Рекомендации по повышению культуры торгового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Субъектами рынка выступают: государство, предприятия, домашние хозяйства. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых норм: кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная система и система страхования, коммуникации и др. Особое значение отрасли торговли выражено в ее социальном значении, что предполагает формирование торговых объектов, создание необходимых условий для приобретения товаров, выполнения работ и оказание услуг с использование торгового и торгово-технологического оборудования в соответствии санитарно- гигиеническими, противопожарными, природоохранными требованиями, установленными законодательством. В процессе коммерциализации белоруской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc2.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

Субъектами рынка выступают: государство, предприятия, домашние хозяйства. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых норм: кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная система и система страхования, коммуникации и др.

Особое значение отрасли торговли выражено в ее социальном значении, что предполагает формирование торговых объектов, создание необходимых условий для приобретения товаров, выполнения работ и оказание услуг с использование торгового и торгово-технологического оборудования в соответствии санитарно- гигиеническими, противопожарными, природоохранными требованиями, установленными законодательством.

В процессе коммерциализации белоруской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.

Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.

1.Сущность правил  продажи отдельных групп товаров  их соблюдение в розничной  торговле

1.1.Сущность и  роль форм и методов продажи товаров

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий – изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.[4]

Наибольшее развитие в розничной торговле получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. В передовых странах мира для решения данной проблемы используются единые универсальные штриховые коды по каждому товару, служащие его индикатором, и специальные этикетки на продовольственные товары, приспособленные для автоматического считывания с помощью кассовых терминалов. Сведения о продаже товаров передаются по телефонным, телетайпным, телефаксным каналам связи в вычислительный центр торговой компании.

Виды розничной торговли:

I. Стационарная торговая  сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.

II. Передвижная торговая  сеть способствует приближению  к покупателям и оперативному  его обслуживанию.

III. Посылочная торговля  занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.

Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек[7].

В структуре розничной торговле учитывается ассортиментный признак[8]. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по признаку производственного происхождения или потребительского назначения.

Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т. е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи[11].

Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса. Согласно установленным критериям численности работающих в предприятиях розничной торговли большая часть предприятий в торговле отнесена к малым предприятиям. От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость, и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, поскольку при выборе указанных товаров покупателям, как правило, необходимы индивидуальная помощь и консультация продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.

Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий – изготовителей. Это позволяет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.

Торговля по почте – особая форма универсальной торговли без магазина. Посылочная торговля получила большое распространение в высокоразвитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Правила осуществления  розничной торговли отдельными  видами товаров

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОТДЕЛЬНЫМИ

ВИДАМИ ТОВАРОВ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила разработаны  в соответствии с Законами  Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" (Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь, 2002 г., N 10, 2/839; 2008 г., N 170, 2/1463) и от 28 июля 2003 года "О торговле" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 87, 2/981) и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, осуществлении общественного питания. (В ред. постановления Совмина от 14.01.2009 N 26)

2. Для целей настоящих  Правил применяются термины и  их определения в значениях, установленных  Законом Республики Беларусь "О  защите прав потребителей" и  Законом Республики Беларусь "О  торговле", а также следующие термины и их определения:

покупатель (потребитель) - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

продавец - организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, реализующие товары покупателю по договору розничной купли-продажи. (П. 2 в ред. постановления Совмина от 14.01.2009 N 26)

3. Режим работы продавца  определяется по согласованию  с местными исполнительными и  распорядительными органами и  должен соответствовать установленному  режиму работы.

В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях) продавец должен своевременно предоставить покупателю информацию об этом.

О закрытии торгового объекта на ремонт (переоборудование) покупатели не позднее, чем за пять дней до его закрытия извещаются специальным объявлением.

4. Покупатели обслуживаются  в установленное время работы  продавца.

Запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончанием времени работы продавца. За 10 минут до окончания времени работы продавец может предупредить покупателей о том, что время работы заканчивается, и обслуживание покупателей прекращается.

Все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания - отобранный товар, должны быть обслужены. (В ред. постановления Совмина от 14.01.2009 N 26)

Вход покупателей в рестораны, кафе может быть прекращен за 30 минут, в другие торговые объекты общественного питания - за 15 минут до их закрытия.

5. Ассортимент предлагаемых  к продаже товаров, перечень оказываемых  услуг, а также формы обслуживания  определяются продавцом самостоятельно  в соответствии с профилем  и специализацией его деятельности.

Ассортиментные перечни товаров для торговых объектов выездной торговли, летних и сезонных кафе не согласовываются с местными исполнительными и распорядительными органами. (Пункт 5 в ред. постановления Совмина от 06.03.2006 N 317)

6. Продавец обязан соблюдать  законодательство о защите прав  потребителей и обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в технических нормативных правовых актах.

(в ред. постановления  Совмина от 14.01.2009 N 26)

7. Продавец должен располагать  необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с установленными требованиями сохранение качества и безопасности товаров, при их хранении и реализации в торговом объекте - надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателем товаров.

8. Продавец обязан иметь  и содержать в исправном состоянии  средства измерений, своевременно  и в установленном порядке  проводить их метрологическую  поверку.

Средства измерений должны располагаться таким образом, чтобы покупатель видел процесс взвешивания (отмеривания) товара.

(часть вторая п. 8 введена  постановлением Совмина от 14.01.2009 N 26)

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

9. Продавец обязан иметь  книгу замечаний и предложений, книгу учета проверок (ревизий), санитарный  журнал (при торговле продовольственными  товарами, осуществлении общественного  питания), бракеражный журнал (при  осуществлении общественного питания) и иные документы, установленные законодательством. (Часть 1 пункта 9 в ред. постановления Совмина от 16.03.2005 N 285)

Книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию покупателя. При этом запрещается требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения в книгу замечания и (или) предложения. (Часть 2 пункта 9 в ред. постановления Совмина от 06.03.2006 N 317)

10. Настоящие Правила в  доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

11. Продавец обязан довести  до сведения покупателя на  вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях  или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель, то фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), и режим работы, для торговых объектов общественного питания - также их тип и наценочную категорию.

Информация, указанная в настоящем пункте, должна доводиться до сведения покупателя на белорусском или русском языке. (П. 11 в ред. постановления Совмина от 14.01.2009 N 26)

12. Персонал продавца должен  быть обеспечен нагрудными знаками  с указанием в них должности, фамилии, имени, отчества, а в продовольственных  магазинах - также специальной санитарной одеждой, в торговых объектах общественного питания - санитарной или форменной одеждой.

13. В витрине должны  быть выставлены образцы только  тех товаров, которые имеются  в продаже. Образцы товаров, находящиеся  в витрине, должны продаваться  по требованию покупателя после проверки их качества.

Информация о работе Рекомендации по повышению культуры торгового обслуживания