Правила работы предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:58, реферат

Краткое описание

Каждое торговое предприятие должно иметь лицензию на право торговли определенной группы товаров, а так же вывеску с указанием фирменного наименования принадлежности организационно-правовой формы и торгового профиля. Информация о режиме магазина должна быть размещена или на входной двери или на табличке рядом со входной дверью.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Правила работы предприятия розничной торговли.

Каждое торговое предприятие должно иметь лицензию на право торговли определенной группы товаров, а так же вывеску с  указанием фирменного наименования принадлежности организационно-правовой формы и торгового профиля. Информация о режиме магазина должна быть размещена или на входной двери или на табличке рядом со входной дверью. Режим работы устанавливается по согласованию с органами местной организации. Любые изменения в работе должны ею же утверждаться. При закрытии магазина на обеденный перерыв или по окончании работы кассиры прекращают работу в соответствии с установленными часами, но все покупатели имеющие на руках кассовые или товарные чеки должны быть обслужены не зависимо от времени. В магазинах самообслуживания должны быть обслужены все покупатели находящиеся в торговом зале на момент закрытия магазина. Запрещено ограничивать доступ покупателей до времени указанного в режиме. Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт или переоборудование согласовывается с органами местной администрации, а покупатели извещаются об этом не позднее чем за пять дней объявлением.

Образцы товаров, находящиеся в витрине, должны быть проданы по требованию покупателя, однако если эти товары являются образцами  витрины, то они продаже не подлежат.

Каждый товар  должен иметь четко оформленный  ценник. Продовольственные товары купленные  в розничной торговле обратно  от покупателя на принимаются и не обмениваются не считая тех случаев, когда на лицо явное нарушение  качества. Не допускаются к продаже товары без сертификатов соответствия, если по условиям продажи эти товары должны быть сертифицированы. Торговое предприятие несет ответственность за ненадлежащее качество товара, за нарушение сроков хранения продовольственных товаров.

При расчете с покупателем кассир обязан четко называть сумму полученную от покупателя, положить ее на видное место, пробить чек, назвать сумму сдачи и вручить ее вместе с чеком.

На рабочем  месте продавец не должен принимать  пищу, курить, вести частные разговоры (в том числе и по телефону), обслуживать покупателя сидя, нарушать установленную форму одежды. Продавец должен уметь правильно оформить товарный ценник, который является носителем информации о товарной единице и цене за товарную единицу. Установлены некоторые особенности оформления ценников в связи со спецификой некоторых товарных групп:

  1. Для весовых товаров должны быть указаны наименование, сорт (если товар имеет сортность), цена за 1килограмм или 100 грамм.
  2. Для штучных товаров и напитков расфасованных предприятием изготовителем в банки, коробки и другие емкости должны быть указаны наименование, емкость, цена за фасовку.
  3. Наименование товаров расфасованных непосредственно на торговых предприятиях должно быть указано вместе с их весом и ценой за фасовку и помещено во вкладыш или наклеено на упаковку.

Предприятие не вывесившие ценник за продовольственный  товар подвергается штрафу в стократном размере минимальной оплаты труда.

Не выдача чека покупателю или выдача на меньшую  сумму наказывается штрафом в  десятикратном размере минимальной оплаты труда.

Покупатель  имеет право ознакомиться с документами  на товар, сроками хранения продуктов (по накладным), с сертификатами на реализуемый товар, проверить правильность веса и меры, иметь свободный доступ к книге жалоб и предложений.

В торговом предприятии, которое осуществляет торговлю новыми продовольственными товарами, на видном месте должны быть размещены сведения о потребительских свойствах продуктов питания, входящих в их состав компонентов добавок а так же рекомендации по использованию.

 

Организация торгового обслуживания в магазине.

Продажа товара самая ответственная операция в  магазине так как она связана  с обслуживанием покупателей.

В розничной  торговле применяются различные  методы продажи товаров:

    1. Продажа товаров на основе самообслуживания;
    2. Продажа товаров с открытой выкладкой;
    3. Продажа товаров по образцам;
    4. Продажа товаров по предварительным заказам;
    5. Продажа товаров через прилавок.

Метод продажи  товара на основе самообслуживания характерен для большинства продовольственных и непродовольственных магазинов. Процесс продажи товаров при самообслуживании состоит из следующих элементов:

    1. Встреча покупателя и предоставление ему информации о товаре;
    2. Самостоятельный отбор товаров и доставка их в узел расчета;
    3. Подсчет стоимости отобранных товаров;
    4. Оплата купленных товаров;
    5. Упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя.

