Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:28, реферат

Краткое описание

Розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.
Розничным товарооборотом является продажа, продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях.
В розничный товарооборот включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике..docx

— 76.99 Кб (Скачать файл)

введение

 

Для развития рыночных отношений применяются высокие требования к поведению производителей товаров и услуг. Потребители становятся более разборчивы и недоверчивы в восприятии рыночного предложения, приобретают высокую способность ориентироваться, противостоять влиянию сообщений.

 Исследования мотивации потребительского поведения необходимы при оказании помощи предприятиям, производящим и реализующим товары и услуги, в процессе расширения клиентской базы, развития принципов работы с потребителями.

С развитием розничных сетей конкуренция достигла довольно высокого уровня.

Существуют несколько основных проблем на рынке розничных продаж:

- как оптимизировать торговое  пространство магазина для большей  вовлеченности посетителей в процесс покупки;

- какие способы продвижения  товара в местах продаж являются  наиболее эффективными;

- как оценить качество  и уровень сервиса в торговой  точке.

Важное условие эффективного развития – это умение с учетом грамотно выбранной стратегии, жить по средствам.

В настоящее время рынки торговли и услуг испытывают проблемы:

- сокращение оборотного  капитала;

- отсутствие доступного  финансирования со стороны кредитных  учреждений;

- резкое сокращение потребительских  кредитований;

- снижение покупательских способностей.

В результате ухудшилось состояние расчетов между предпринимателями, изменилась динамика рынка, снизились физические объемы продаж.

Кризис заставил искать новые возможности развития роста предприятий.. Государство  начало активно участвовать в жизни малого и среднего бизнеса. Сейчас существуют разные программы на федеральном и республиканском уровне, которые призваны улучшить положение предприятий в условиях рынка. Например, в республике Хакасия существуют разные программы софинансирования.

В республике, в последнее время, открываются разные предприятий розничной и оптовой торговли, но в условиях высокой конкуренции большинство этих предприятий закрываются. Также имеет большое влияние и налоговые обязательства. Остаются те предприятия, которые смогли приспособиться и закрепиться в условиях рынка. Чтоб стимулировать образование новых предприятий, местные органы власти предлагают льготы по налогообложению для молодых предпринимателей.

Для того чтоб бизнес рос и преумножался важно определять структуру рынка, рассчитывать товарный баланс по основным товарам, проводить исследования. И, на основании этих исследований, определить в каком состоянии предприятие, и какие надо принимать меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика  торгового предприятия

 

Продуктовый магазин «Октябрьский». Магазин индивидуального обслуживания. Продажа товаров осуществляется продавцом-кассиром через прилавок.

Форма собственности – индивидуальное предпринимательство.

Магазин находится по адресу г. Саяногорск Енисейский микрорайон д. 30 «Б».

График работы магазина с 8-00 до 23-00 часов, без перерыва на обед и без выходных.

Площадь торгового зала составляет 50м2 .

В магазине имеется оборудование: морозильные камеры, холодильные витрины, прилавки, весоизмерительные приборы, стеллажи, кассовые аппараты.

Также имеется ассортиментный перечень товара:

- макаронные изделия;

- молочная продукция;

- кондитерские изделия;

- мясная и колбасная  продукция;

- овощи;

- фрукты;

- яйцо;

-хлебобулочные изделия.

В магазине существует необходимый штат работников:

- директор;

- бухгалтер;

- товаровед;

- продавцы кассиры (4 человека);

- уборщица;

- грузчик.

 

2. характеристика торгово - технологических

процессов

 

В магазине «Октябрьский» весь торгово-технологический процесс включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций. Эти процессы в магазине можно разделить на три основные части:

-операции с товарами  до предложения их покупателям;

- операции, связанные с  обслуживанием покупателей;

- дополнительные услуги.

Операции с товарами до предложения их покупателям, к ним относятся:

Разгрузка транспортных средств.

