Современные варианты определения товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Товарове́дение (нем. Warenkunde) — научная дисциплина, предметом которой являются потребительские свойства товаров, лежащие в основе их потребительной стоимости. Принадлежит группе прикладных экономических дисциплин, в составе которой развивается в тесном взаимодействии с учётно-экономическими дисциплинами, маркетингом (предпосылкой которого является) и рядом других.

Вложенные файлы: 1 файл

Товарове́дение.docx

— 21.80 Кб (Скачать файл)

Товарове́дение (нем. Warenkunde) — научная дисциплина, предметом  которой являются потребительские  свойства товаров, лежащие в основе их потребительной стоимости. Принадлежит  группе прикладных экономических дисциплин, в составе которой развивается  в тесном взаимодействии с учётно-экономическими дисциплинами, маркетингом (предпосылкой которого является) и рядом других. Наряду с базовыми для всех наук методами диалектической логики, а  также методами других общественных наук, в ходе анализа обширно заимствует методы и приёмы естественных наук, медицины, эргономики и т. п.

 

В приведённом выше определении  содержатся два научных термина, две категории, имена которых  иногда путают:

потребительские свойства есть категория в основе своей объективно-аналитическая. Методами специальных дисциплин (химия, механика, биология, и т. п.) определяются элементный состав товара, его эксплуатационные характеристики, воздействие на человека и среду и пр., обобщаемые в  синтетическом, интегральном показателе качества. На основе тех или иных существенных качеств разрабатываются  классификации, которые кладутся в  основу научных исследований процесса товародвижения, формирования ассортимента и т. п.

потребительная стоимость (но не «потребительская стоимость!») —  сугубо экономическая категория, парная к категории «стоимость», денежным выражением которой, в свою очередь, является «цена». Определяемая, как  «способность товара удовлетворять  те или иные потребности человека», потребительная стоимость есть категория  субъективно-синтетическая: она отражает субъективную оценку покупателем товара во всей совокупности его свойств, и  эта оценка выражается в его готовности заплатить за товар ту или иную цену.

 

Первое академическое  определение товароведения дал  в конце XVIII века Иоганн Бекман[1]: наука о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении[2] 

 

 

Современные варианты определения  товароведения:

 

научная дисциплина, изучающая  потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие  качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия  сохранения качества товаров при  их транспортировке, в потреблении  и эксплуатации[3].

 — Большая Советская  энциклопедия, 1977.

* * *

 прикладная экономическая  дисциплина, изучающая полезные  свойства продуктов труда, классификацию,  стандартизацию, закономерности формирования  ассортимента товаров и его  структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировании и хранении[4]

   — Большой Энциклопедический  Словарь, 2005.

 

Не появлявшееся в научных  трудах до 1990-х годов сочетание  потребительская стоимость является результатом небрежного обращения  с исторически сложившимся категориальным аппаратом. Термин потребительная стоимость  фигурирует в экономической теории более полутора веков, и весомых  обоснований необходимости его  замены пока науке не представлено. Ввиду указанных выше принципиальных различий между научными категориями  потребительСКие свойства и потребительНая стоимость, новообразование «потребительСКая стоимость» трудно признать доброкачественным, так как оно приводит к смешению двух разных понятий. Как справедливо  заметил В.Чеховский:

 

если одно слово может  иметь несколько значений, то понятие, напротив, всегда однозначно. Будь иначе, наука, оперирующая как раз понятиями, потеряла бы всякий смысл.[5]Содержание  [убрать]

1 История товароведения  как науки в Новое Время 

1.1 Товароведение в России

1.2 Товароведение в СССР

2 Примечания

 

[править]

История товароведения как  науки в Новое Время

 

Необходимость в постановке товароведения на научную основу возникает в эпоху Великих  географических открытий. Родиной современного товароведения является Италия, чьи  средневековые города-республики принимают  на себя функции основного торгового  посредника между Европой и Востоком. Уже в 1549 году в Падуанском университете открывается кафедра товароведения  растительных и животных фармацевтических материалов.

