на осмотр и выбор товаров;

- психология покупателей.

Важнейшим фактором при  распределении площади торгового  зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем


она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходима для  размещения. В каждом магазине должна быть определена примерная частота покупки отдельных товаров с учетом сезонных особенностей спроса. 
Размеры (габариты) продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары естественно требуют больших площадей для их показа. Размеры площадей для размещения отдельных товаров зависят от затрат времени покупателей: чем больше времени на выбор, особенно сложно-ассортиментных товаров, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения. За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи. При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале. При размещении должно соблюдаться товарное соседство. В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих — товары, требующие длительного времени для выбора.

При размещении товаров  безусловно должна быть учтена психология покупателя, который более склонен к импульсивным покупками, если куплено главное. Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используются тележки или тара-оборудование.

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей  во многом зависят от рационального  размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина. Кроме того, уменьшаются затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале магазина. 
Важнейшими условиями высокого качества торгового обслуживания


покупателей и эффективного труда работников магазина является правильное размещение и умелая выкладка товаров в торговом зале. Товары должны быть размещены и выложены так, чтобы покупатели имели к ним свободный доступ, могли быстро ориентироваться в предлагаемом ассортименте, могли получить наиболее полное представление о каждом из выставленных товаров и самостоятельно выбрать необходимое. Размещение товаров - это система размещения их на рабочем месте или в зоне обслуживания по наиболее существенным признакам - группам, артикулам, размерам, фасонам, цене. 
Выкладка товаров - это создание композиции путем использования и сочетания наиболее рациональных и эффективных способов показа и кладки отельных видов товаров с учетом их свойств, цвета, формы и т.п.

В магазинах товар размещается по товарно-отраслевому и комплексному принципам. Товарно-отраслевой принцип заключается в размещении в пределах отделов, секций, рабочих мест изделий, принадлежащих к одной товарной группе, например, обуви всех видов, одежды и т.д. Комплексный принцип размещения товаров состоит в подборе на одном этаже в отделах магазина товаров различных групп, взаимосвязанных в спросе, или удовлетворяющих потребности определенной группы покупателей: товары для детей, для мужчин, для женщин, для дома, для отдыха и др. Комплексный принцип размещения товаров применяется в крупных магазинах, чтобы сократить время покупателей на поиск в приобретение товаров. Исследования показали, что в магазинах, где ассортимент сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на один квадратный метр в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на выбор товаров на 17% меньше, чем в магазинах с секционным делением. Внутри больших комплексов могут быть сформированы мелкие микрокомплексы. Так, в комплекс "Товары для отдыха» могут войти следующие микрокомплексы: "Спорт и туризм», «Для фотолюбителей», «Музыка», «Для любителей радио и кино», «Для охотников и рыболовов».


Группировать товары в комплексах можно по трем направлениям:

■ комплексная специализация  повторного ассортимента всего магазина, в результате чего образуются магазины типа: «Товары для детей», «Турист», «Фото-кинолюбители». Внутри такого магазина образуются секции по товароотраслевому принципу;

■ выделение постоянных или временных комплексных секций в магазинах, в которых большинство товаров сгруппировано в обычные товарные секции. Например: «Товары для школьников», «Товары для туристов», «Елочные игрушки», «Подарки»;

■ расчленение всего  магазина на комплексные отделы типа: «Все для дома», «Все для быта», «Все для женщин». В этих отделах секции выделяют по товарно-отраслевому принципу. При размещении и выкладке товаров на рабочих местах необходимо соблюдать следующие правила:

■ создать для покупателей  наиболее благоприятные условия  для осмотра и выбора товара;

■ закреплять за каждым видом товаров постоянное место  на полке горки с учетом допустимости товарного соседства, взаимосвязанности  отдельных товаров в спросе и  т. д., что позволяет покупателю лучше  ориентироваться в выборе товара, а продавцу - быстро найти и отпустить товар;

■ создать именно на рабочем  месте запас товаров в пределах установленных нормативов, обеспечивающих бесперебойную их продажу в течение  рабочего дня;

■ располагать товары более частого спроса ближе к  продавцу. Если имеется несколько рабочих мест по одной товарной группе, то товары частого спроса следует иметь на всех рабочих местах;

■ размещать новые, малоизвестные  товары следует на самом видном для  покупателей месте.