Грузовые машины с товаром подъезжают со стороны двора. В магазине разгрузку транспортных средств производит грузчик или водитель, который доставил товар. Когда товаровед составляет заявку на какое-либо число, но точное время не оговаривается и машина с товаром подъезжает в течение дня. Это довольно таки неудобно, так как для лучшей организации процессов на предприятии необходимо вести график поставки товаров, что позволяет рационально распределить рабочий день и обязанности среди персонала. Товары разгружаются аккуратно, чтобы не повредить их.                                     
Так, например: коробки с печеньем нельзя кидать или бросать при разгрузке, так как печенье хрупкое, и вместо печенья в коробке останется один лом, что  затруднит продажу этого товара. Разгрузку коробок с фасованными крупами или стеклянными банками так же  рекомендуется производить аккуратно, в противном случае предприятие понесет убытки из-за не ответственности своего персонала. Разгрузку товаров осуществляют прямо в отделы, где осуществляется приемка по количеству.

Приемка товаров по количеству и качеству.

Приемка по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов. Приемку в магазине  осуществляет материально-ответственные лица: товаровед, заведующая или директор. Это зависит от того, кто свободен в то время, когда привезут товар. Приемка товаров по количеству заключается в сверке фактически поступившего товара с данными указанными в сопроводительных документах. Условно приемку по количеству можно разделить на два этапа:

-проверка количества  мест и веса брутто (вес товара  с тарой).

-проверка количества единиц вместе и веса брутто (чистый лист товара). 
Приемку по количеству регулируется следующими нормативными документам:  
- Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»;

- Договор поставки;

- Особые условия поставки.

 Приемка товаров по количеству начинается с проверки сопроводительных документов (накладная, счет-фактура товаротранспортная накладная), затем проверяется маркировка и целостность упаковки. После чего проверяют количество тарных мест и определяют массу брутто. Если не обнаружено расхождений, тогда в документах ставиться отметка. Так же на документах ставиться Ф.И.О. и  должность принявшего товар работника, его подпись и печать магазина. Один экземпляр документов возвращается, а второй остается на предприятии. При разгрузке товаров сразу проверяется целостность товара и упаковки.  Если   при разгрузке были обнаружены дефекты и другие различные повреждения или товары с истекшим сроком годности, то разгрузку приостанавливают, выявляют недостатки товаров и отправляют поставщику продукцию, не принимая её. Если непосредственно при приемке товаров по количеству обнаружена недостача, тогда приемку приостанавливают и вызывают поставщика (телеграммой или по телефону). Составляется односторонний акт и товар, размещают на ответственное хранение до прибытия поставщика. Поставщик должен явиться в следующие сроки:

-если товары скоропортящиеся – не позднее 24 ч с момента получения товаров. 
-одногородний поставщик (по остальным товарам) – не позднее следующего дня. 
-иногородний поставщик – в течение 3 дней плюс время на дорогу. 

Если поставщик не явился по каким-то обстоятельствам, но дал распоряжение на приемку без него, тогда приглашается не заинтересованное лицо. Вместе с поставщиком или не заинтересованным лицом осуществляется приемка по количеству. Составляется двухсторонний акт, который подписывается всеми участниками,  к акту прилагаются сопроводительные документы и копии удостоверения личностей. Акт утверждается директором предприятия не позднее следующего дня.

Приемка по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Приемка товаров по качеству регулируется следующими нормативными документами:

- Инструкция по порядку  приемки товаров по качеству;

- Договор поставки;

- Особые условия поставки;

- ГОСТы, ТУ, ОСТы  и  другие стандарты качества.

    Приемка товаров по качеству осуществляется, после того как товар приняли по количеству. Приемку по качеству начинается с проверки сопроводительных документов (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, качественное удостоверение).

     Приемку по качеству осуществляет товаровед. Приемка может проводиться сплошная или выборочная. Сравнивается фактическое качество товаров с нормативными документами по качеству (ТУ, ГОСТ). Товар принимается органолептическими методами (вкус, цвет, запах) при необходимости отправляется на экспертизу в лабораторию. Приемка товаров по качеству проводиться:

-скоропортящиеся товары – в момент приемки по количеству не позднее 24 часов. 
-по остальным товарам от одногородних поставщиков -  не позднее 10 дней.