 

В 1752—1756 гг. в Лейпциге издаются один за другим пять томов фундаментального исследования Карла-Гюнтера Людовици (нем. Ludovici) с не менее фундаментальным  названием:

 

Открытая академия купечества, или полный купеческий словарь: из коего  торговля и предпринимательство, со всеми их приёмами и искусствами  доведены будут для должного изучения; и также все гавани, именитейшие города и ярмарки; все виды сырых и обработанных товаров; художники, фабриканты и ремесленники; коммерцколлегии, коммерческие суды, банки, биржи, ломбарды, мануфактуры, фабрики и мастерские; права и привилегии купечества и т. д. изложены и разъяснены будут: С превеликим усердием из лучших сочинений отобранный…

Оригинальный текст  (нем.)  [показать]

 

Автор — талантливый лексикограф, посвятивший большую часть своей  жизни составлению словарей и  энциклопедий. На протяжении 15 лет (1739—1754) Людовици был главным редактором Большой Энциклопедии Цедлера, и  за два года до завершения этого 64-томного  издания принялся параллельно за свою, отдельную 5-томную «купеческую  энциклопедию». Не дожидаясь сторонних  рецензентов, Людовици сам анонсировал  свой труд:

 

Я не думаю, чтобы стал кто  оспаривать моё удовлетворение тем, что я есть первый, кто столь  важное, как и весьма нужное дело, как торговлю, она же купеческая наука, привёл в упорядоченную и  с искусством расположенную систему. Никто до меня не додумался, что всеобщая торговля состоит из трёх частей:

знания товаров,

торговой науки и

счетоводства или порядочного  держания купеческих книг[7]

«Самовосхваления» К.-Г.Людовици небезосновательны: его труд положил  начало методу глубокой систематизации объектов изучения в товароведении. Долгое время он был лучшим справочным источником в этой области; через 30 лет после его издания, в 1795 году Иоганн Бекман привёл многословное определение  товароведения, данное своим великим  предшественником: в особенности есть познание товаров, смотра по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, деление, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку, подделку, пользу и употребление, а также на знания суть лучшие сорта и роды товаров[8]. 

 

 

в строгую академическую  форму («наука о свойствах, получении  и испытании товаров, а также  об их экономическом значении»). Об особой популярности книги К.-Г.Людовици в России (где она называлась «Начертание  полной купеческой системы») см. ниже. Что же касается «личной нескромности»  автора этого анонса — читатели XXI века могут записать её в счёт заслуг К.-Г.Людовици ещё в одной  области, выросшей из товароведения, а  именно — маркетинга и продвижения  товара.

 

Век Бекмана и Людовици дал человечеству паровую машину; вновь наступивший XIX век открыл следующий этап НТР[9], ознаменовавшийся небывалым прогрессом в области  физики, электричества и химии[10]. С одной стороны, товароведение встало перед массой качественно новых товарных объектов, а с другой — одновременно обрело и обширный инструментарий исследования их материальной основы. В Великобритании и США преподавание товароведения начинает дифференцироваться в расширенных курсах технологии различных групп товаров[11] Тем самым товароведно-технологический этап в развитии товароведения (уже давно сменивший в Европе чисто описательный) приобрёл новое качество. И, наконец, в том же XIX веке заявившая себя «царицей экономических наук» политическая экономия разгружает товароведение от решения специфической задачи нахождения соотношения между категориями потребительной стоимости (полезности), стоимости и цены как денежного выражения последней. Констатируя это состоявшееся размежевание, Карл Маркс записывает в «Капитале»:

 

 

Потребительные стоимости  товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения[12].

Оригинальный текст  (нем.)  [показать]

 

заодно сообщая товароведам  имя категории, которую они изучают  совместно с политэкономами, но —  с разных сторон, разными методами.

 

Дальнейшее развитие науки  товароведения на протяжении XIX века шло и по линии углубления исследований физической, материальной стороны предмета, и одновременно — по линии совершенствования  оценок коммерческой стороны, сбыта  товаров. Это нашло отражение  в двух определениях той эпохи, приводимых Е. В. Жиряевой в своём учебнике[13]:

Товароведение — это логически  и систематически упорядоченное  и сведённое к простейшим принципам  и простейшему выражению описание всех сведений, касающихся товаров. Главным  представителем концепции, выраженной этим определением, был маннгеймский профессор Виктор Пешль (1884—1948).

Товароведение — это естественная научная дисциплина, рассматривающая  исследование свойств товаров с  коммерческой точки зрения. Таким  определением пользовались представители  венской школы товароведов (с 1870 г.) Г.Томс, И.Гольферт, К.Охара.

