Прогрессивные технологии товароснабжения в розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка. Важнейшими принципами рациональной организации и технологии товароснабжения являются планомерность, ритмичность, оперативность, централизация, технологичность, экономичность. В данной работе освящены вопросы организации и прогрессивной технологии товароснабжения розничной торговой сети.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.11 Кб (Скачать файл)

Введение

Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку  она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.

В зависимости от цели, с которой  приобретаются товары, торговлю делят  на два вида:


 

Оптовую                                                                                            Розничную  

Вид торговли, осуществляемой в целях                              Вид торговли товарами, предназначенными

Последующего использования товаров  в                           для личного, семейного, домашнего

предпринимательской деятельности, не                            потребления, не связанного с

связанным с личным, семейным потреблением.             предпринимательской деятельностью


   В процессе развития экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

  Розничная торговля - это совокупность розничных торговых предприятий и торговых единиц, которые размещены и действуют на определенной территории для осуществления продажи населению.

В розничной торговле происходит завершение процесса обращения товаров, т.е товар переходит в собственность потребителя.

Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и  получению коммерческого успеха.

Процесс торговли, то есть процесс  купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое  осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные  торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики  представляют собой самостоятельное  звено торговли и сферы услуг.

Товароснабжение – является завершающим  этапом в технологической цепи товаров  от производства до потребителя и  представляет собой завоз товаров  в розничную торговую сеть.

Рациональная организация и  технология товароснабжения требуют  выбора наиболее эффективных методов  доставки товаров в розничную  торговую сеть. На практике получили распространение  два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

Важнейшими принципами рациональной организации и технологии товароснабжения  являются планомерность, ритмичность, оперативность, централизация, технологичность, экономичность.

В данной  работе освящены вопросы  организации и прогрессивной  технологии товароснабжения розничной  торговой сети.

Глава 1. Организация  и технология системы товароснабжения  на предприятиях торговли

    1. Понятие и формы товароснабжения

Товароснабжение розничной торговой сети представляет собой комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми  и транспортными организациями  и предприятиями, направленных на доведение  товаров от производственных предприятий  и оптовых баз до магазинов.

Основными задачами товароснабжения  является:

  • Обеспечить поступление товаров в нужные места и время в требуемом объеме и ассортименте;
  • Максимально удовлетворить спрос населения, оперативно и с наименьшими затратами обеспечить завоз  товаров;
  • Гибко реагировать на изменение спроса и конъюнктуры рынка;
  • Обеспечить наличие необходимых населению товаров и ускорение их оборачиваемости.

Основными принципами товароснабжения  являются:

  • Планомерность товароснабжения – предполагает осуществление его с учетом выполнения главных задач магазина –охватить покупательные фонды населения зоны обслуживания при оптимальных товарных запасах;
  • Ритмичность – предполагает завоз товаров в розничную сеть нужными партиями через определенный интервал времени;
  • Бесперебойность – завоз товаров таким образом, чтобы в магазинах необходимые товары были представлены в широком ассортименте и постоянно в объемах неснижаемого запаса;
  • Оперативность означает корректировку ритма завоза в зависимости от изменения конъюнктуры рынка (изменение спроса, сезонные, модные колебания и т.д.).
  • Централизация предполагает организацию товароснабжения силами и средствами поставщиков с тем, чтобы работники розничной торговли не отвлекались на выполнение несвойственных им функций но завозу товаров.
  • Технологичность товароснабжения означает внедрение наиболее прогрессивных технологических решений на всем пути движения товаров от поставщика до магазина. Важную роль в этом играют применение тары-оборудования, механизация погрузочно-разгрузочных работ, рационализация транспортных средств, тары и упаковки, контейнеризация и пакетирование товаров.
  • Экономичность товароснабжения характеризуется минимальными расходами на транспортировку, высокой оборачиваемостью товаров, их сохранностью и снижением затрат на реализацию.

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения  товаров до потребителей (розничной  торговли) может осуществляться в  двух формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения  зависит от конкретных условий покупателя и поставщика - объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.

Формы товароснабжения

Транзитная

Складская

Под транзитом понимается такая форма  товароснабжения, когда товар из производственного предприятия  направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Такая форма снабжения магазинов  применяется по скоропортящимся  товарам и товарам, не требующим  подсортировки (хлеб и хлебобулочные  изделия, напитки, стройматериалы, мебель и т. д.).

Транзитная форма товароснабжения  способствует сокращению времени доведения  товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь.

При складской форме товароснабжения  товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную  торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется  по товарам сложного ассортимента и  главным образом для предприятий  розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями.