-от иногородних поставщиков – не позднее 20 дней.

     Если при приемке обнаружен не доброкачественный товар, вызывается поставщик: 
-  иногородний – 3 дня плюс время на дорогу;

-  одногородний – не позднее следующего дня;

-  скоропортящиеся товары – не позднее 24 ч с момента получения товаров.

    Составляется односторонний акт, товар отправляется на ответственное хранение (в отдельное помещение). Если поставщик не явился, тогда приглашают: 
- инспектора государственной  инспекции по качеству (Госторгинспекция);

-  инспектора ЦСМ;

-  бюро товарных экспертиз.

     С поставщиком или с инспектором товар принимают по качеству и составляют двухсторонний акт. К акту прилагаются пломбы, упаковочные ярлыки, образцы маркировки, копии сопроводительных документов, копия удостоверения инспектора. Акт подписывается всеми участниками приемки и утверждается директором предприятия в течение трех дней. В магазине «Октябрьский» редко происходят случаи поступления некачественных товаров, так как предприятие сотрудничает с ответственными поставщиками, которые выпускают качественную продукцию. 

Доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал.

После разгрузки и приемки товаров, в зависимости от того какими он обладает пищевыми свойствами, от вида упаковки и расфасовки,  от условий хранения, и от степени готовности товаров к продаже его размещают в соответствующие места, в зону хранения, непосредственно в торговый зал или в помещение для подготовки к реализации.

Например:  в магазин поступает крупа либо сахарный песок, расфасованный в мешки по 50 кг. Следовательно, этот товар доставляется в зону подготовки товаров к реализации, в магазинах индивидуального обслуживания сыпучие товары в обязательном порядке фасуются перед продажей по 0,5 и 1 кг. Но так же подготовку товаров к продаже подвергаются почти все товары, необходимо установить соответствия цены, произвести внешнюю очистку товара (пыль, грязь). Макароны, крупы, сахар и другие продукты, расфасованные непосредственно на самом предприятия изготовителе доставляются сразу в торговый зал, они не требуют подготовки перед продажей. В зону хранения в магазине направляются товары с длительным сроком хранения, которые сразу закупаются в больших количествах. 

 Хранение товаров.

В торговом предприятии, имеется не большой склад, где хранится продукция с длительным сроком хранения. Товар хранится на складе с учетом сроков его реализации, свойств товара, условий и продолжительности хранения.

Эти условия указываются на маркировке, а так же другая информация о требованиях к хранению содержится в нормативных документах. На предприятие выбирают свободный способ размещения товаров, при котором на освободившихся площадях размещают товары других групп, но при этом способе затрудняется учет товаров из-за расположения однородных товаров в нескольких  местах.  При размещении на хранение в магазине применяют прямую укладку товаров, ящики или коробки ставятся друг на друга маркировкой наружу.

 Продукцию (молоко, мясные продукты, колбаса, кисломолочные продукты, кондитерские изделия) заказывают в небольших количествах, поэтому они не хранятся, а сразу реализовываются.  При хранении так же учитываются предельные и гарантийные сроки хранения продукции.

Предельные сроки хранения — это время, в течение которого товары должны быть реализованы. Товары с истекшим сроком хранения реализации не подлежат. 
Сроки хранения устанавливаются в зависимости от температуры хранения, влажности воздуха. Для продовольственных товаров предельные сроки хранения устанавливаются с момента их выпуска и зависят от способа обработки, расфасовки и упаковки.

Предельные сроки хранения указываются в сопроводительных документах, удостоверяющих качество товаров, или на упаковке. Гарантийные сроки хранения исчисляются со дня выработки продукции. В эти сроки за качество выпущенных товаров отвечает предприятие-изготовитель при условии, что соблюдались правила хранения товаров. Предельные и гарантийные сроки хранения указаны в стандартах или технических условиях на товары. Поступившие в магазин товары обычно нуждаются в подготовке к продаже. 

Информация о работе Розничный товарооборот