Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:28, реферат
Розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.
Розничным товарооборотом является продажа, продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях.
В розничный товарооборот включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям.
введение
Для развития рыночных отношений применяются высокие требования к поведению производителей товаров и услуг. Потребители становятся более разборчивы и недоверчивы в восприятии рыночного предложения, приобретают высокую способность ориентироваться, противостоять влиянию сообщений.
Исследования мотивации потребительского поведения необходимы при оказании помощи предприятиям, производящим и реализующим товары и услуги, в процессе расширения клиентской базы, развития принципов работы с потребителями.
С развитием розничных сетей конкуренция достигла довольно высокого уровня.
Существуют несколько основных проблем на рынке розничных продаж:
- как оптимизировать торговое
пространство магазина для
- какие способы продвижения
товара в местах продаж
- как оценить качество и уровень сервиса в торговой точке.
Важное условие эффективного развития – это умение с учетом грамотно выбранной стратегии, жить по средствам.
В настоящее время рынки торговли и услуг испытывают проблемы:
- сокращение оборотного капитала;
- отсутствие доступного
финансирования со стороны
- резкое сокращение
- снижение покупательских способностей.
В результате ухудшилось состояние расчетов между предпринимателями, изменилась динамика рынка, снизились физические объемы продаж.
Кризис заставил искать новые возможности развития роста предприятий.. Государство начало активно участвовать в жизни малого и среднего бизнеса. Сейчас существуют разные программы на федеральном и республиканском уровне, которые призваны улучшить положение предприятий в условиях рынка. Например, в республике Хакасия существуют разные программы софинансирования.
В республике, в последнее время, открываются разные предприятий розничной и оптовой торговли, но в условиях высокой конкуренции большинство этих предприятий закрываются. Также имеет большое влияние и налоговые обязательства. Остаются те предприятия, которые смогли приспособиться и закрепиться в условиях рынка. Чтоб стимулировать образование новых предприятий, местные органы власти предлагают льготы по налогообложению для молодых предпринимателей.
Для того чтоб бизнес рос и преумножался важно определять структуру рынка, рассчитывать товарный баланс по основным товарам, проводить исследования. И, на основании этих исследований, определить в каком состоянии предприятие, и какие надо принимать меры.
1.Характеристика торгового предприятия
Продуктовый магазин «Октябрьский». Магазин индивидуального обслуживания. Продажа товаров осуществляется продавцом-кассиром через прилавок.
Форма собственности – индивидуальное предпринимательство.
Магазин находится по адресу г. Саяногорск Енисейский микрорайон д. 30 «Б».
График работы магазина с 8-00 до 23-00 часов, без перерыва на обед и без выходных.
Площадь торгового зала составляет 50м2 .
В магазине имеется оборудование: морозильные камеры, холодильные витрины, прилавки, весоизмерительные приборы, стеллажи, кассовые аппараты.
Также имеется ассортиментный перечень товара:
- макаронные изделия;
- молочная продукция;
- кондитерские изделия;
- мясная и колбасная продукция;
- овощи;
- фрукты;
- яйцо;
-хлебобулочные изделия.
В магазине существует необходимый штат работников:
- директор;
- бухгалтер;
- товаровед;
- продавцы кассиры (4 человека);
- уборщица;
- грузчик.
2. характеристика торгово - технологических
процессов
В магазине «Октябрьский» весь торгово-технологический процесс включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций. Эти процессы в магазине можно разделить на три основные части:
-операции с товарами до предложения их покупателям;
- операции, связанные с обслуживанием покупателей;
- дополнительные услуги.
Операции с товарами до предложения их покупателям, к ним относятся:
Разгрузка транспортных средств.
Грузовые машины с товаром подъезжают
со стороны двора. В магазине разгрузку
транспортных средств производит грузчик
или водитель, который доставил товар.
Когда товаровед составляет заявку на
какое-либо число, но точное время не оговаривается
и машина с товаром подъезжает в течение
дня. Это довольно таки неудобно, так как
для лучшей организации процессов на предприятии
необходимо вести график поставки товаров,
что позволяет рационально распределить
рабочий день и обязанности среди персонала.
