Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:10, реферат
Товарове́дение (нем. Warenkunde) — научная дисциплина, предметом которой являются потребительские свойства товаров, лежащие в основе их потребительной стоимости. Принадлежит группе прикладных экономических дисциплин, в составе которой развивается в тесном взаимодействии с учётно-экономическими дисциплинами, маркетингом (предпосылкой которого является) и рядом других.
Товарове́дение (нем. Warenkunde) — научная дисциплина, предметом которой являются потребительские свойства товаров, лежащие в основе их потребительной стоимости. Принадлежит группе прикладных экономических дисциплин, в составе которой развивается в тесном взаимодействии с учётно-экономическими дисциплинами, маркетингом (предпосылкой которого является) и рядом других. Наряду с базовыми для всех наук методами диалектической логики, а также методами других общественных наук, в ходе анализа обширно заимствует методы и приёмы естественных наук, медицины, эргономики и т. п.
В приведённом выше определении содержатся два научных термина, две категории, имена которых иногда путают:
потребительские свойства есть
категория в основе своей объективно-
потребительная стоимость (но не «потребительская стоимость!») — сугубо экономическая категория, парная к категории «стоимость», денежным выражением которой, в свою очередь, является «цена». Определяемая, как «способность товара удовлетворять те или иные потребности человека», потребительная стоимость есть категория субъективно-синтетическая: она отражает субъективную оценку покупателем товара во всей совокупности его свойств, и эта оценка выражается в его готовности заплатить за товар ту или иную цену.
Первое академическое определение товароведения дал в конце XVIII века Иоганн Бекман[1]: наука о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении[2]
Современные варианты определения товароведения:
научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации[3].
— Большая Советская энциклопедия, 1977.
* * *
прикладная экономическая
дисциплина, изучающая полезные
свойства продуктов труда,
— Большой Энциклопедический Словарь, 2005.
Не появлявшееся в научных
трудах до 1990-х годов сочетание
потребительская стоимость
если одно слово может иметь несколько значений, то понятие, напротив, всегда однозначно. Будь иначе, наука, оперирующая как раз понятиями, потеряла бы всякий смысл.[5]Содержание [убрать]
1 История товароведения как науки в Новое Время
1.1 Товароведение в России
1.2 Товароведение в СССР
2 Примечания
[править]
История товароведения как науки в Новое Время
Необходимость в постановке
товароведения на научную основу
возникает в эпоху Великих
географических открытий. Родиной современного
товароведения является Италия, чьи
средневековые города-
В 1752—1756 гг. в Лейпциге издаются один за другим пять томов фундаментального исследования Карла-Гюнтера Людовици (нем. Ludovici) с не менее фундаментальным названием:
Открытая академия купечества, или полный купеческий словарь: из коего торговля и предпринимательство, со всеми их приёмами и искусствами доведены будут для должного изучения; и также все гавани, именитейшие города и ярмарки; все виды сырых и обработанных товаров; художники, фабриканты и ремесленники; коммерцколлегии, коммерческие суды, банки, биржи, ломбарды, мануфактуры, фабрики и мастерские; права и привилегии купечества и т. д. изложены и разъяснены будут: С превеликим усердием из лучших сочинений отобранный…
Оригинальный текст (нем.) [показать]
Автор — талантливый лексикограф,
посвятивший большую часть
Я не думаю, чтобы стал кто оспаривать моё удовлетворение тем, что я есть первый, кто столь важное, как и весьма нужное дело, как торговлю, она же купеческая наука, привёл в упорядоченную и с искусством расположенную систему. Никто до меня не додумался, что всеобщая торговля состоит из трёх частей:
знания товаров,
торговой науки и
счетоводства или порядочного держания купеческих книг[7]
«Самовосхваления» К.-Г.Людовици небезосновательны: его труд положил начало методу глубокой систематизации объектов изучения в товароведении. Долгое время он был лучшим справочным источником в этой области; через 30 лет после его издания, в 1795 году Иоганн Бекман привёл многословное определение товароведения, данное своим великим предшественником: в особенности есть познание товаров, смотра по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, деление, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку, подделку, пользу и употребление, а также на знания суть лучшие сорта и роды товаров[8].