 

 Титульный лист книги  Иоганна Бекмана «Vorbereitung zur Waarenkunde»  (1793)

 

Наличие определения товароведения  в XIX веке через «описание всех сведений» (Пешль) не вписывается в классификации[14], датирующие завершение «описательного периода» XVIII веком. В определении  же венской школы товароведения  налицо противоречие между отнесением товароведения в класс естественных дисциплин и коммерческим ракурсом, задающим науке совсем другие методы. Как видно, эта школа на данном этапе не координировала свои исследования с другой, ныне всемирно известной школой мысли, работавшей в том же городе Вене. Это — венская (тж. австрийская) школа экономической мысли, развивавшая альтернативную классикам (Смит, Рикардо, Маркс) теорию стоимости. Фундаментальной её категорией являлась предельная полезность. Недопустимость смешивания категорий потребительной стоимости и полезности в определениях, касающихся товароведения обусловлена тем, что каждый из этих терминов спроецирован на свою фундаментальную теорию стоимости.

 

К концу XIX века в товароведение  вторгается новая тематика — изучение спроса, затем разработка рекламы  и других форм продвижения товара на рынок вплоть до агрессивных, использующих психологические особенности человека для оказания на него давления с  целью заставить сделать его  выбор в пользу конкретного товара. Последние методы прямого отношения  к товароведению не имеют, и потому эта тематика вскоре концентрируется  в рамках новой прикладной экономической  дисциплины — маркетинга. Между  товароведением и маркетингом налицо значительное пересечение в области  предмета. Принципиальное же различие между ними — в исходной точке  исследования. Товароведение исходит  из товара, помогая доставить его  в сохранности до покупателя, дать покупателю объективную информацию о товаре и т. п., то есть удовлетворить  потребности покупателя и избавить продавца от излишних потерь. Маркетинг  же исходит не из товара, а из необходимости  найти платёжеспособного потребителя, который готов купить нечто, причём в момент, наиболее удобный для  продавца в контексте решения  главной его задачи — извлечения прибыли.

[править]

Товароведение в России

 

В развитии товароведения  как науки в России учебники и  методические разработки[15] выделяют следующие  три этапа развития:

описательный (до XVIII века)

товароведно-технологический (XVIII век — середина XX века)

товароведно-формирующий (с  середины XX века по настоящее время)

 

Первым пособием по товароведению  в России обычно назвают вышедшую в 1575 году «Торговую книгу» (другие названия «Память товарам», «Память  как продавать товар русской  в немцех»[16]). Составленная на основе богатейшего внешнеторгового опыта, накопленного купцами-новгородцами, книга  поучала, «како торг вести и знати  всему цену», как приготовлять товары для продажи западноевропейцам. Особое внимание в ней уделялось  русско-нидерландской торговле. «Торговая  книга» советовала русским купцам заключать  торговые договоры о продаже технического сырья, пищевых продуктов, изделий  ремесла, лесных промыслов; приводились  цены на пушнину и кожи. Сообщалось и о том, что привозили на Кольское побережье нидерландские купцы: сахар, изюм, пряности, нашатырь, камфору, металлы (олово, ртуть) и металлоизделия (медную и железную проволоку для  русских ремесленников)[17].

 

Затем в библиографии отечественных  работ по товароведению наступает  провал длиной в 200 лет. В 1787 году издаётся «Словарь коммерческий в 6 частях», и  в 1789, под именем «Начертание полной купеческой системы и торговой науки» (тж. «Основы полной торговой системы») — упомянутое выше сочинение К.-Г.Людовици. Утверждение некоторых учёных РФ, что великий немецкий лексикограф  оказался при этом ещё и в числе  основоположников научного товароведения  в России[18], с учётом известных  фактов биографии К.-Г.Людовици (нескл.!), видится не вполне обоснованным. Равно  как и славянизация его имени, превращаемого в России и на Украине  в К. Г. Людовицы (в ед.ч.: «…Так  определил товароведение И. Г. Людовицы в книге…»)[19], К. Г. Людовица[20] и даже…  К. Г. Людовицын[21]! Бесспорно лишь одно: издание книги позволило приступить к преподаванию дисциплины в России.

 

БСЭ констатирует, что «как самостоятельная учебная дисциплина товароведение начало вводиться  в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце XVIII в.»[3] Дух реформ Александра I, затронувших  и образование, воодушевляет сотрудников  созданных им в начале XIX века министерств  настолько, что Главное правление  училищ в 1803 году вносит торговую энциклопедию Людовици (вместе с 6-томным «Коммерческим  словарём» 1787 года) в «список книг, одобренный для употребления в гимназии»[22] в качестве учебных пособий. Тот  факт, что даже в середине XIX в. Маркс  констатировал:

Информация о работе Современные варианты определения товароведения