Товары разгружаются аккуратно, чтобы
не повредить их.
Так, например: коробки с печеньем
нельзя кидать или бросать при разгрузке,
так как печенье хрупкое, и вместо печенья
в коробке останется один лом, что затруднит продажу этого товара.
Разгрузку коробок с фасованными крупами
или стеклянными банками так же рекомендуется производить
аккуратно, в противном случае предприятие
понесет убытки из-за не ответственности
своего персонала. Разгрузку товаров осуществляют
прямо в отделы, где осуществляется приемка
по количеству.
Приемка товаров по количеству и качеству.
Приемка по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов. Приемку в магазине осуществляет материально-ответственные лица: товаровед, заведующая или директор. Это зависит от того, кто свободен в то время, когда привезут товар. Приемка товаров по количеству заключается в сверке фактически поступившего товара с данными указанными в сопроводительных документах. Условно приемку по количеству можно разделить на два этапа:
-проверка количества мест и веса брутто (вес товара с тарой).
-проверка количества единиц
вместе и веса брутто (чистый лист товара).
Приемку по количеству регулируется
следующими нормативными документам:
- Инструкция «О порядке приемки
продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления
по количеству» и «О порядке приемки продукции
производственно-технического назначения
и товаров народного потребления по качеству»;
- Договор поставки;
- Особые условия поставки.
Приемка товаров по количеству начинается с проверки сопроводительных документов (накладная, счет-фактура товаротранспортная накладная), затем проверяется маркировка и целостность упаковки. После чего проверяют количество тарных мест и определяют массу брутто. Если не обнаружено расхождений, тогда в документах ставиться отметка. Так же на документах ставиться Ф.И.О. и должность принявшего товар работника, его подпись и печать магазина. Один экземпляр документов возвращается, а второй остается на предприятии. При разгрузке товаров сразу проверяется целостность товара и упаковки. Если при разгрузке были обнаружены дефекты и другие различные повреждения или товары с истекшим сроком годности, то разгрузку приостанавливают, выявляют недостатки товаров и отправляют поставщику продукцию, не принимая её. Если непосредственно при приемке товаров по количеству обнаружена недостача, тогда приемку приостанавливают и вызывают поставщика (телеграммой или по телефону). Составляется односторонний акт и товар, размещают на ответственное хранение до прибытия поставщика. Поставщик должен явиться в следующие сроки:
-если товары скоропортящиеся
– не позднее 24 ч с момента получения товаров.
-одногородний поставщик (по остальным товарам)
– не позднее следующего дня.
-иногородний поставщик – в
течение 3 дней плюс время на дорогу.
Если поставщик не явился по каким-то обстоятельствам, но дал распоряжение на приемку без него, тогда приглашается не заинтересованное лицо. Вместе с поставщиком или не заинтересованным лицом осуществляется приемка по количеству. Составляется двухсторонний акт, который подписывается всеми участниками, к акту прилагаются сопроводительные документы и копии удостоверения личностей. Акт утверждается директором предприятия не позднее следующего дня.
Приемка по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Приемка товаров по качеству регулируется следующими нормативными документами:
- Инструкция по порядку приемки товаров по качеству;
- Договор поставки;
- Особые условия поставки;
- ГОСТы, ТУ, ОСТы и другие стандарты качества.
Приемка товаров по качеству осуществляется, после того как товар приняли по количеству. Приемку по качеству начинается с проверки сопроводительных документов (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, качественное удостоверение).
Приемку по качеству осуществляет товаровед. Приемка может проводиться сплошная или выборочная. Сравнивается фактическое качество товаров с нормативными документами по качеству (ТУ, ГОСТ). Товар принимается органолептическими методами (вкус, цвет, запах) при необходимости отправляется на экспертизу в лабораторию. Приемка товаров по качеству проводиться:
-скоропортящиеся товары – в
момент приемки по количеству не позднее
24 часов.