При размещении на рабочем  месте товары в зависимости от назначения подразделяются на рабочий, выставочный и резервный запасы. 


К рабочему запасу относятся  товары, предназначенные для непосредственного отпуска покупателям. В магазинах с традиционным методом продажи товары рабочего запаса выкладываются на рабочем месте продавца: выдвижных ящиках прилавка, рабочего столика, на полках пристенных горок и шкафах. При торговле по образцам рабочий запас находится в кладовых магазина, где их готовят к отпуску. Выставочный запас служит средством информирования покупателей об имеющихся в продаже товарах. При традиционном методе продажи выставочный запас размещают на прилавочных витринах, на верхних полках пристенных горок и шкафов. Часто выставочный запас одновременно является и рабочим. При торговле по образцам весь зал магазина представляет собой выставку товаров. При торговле с открытой выкладкой и по методу самообслуживания выставочный запас является и рабочим. Резервный запас товаров используется для пополнения рабочего запаса. При традиционном методе продажи резервный запас хранят на рабочих местах продавцов в нижних рядах выдвижных ящиков прилавков и пристенного оборудования, а при торговле по образцам и по методу самообслуживания - в кладовых, примыкающих к торговому залу. Размещать товары в магазинах самообслуживания можно по принципу треугольника, вершина которого - вход в торговый зал. В этом случае в основании треугольника, то есть небольшом от входа расстоянии, следует размещать товары частого спроса. С правой стороны от входа, учитывая привычку покупателей к правостороннему движению, размещают товары, объем продаж которых хотят увеличить, слева, то есть по направлению к выходу, - товары повышенного спроса. 
В середине треугольника размещаются товары «обычного» спроса. 
При размещении товаров необходимо иметь в виду, что по характеру спроса их подразделяют на три группы:

• основные товары, за которыми покупатели приходят в магазин; отсутствующие  товары, которые приобретают попутно  с другими; 

• товары, которые покупатели не собирались покупать, а желание  купить их возникает у них при посещении магазина.


Основные товары размещают таким  образом, чтобы покупатели, приобретем их, имели мощность по пути ознакомиться с другими. Сопутствующие товары - рядом с основными. Товары третьей группы располагаются недалеко от входа, в местах наиболее интенсивных потоков покупателей, у кассовых кабин, на торговом оборудовании на уровне глав покупателя.

В универмагах и специализированных многоэтажных магазинах на первом этажа, наиболее посещаемом покупателями, располагают  товары с высокой частотой спроса, выбор которых не требует больших затрат времени, а также крупногабаритные и тяжелые. В соответствии с этим на первом этаже универсама рекомендуется размещать потребительские комплексы «Товары для дома», «Организация досуга», а по последующим этажам - «Товары для детей», «Товары для женщине", «Товары для мужчин», «Товары для шитья и вязания».

В одноэтажных магазинах, а также на отдельных этажах многоэтажных магазинов товары с высокой частотой спроса размещаются по возможности  ближе к подсобным помещениям, что позволяет уменьшить запасы в торговом зале.

Товары повышенного  спроса не рекомендуется размещать  вблизи входа-выхода, чтобы не допустить  излишней концентрации покупателей. 
Товары сопутствующего ассортимента размещаются вблизи от основных товаров. При этом важно учесть комплексность спроса. Микрокомплексы в группы товаров с высокой взаимной комплексностью потребления располагаются по возможности рядом. Тяжелые и крупногабаритные товары в магазинах самообслуживания размещаются по пути движения покупателей, по возможности вблизи подсобного помещения. За всеми товарами закрепляется постоянное место в торговом зале, что дает возможность покупателям и работникам магазина привыкнуть к месту их расположения и ускорить процесс


покупки-продажи. Целесообразно во всех однотипных магазинах принять одинаковую схему размещения товаров. Модные, сезонные товары, а также товары, требующие специальных условий продажи, следует размещать на наиболее видных местах торгового зала. При размещении товаров необходимо соблюдать правила товарного соседства. Так, химические товары, ядохимикаты и некоторые другие товары должны быть изолированы. Товары с сильным запахом не следует размещать вблизи товаров, легко впитывающих запах. 
При размещении в магазинах самообслуживания товаров редкого спроса следует учитывать, что наиболее удачные зоны выборов товаров - это участки, расположенные с правой стороны по ходу движения.

Информация о работе Подготовка продажи товаров