При продаже  технически сложных товаров с  гарантийным сроком службы кроме  перечисленных операций продавец должен поставить отметку в паспорте изделия, выписать товарный чек, копию которого вручить покупателю.

Продажа товаров  с открытой выкладкой – товары выкладываются в стендах, прилавках  горках. Расчетные операции производятся на рабочем месте продавца, на кассе. Применение этого метода увеличивает пропускную способность магазина и повышает производительность труда продавцов.

Продажа товаров  по образцам предусматривает размещение и выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление с ними покупателей. После выбора товара и его оплаты продавец вручает покупателю товар аналогичный образцу. Преимущества этого метода – на небольшой площади можно разместить широкий ассортимент товаров. Такая продажа осуществляется мебелью, бытовой техникой.

Продажа по предварительным  заказам позволяет сэкономить время покупателя на приобретение товара. Заказы могут приниматься в магазине, на дому, по месту работы и через интернет. Процесс обслуживания состоит из следующих элементов:

    1. Встреча покупателя;
    2. Выявление спроса;
    3. Предложение и показ товара;
    4. Консультация;
    5. Предложение сопутствующих товаров и новинок;
    6. Подготовка товара к отпуску;
    7. Подсчет стоимости;
    8. Расчет за покупку;
    9. Упаковка и вручение покупки.

Встреча покупателей  – важный этап процесса продажи, при этом необходимо отложить все дела: выкладку товаров, подсчет чеков и так далее. Необходимо создать тесный контакт с покупателем для выявления спроса. С этой целью продавец должен в вежливой и ненавязчивой форме проявить инициативу и выяснить что интересует покупателя. Нельзя предлагать товар молча, в процессе показа необходимо рассказать о достоинствах товара, его назначении и цене. Продавец должен выступать в роли компетентного советчика. Показ товара следует начинать с простых товаров, но при этом нельзя показывать более трех товаров средней цены. При показе товаров покупатель должен ознакомиться с товаром, технически сложные товары необходимо продемонстрировать в действии. Если необходимый товар отсутствует, необходимо предложить заменяющий его товар. Если товар не подошел покупателю продавец не должен выражать неудовольствие. Продавец должен знать и уметь объяснить покупателю преимущества одних товаров перед другими, должен оказывать помощь при примерке обуви, одежды, пушно-меховых изделий. Сопутствующий товар предлагается только после покупки основного. Продавец обязан уметь предлагать новинки так как это является важным элементом обслуживания. После выбора метражных товаров их отмеривают.

Подготовка товаров к отпуску заключается в сборке и разборке изделий в присутствии покупателя. Подсчет стоимости покупки должен производиться четко и быстро, при этом необходимо проверить правильность уплаченной суммы, номер чека, дату и соответствие клеше данного магазина. Продавец должен владеть техникой складывания и упаковки товара. Упаковывать товар следует на виду у покупателя. Упакованный товар вручается покупателю с приглашением вновь посетить магазин.

Профессиональное поведение  продавца тактичность, приветливость, подчеркнутую вежливость, радушие, предупредительность. Необходимо следить за внешним видом: рабочая форма продавца должна соответствовать требованиям.

 

Должностная инструкция продавца.

Продавец назначается  на должность и освобождается  от должности в установленном  законодательством порядке приказом директора. Продавец непосредственно  подчиняется заведующей секцией и (или) заместителю заведующей секции. На должность продавца назначается лицо, имеющее среднее-профессиональное или высшее образование без требования к стажу или начальное-профессиональное образование и стаж не менее двух лет. Продавец должен уметь использовать в своей работе контрольно-кассовую машину. Продавец должен уметь пользоваться компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе пользоваться компьютерными программами учета товаров.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные документы касающиеся работы торговли; товароведение, стандарты, технические условия на товары, основные свойства товаров, качественные характеристики, ассортимент, условия хранения, структуру управления, права и обязанности работников, режим их работы; правила и методы организации обслуживания покупателей; порядок оформления помещений и витрин; основы этики и социальной психологии; законодательства о труде; правила внутреннего распорядка; правила и нормы охраны труда; правила безопасности, правила производственной санитарии и гигиены, правила пожарной безопасности. Продавец должен обладать коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен.