в строгую академическую форму («наука о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении»). Об особой популярности книги К.-Г.Людовици в России (где она называлась «Начертание полной купеческой системы») см. ниже. Что же касается «личной нескромности» автора этого анонса — читатели XXI века могут записать её в счёт заслуг К.-Г.Людовици ещё в одной области, выросшей из товароведения, а именно — маркетинга и продвижения товара.
Век Бекмана и Людовици дал человечеству паровую машину; вновь наступивший XIX век открыл следующий этап НТР[9], ознаменовавшийся небывалым прогрессом в области физики, электричества и химии[10]. С одной стороны, товароведение встало перед массой качественно новых товарных объектов, а с другой — одновременно обрело и обширный инструментарий исследования их материальной основы. В Великобритании и США преподавание товароведения начинает дифференцироваться в расширенных курсах технологии различных групп товаров[11] Тем самым товароведно-технологический этап в развитии товароведения (уже давно сменивший в Европе чисто описательный) приобрёл новое качество. И, наконец, в том же XIX веке заявившая себя «царицей экономических наук» политическая экономия разгружает товароведение от решения специфической задачи нахождения соотношения между категориями потребительной стоимости (полезности), стоимости и цены как денежного выражения последней. Констатируя это состоявшееся размежевание, Карл Маркс записывает в «Капитале»:
Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения[12].
Оригинальный текст (нем.) [показать]
заодно сообщая товароведам имя категории, которую они изучают совместно с политэкономами, но — с разных сторон, разными методами.
Дальнейшее развитие науки товароведения на протяжении XIX века шло и по линии углубления исследований физической, материальной стороны предмета, и одновременно — по линии совершенствования оценок коммерческой стороны, сбыта товаров. Это нашло отражение в двух определениях той эпохи, приводимых Е. В. Жиряевой в своём учебнике[13]:
Товароведение — это логически
и систематически упорядоченное
и сведённое к простейшим принципам
и простейшему выражению
Товароведение — это естественная научная дисциплина, рассматривающая исследование свойств товаров с коммерческой точки зрения. Таким определением пользовались представители венской школы товароведов (с 1870 г.) Г.Томс, И.Гольферт, К.Охара.
Титульный лист книги Иоганна Бекмана «Vorbereitung zur Waarenkunde» (1793)
Наличие определения товароведения
в XIX веке через «описание всех сведений»
(Пешль) не вписывается в классификации[
К концу XIX века в товароведение
вторгается новая тематика — изучение
спроса, затем разработка рекламы
и других форм продвижения товара
на рынок вплоть до агрессивных, использующих
психологические особенности
[править]
Товароведение в России
В развитии товароведения как науки в России учебники и методические разработки[15] выделяют следующие три этапа развития:
описательный (до XVIII века)
товароведно-технологический (XVIII век — середина XX века)
товароведно-формирующий (с середины XX века по настоящее время)
Первым пособием по товароведению
в России обычно назвают вышедшую
в 1575 году «Торговую книгу» (другие
названия «Память товарам», «Память
как продавать товар русской
в немцех»[16]). Составленная на основе
богатейшего внешнеторгового
Затем в библиографии отечественных
работ по товароведению наступает
провал длиной в 200 лет. В 1787 году издаётся
«Словарь коммерческий в 6 частях», и
в 1789, под именем «Начертание полной
купеческой системы и торговой науки»
(тж. «Основы полной торговой системы»)
— упомянутое выше сочинение К.-Г.Людовици.
Утверждение некоторых учёных РФ,
что великий немецкий лексикограф
оказался при этом ещё и в числе
основоположников научного товароведения
в России[18], с учётом известных
фактов биографии К.-Г.Людовици (нескл.!),
видится не вполне обоснованным. Равно
как и славянизация его имени,
превращаемого в России и на Украине
в К. Г. Людовицы (в ед.ч.: «…Так
определил товароведение И. Г. Людовицы
в книге…»)[19], К. Г. Людовица[20] и даже…
К. Г. Людовицын[21]! Бесспорно лишь одно:
издание книги позволило
БСЭ констатирует, что «как
самостоятельная учебная
Информация о работе Современные варианты определения товароведения