 

Схема движения товара при транзитной форме выглядит следующим образом:

Поставщик товара  магазин (торговый объект) покупателя товара


Транзитный оборот может быть:

    1. Транзит оплаченный – база оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, который затем получает розничное торговое предприятие, а затем оно перечисляет стоимость этой партии базе; или розничное торговое предприятие само оплачивает стоимость отгружаемого товара изготовителю, передавая деньги через базу. Всегда счета к оплате приходят на базу.
    2. Транзит не оплаченный – база не участвует в расчетах, а лишь  является организацией оптовой продажи, т.е изготовитель предъявляет счета к оплате не к базе а к розничному торговому предприятию.

При организации транзитного оборота  оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиком и товарополучателем.  Она заключает между ними договоры, контролирует их выполнение и предъявляет  разнарядки и наряды

 Основание для транзитной отгрузки является наряд.

Наряд – это документ на конкретного  грузополучателя, который вып оптовым предприятия высылается к конкретному поставщику, а копия покупателю.

Разнарядка – это наряд на несколько грузополучателей.

При складской форме оптовой  продажи путь движения товара осуществляется по схеме:

Продавец товара опт покупателя товара  магазин


Складская форма товароснабжения  применяется при получении товаров  от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в  торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения. Эта форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю

Одним из важнейших вопросов, который  необходимо решить при организации  складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависит время товарного обращения, размер товарных запасен, уровень издержек обращения.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной  торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.

В зависимости от количества участвующих  звеньев различают одно-, двух- и  многозвенный путь движения товаров.

    1. Этапы процесса организации товароснабжения

Товародвижение — это процесс  реального доведения товаров  до потребителя.

 Он включает в себя следующие  этапы:

  • транспортировку товаров;
  • погрузку и разгрузку товаров;
  • хранение товаров;
  • комплектование торгового ассортимента;
  • подготовку к продаже.

Основными принципами товародвижения являются:

  • выбор кратчайших путей движения товарных потоков;
  • выбор наиболее оптимальных форм и звенности товародвижения;
  • использование прогрессивных технологий товародвижения;
  • расширение объема механизированных погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • наиболее эффективное использование транспортных средств

На процессы товароснабжения и  товародвижения влияет ряд объективных  и субъективных факторов:

  • производственные (объем, размещение, специализация, сезонность производства);
  • транспортные (состояние дорог, виды транспортных средств, их техническое состояние и т.д.);
  • торговые (мощность, специализация, размещение торговых объектов, оснащенность оборудованием, сложность ассортимента и т.д.);
  • социальные (социальный состав и расселение населения, уровень доходов и др.).

Рациональная организация и  технология товароснабжения требует  выбора наиболее эффективных методов  доставки товаров в розничную  торговую сеть.

 На практике получили распространение  два основных метода товароснабжения:

Децентрализованный

Централизованный

При децентрализованном завозе, или  самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт  рассредоточивается неторговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях  магазины прибегают к услугам  наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).

Централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.


При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий  из нескольких частей.

1. Аналитическая часть включает  первичные данные о состоянии  розничной торговой сети, ее типизации,  ассортиментом профиле, объеме  товарооборота, расстоянии до  магазинов.

2. Расчетная часть содержит расчеты  грузооборота (в тоннах), интенсивности  грузопотока, оптимальных размеров  поставки, частоты и маршрутов  завоза, необходимого количества  транспортных средств и многооборотной  тары.

3. Технологическая часть предусматривает  подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и составление технологических карт товароснабжения.

4. Организационная часть определяет  формы и методы управления  процессом товароснабжения (обеспечение  сохранности товаров, назначение  материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка планов контроля за ходом отборки, отгрузки и приемки товаров).

5. Экономическая часть включает  расчеты эффективности внедрения  централизованной доставки и  резервов ее повышения.

Централизованная доставка товаров  должна осуществляться по строго установленным  графикам. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

Маршрут завоза - это путь перевозки  товара от места его отправки до розничного торгового предприятия. Они бывают линейные и кольцевые.

Линейные маршруты используются для  доставки товаров за один рейс в  один магазин.

Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом.

Маршруты доставки товаров разрабатывают  с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий.

Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.

    1. Методы управления товароснабжением на предприятиях торговли

Совершенствование товароснабжения  вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в  розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.

Для упрощения управления процессом  товароснабжения могут быть использованы технологические карты, которые  представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов  централизованной доставки товаров  в розничную торговую сеть. В них  указывается не только день и время  доставки товаров в магазин, но и  номер автомашины, обслуживающей  маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.

Информация о работе Прогрессивные технологии товароснабжения в розничной торговой сети