Продавец обязан: обеспечивать бесперебойную работу товарной секции, находиться в течении  всего рабочего времени на своем  рабочем месте и может покинуть рабочее место только в случае замены его другим продавцом с согласия заведующего секции. Осуществлять предупредительное и вежливое обслуживание покупателей, создавать для них необходимые условия для подбора и ознакомления заинтересовавшего их товара, контролировать отсутствие нарушений торговли, принимать меры по обеспечению отсутствия очередей. Производить полную предпродажную подготовку товара (проверку: наименования, количества, комплектности, сортности, цены, соответствия маркировки, распаковку, осмотр внешнего вида, порчи). Сообщать своему руководителю о случаях обнаружения товара несоответствующего требованиям предпродажной подготовки. Осуществлять размещение и выкладку товаров по группам, видам, с учетом товарного соседства, частоты спроса, удобства работы. Осуществлять предложение и показ товаров покупателям. Осуществлять помощь покупателям в выборе товаров, консультировать их по вопросам назначения, свойств, качества товара, о правилах ухода за товаром, о ценах, предлагать взаимозаменяемые товары, новые и сопутствующие товары. Производить подсчет покупки, выдачу чека, оформление паспорта или иного документа на товар имеющий гарантийный срок. Производить упаковку покупки, выдачу или передачу покупки на контроль. Производить обмен товаров. Контролировать наличие товаров в торговой секции. Проверять качество, срок годности наличие и соответствии маркировки, ценников на товар. Осуществлять контроль за сохранностью товаров, торгового оборудования и прочих материальных ценностей. Принимать меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций. Информировать руководство об имеющихся недостатках в обслуживании покупателей и принимаемых мерах по их ликвидации. Поддерживать на рабочем месте атмосферу доброжелательности, быть внимательным, терпеливым, вежливым при выборе и осмотре товаров покупателями. Обеспечивать чистоту на рабочем месте и в торговом зале, находиться на рабочем месте в форменной одежде и иметь опрятны вид.

Права – имеет  право предпринимать действия по устранению конфликтных ситуаций и  причин их повлекших. Давать объяснения по существу конфликтных ситуаций. Вносить предложения администрации по улучшению работы как всего предприятия так и конкретной работы продавца.

Ответственность – отвечает за невыполнение должностных  обязанностей; за недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения; за невыполнение приказов администрации, непосредственного руководства, за нарушения правил внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарной безопасности, за разглашение коммерческой тайны, за утрату, порчу и недостачу, нарушение правил торговли в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

Технология  приемки товаров в магазинах.

Приемку товаров  в магазинах ведут материально-ответственные  лица в соответствии с инструкциями П-6 и П-7. Эти инструкции о порядке приема товаров народного потребления по количеству и качеству. При централизованной поставки товаров без тары или в поврежденной таре приемка производится сразу. Если товар в исправной таре, кроме проверки веса брутто, количества тарный мест, наличия маркировки магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества единиц в каждом месте. По массе нетто и по количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся товарам и 10 дней по иным товарам с момента поступления. Приемка товара по количеству это сопоставление данных сопроводительным документам (счет-фактура, упаковочные ярлыки, спецификация, накладная) с фактическим наличием товара. Если сопроводительные документы отсутствуют то товары принимаются по фактическому наличию на основе составления акта в котором отмечают какие документы отсутствуют. Если в момент получения товар нельзя перевесить без тары, его принимают по весу брутто, а после продажи товара проверяют вес тары. Если обнаружены расхождения в весе, оформляется акт на завес тары. Он должен быть составлен не позднее десяти дней после освобождения тары, а из под влажных товаров сразу после освобождения тары. Если в ходе приемки обнаружилась недостача, дальнейшая приемка приостанавливается. Поступившая партия товара хранится в магазине отдельно от других товаров, при обеспечении полной сохранности. Оформляется акт за подписями лиц участвующих в приемке. Магазин обязан по скоропортящимся товарам сразу послать поставщику вызов-уведомление, а по остальным в течении 24 часов. В уведомлении указывается наименование продукции, № счет-фактуры, характер недостачи и количества, состояние пломб. Одногородний поставщик должен явится не позднее 4 часов после получения вызова-уведомления по скоропортящимся товарам; не позднее следующего дня по остальным товарам. Иногодний поставщик должен явиться не позднее чем в 3-х дневный срок, не считая времени на дорогу (если иное не предусмотрено договором). Представители поставщика обязаны иметь удостоверение или доверенность на право участи в приемке товаров в данном магазине. При неявке представителя создается комиссия с представителями общественности. С согласия поставщика приемка товара может производиться магазином в одностороннем порядке, а на выявленную недостачу составляется акт. Если в ходе приемки обнаружены излишки, то так же составляется акт. Акт подписывают лица участвующие в приёмке. К акту прилагаются копии сопроводительных документов: упаковочные ярлыки, кипные карты, пломбы, подлинный транспортный документ, удостоверение представителя поставщика, первичный акт о приостановке приемки товаров при обнаружении недостачи.

Информация о работе Правила работы предприятия розничной торговли