Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;
проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;
рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина «Звездный».
Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
При анализе численности персонала, использования рабочего времени и производительности труда различают списочную, явочную и среднесписочную численность.
Списочная численность – это численность всех работников, состоящих в штате предприятия на определенную дату. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную или временную работу.
Явочная численность –
это минимальное количество персонала,
которое должно обслуживать торгово-
Среднесписочная численность – это численность персонала, определяемая в среднем за соответствующий период (месяц, квартал, год).
Анализ численности персонала
производится во взаимосвязи с анализом
производительности труда, которая
характеризует эффективность
Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели: /4, стр. 570/
численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1);
товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1);
производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – Во, В1).
При анализе производительности
труда рассматривают
Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр).
Чо = То / Во
Чр - Чо
Чр = Т1 / Во Ч1 - Чо
Ч1 - Чр
Ч1 = Т1 / В1
Численность персонала зависит
от трудоемкости товарооборота, его
структуры, внутригруппового ассортимента
реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости
товарооборота требует
DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp),
где Jmp – индекс трудоемкости./4, с. 172/.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.
Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:
D Тч = (D Ч / D Т) * 100,
где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;
D Ч – прирост численности, %;
D Т – прирост товарооборота, %.
D Тп = 100 - D Тч,
где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда./4, с. 173-174/.
Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но в целом реализация товаров должна быть прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:
Кпт = D ЧП / D ФП,
где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;
D ЧП – прирост чистой
прибыли на одного работника
за определенный период
D ФП – прирост фонда
потребления на одного
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
Акционерное общество супермаркет «Звездный» является закрытым акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 51.
Основные экономические показатели деятельности ЗАО
??Звездный?? представлены в табл. 1.
Экономические показатели ЗАО ??Звездный?? ( в тыс. руб.)
Таблица 1
Показатели |
2000 |
|
1. товарооборот |
667822 |
458944 |
68,7 |
2. валовой доход |
60384 |
74309 |
123,1 |
3. издержки обращения |
55614 |
67143 |
120,7 |
4. прибыль от реализации |
5349 |
1181 |
22,1 |
5.сальдо от внереализационных операций |
- 577 |
5985 |
не сравнимо |
6. валовая прибыль |
4770 |
7166 |
150,2 |
7. прибыль чистая |
4265 |
7166 |
168 |
8.рентабельность (от прибыли чистой), % |
0,63 |
1,56 |
250 |
9. рентабельность (от прибыли от реализации), % |
0,8 |
0,26 |
32,1 |
10.эффективность коммерческой работы, % |
7,7 |
10,7 |
139 |
.
Данные таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2001 году в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в 2,5 раза! Но все данные, приведенные в табл., взяты из ежегодной бух. отчетности ЗАО Супермаркет «Звездный» и на них необходимо опираться.
Противоречивость данных из табл. можно объяснить следующим образом: в 2001 г. был очень высокий положительный уровень сальдо от внереализационных операций, что и позволило валовой прибыли подняться на 50,2 % , а чистой прибыли - на 68 %. Если же мы рассчитаем рентабельность от прибыли от реализации (строка 3), то рентабельность в 2001 г. составит всего 32,1 % от 2000 г. (стр. 8).
Рассмотрим организационную структуру управления ЗАО «Звездный» (см. рис.2)..
директор
Автотранс-порт
магазины
Зам. По общ.
вопросам
Зам.гл. бух.
Зам.гл.бух.
Нач.эконоч.отдела
Гл. бухгалтер
Торговый отдел (прод)
Торговый отдел (пром)
Нач. отдела кадров
Зам. По финансам
Зам. По торговле прод.товарами
Зам. По торговле пром.товарами
Зам.по строи-
Тельству
Нач. отдела по учету товаров
Нач. отдела по расчетам с поставщиками
Инженерная группа
2.2. Организация труда в
Всего в ЗАО Супермаркет «Звездный» (вместе с его филиалами) работает 1641 человек.
Общая площадь всех магазинов – 28614 м2, из них 63 %
(18027 м2) – площадь торгового зала.
Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:
а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.) – 82 чел.(5 %).
б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 1313 чел.(80 %).
в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие , уборщицы, электромонтеры, техники и др.) – 246 чел.(15 %).
Основные показатели по труду представлены в табл. 2
Таблица 2
Показатели по труду ЗАО Супермаркет «Звездный»
показатели |
2000 |
2001 |
отклонения (+,-) |
2001 г. к 2000 г. в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
товарооборот |
667822 |
458944 |
-208878 |
68,7 |
среднесписочная численность торговых работников |
1510 |
1641 |
+131 |
108,7 |
в том числе торгово-оперативных работников |
1152 |
1313 |
+161 |
114 |
удельный вес торгово- |
76,3 |
80 |
+3,7 |
104,8 |
товарооборот на одного торгового работника |
442,27 |
279,67 |
-162,6 |
63,2 |
товарооборот на одного торгово-оперативного работника |
579,71 |
349,54 |
-230,17 |
60,3 |
фонд рабочего времени, чел – день |
339750 |
369225 |
+29475 |
108,7 |
фонд заработной платы всех торговых работников |
21163 |
25228 |
+4065 |
119,2 |
Фонд заработной платы всех торговых работников в % к товаро-обороту |
3,2 |
5,5 |
+2,3 |
171,9 |
Фонд заработной платы всех торгово-оперативных работников |
18970 |
22182,4 |
+3212,4 |
116,9 |
Фонд заработной платы всех торгово-оперативных работников в % к товаро-обороту |
2,8 |
4,8 |
+2 |
171,4 |
Средняя годовая заработная плата одного торгового работника |
14 |
15,37 |
+1,37 |
109,8 |
средняя годовая заработная плата одного торгово-оперативного работника |
16,5 |
16,9 |
+0,4 |
102,4 |
Данные табл. 2 также противоречивы:
численность торговых работников
ЗАО Супермаркет «Звездный» выросла
на 8,7 % , но товарооборот упал на 31,3 %. Это
привело к падению
Мы оставляем за пределами
этой работы оценку истинности и достоверности
годовой бухгалтерской
Но, как свидетельствует ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу, средняя годовая заработная плата одного торгового работника выросла на 9,8 % (строка 14 табл. 3).
Так как в ЗАО Супермаркет «Звездный» входит около двух десятков магазинов, и проанализировать трудовые процессы во всех сразу невозможно, выберем для анализа только головной магазин.
Данный супермаркет строился
именно в расчет на большой % системы
самообслуживания покупателей. Значительный
экономический эффект при самообслуживании
достигается за счет увеличения пропускной
способности магазина, роста его
товарооборота и валового дохода,
ощутимого сокращения численности
торговых работников и повышения
производительности их труда, снижения
уровня издержек обращения. К числу
преимуществ метода самообслуживания
следует отметить его универсальность.
Методом самообслуживания можно
продавать подавляющее
При продаже товаров с
открытой выкладкой обеспечивается
свободный доступ покупателей ко
всем имеющимся в продаже товарам.
Функции продавца при этом методе
продажи сводятся к консультированию
покупателей и осуществлению
операций по отпуску товаров. По сравнению
с продажей через прилавок этот метод
удобен тем, что знакомиться с
товаром могут одновременно несколько
покупателей. Это ускоряет процесс
продажи и увеличивает
При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям
Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м2торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок.
Но при этом некоторая
часть остальных звеньев