-по остальным товарам от одногородних
поставщиков - не позднее 10 дней.
-от иногородних поставщиков – не позднее 20 дней.
Если при приемке обнаружен
не доброкачественный товар, вызывается
поставщик:
- иногородний – 3 дня плюс время
на дорогу;
- одногородний – не позднее следующего дня;
- скоропортящиеся товары – не позднее 24 ч с момента получения товаров.
Составляется односторонний
акт, товар отправляется на ответственное
хранение (в отдельное помещение). Если
поставщик не явился, тогда приглашают:
- инспектора государственной инспекции по качеству (Госторгинспекция);
- инспектора ЦСМ;
- бюро товарных экспертиз.
С поставщиком или с инспектором товар принимают по качеству и составляют двухсторонний акт. К акту прилагаются пломбы, упаковочные ярлыки, образцы маркировки, копии сопроводительных документов, копия удостоверения инспектора. Акт подписывается всеми участниками приемки и утверждается директором предприятия в течение трех дней. В магазине «Октябрьский» редко происходят случаи поступления некачественных товаров, так как предприятие сотрудничает с ответственными поставщиками, которые выпускают качественную продукцию.
Доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал.
После разгрузки и приемки товаров, в зависимости от того какими он обладает пищевыми свойствами, от вида упаковки и расфасовки, от условий хранения, и от степени готовности товаров к продаже его размещают в соответствующие места, в зону хранения, непосредственно в торговый зал или в помещение для подготовки к реализации.
Например: в магазин поступает крупа либо сахарный песок, расфасованный в мешки по 50 кг. Следовательно, этот товар доставляется в зону подготовки товаров к реализации, в магазинах индивидуального обслуживания сыпучие товары в обязательном порядке фасуются перед продажей по 0,5 и 1 кг. Но так же подготовку товаров к продаже подвергаются почти все товары, необходимо установить соответствия цены, произвести внешнюю очистку товара (пыль, грязь). Макароны, крупы, сахар и другие продукты, расфасованные непосредственно на самом предприятия изготовителе доставляются сразу в торговый зал, они не требуют подготовки перед продажей. В зону хранения в магазине направляются товары с длительным сроком хранения, которые сразу закупаются в больших количествах.
Хранение товаров.
В торговом предприятии, имеется не большой склад, где хранится продукция с длительным сроком хранения. Товар хранится на складе с учетом сроков его реализации, свойств товара, условий и продолжительности хранения.
Эти условия указываются на маркировке, а так же другая информация о требованиях к хранению содержится в нормативных документах. На предприятие выбирают свободный способ размещения товаров, при котором на освободившихся площадях размещают товары других групп, но при этом способе затрудняется учет товаров из-за расположения однородных товаров в нескольких местах. При размещении на хранение в магазине применяют прямую укладку товаров, ящики или коробки ставятся друг на друга маркировкой наружу.
Продукцию (молоко, мясные продукты, колбаса, кисломолочные продукты, кондитерские изделия) заказывают в небольших количествах, поэтому они не хранятся, а сразу реализовываются. При хранении так же учитываются предельные и гарантийные сроки хранения продукции.
Предельные сроки хранения
— это время, в течение которого товары
должны быть реализованы. Товары с истекшим
сроком хранения реализации не подлежат.
Сроки хранения устанавливаются
в зависимости от температуры хранения,
влажности воздуха. Для продовольственных
товаров предельные сроки хранения устанавливаются
с момента их выпуска и зависят от способа
обработки, расфасовки и упаковки.
Предельные сроки хранения указываются в сопроводительных документах, удостоверяющих качество товаров, или на упаковке. Гарантийные сроки хранения исчисляются со дня выработки продукции. В эти сроки за качество выпущенных товаров отвечает предприятие-изготовитель при условии, что соблюдались правила хранения товаров. Предельные и гарантийные сроки хранения указаны в стандартах или технических условиях на товары. Поступившие в магазин товары обычно нуждаются в подготовке к продаже.