Современные перкспективные виды упаковки молока и их влияние на сохранение питьевого молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования анализ современных видов упаковки молока.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1) определить сущность упаковки;
2) охарактеризовать упаковку молока, предъявляемые к ней требования, выяснить, из каких материалов она производится;
3) рассмотреть перспективы развития того или иного вида упаковки молока;
4) провести опрос среди разных возрастных групп о том, молоко в каких упаковках ими потребляется.

Содержание

Введение. ………………………………………………………...... 3
Раздел 1 Теоретические аспекты упаковки как фактора сохранности и конкурентоспособности потребительских товаров………………………………………………………

5
1.1. Роль упаковки в торгово-технологическом процессе. …………….
5
01.02.13 Классификация упаковки......................
6
1.3. Развитие конфликта и Требования, предъявляемые к упаковке...................

9
Раздел 2
Управление и разрешение конфликтов персонала как фактор достижения успеха в деятельности организации. …..

16
2.1. Условия для успешного управления конфликтами в организационных структурах. ………………………………….....
--
2.2. Стратегии и методы разрешения конфликтов в организациях. ...
23
Заключение. …………………………………………………......... 27
Источники и литература. ………………………………………..... 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 


    1. Современные виды упаковки молока.

На сегодняшний день разработан и освоен промышленный выпуск значительного ассортимента упаковочных материалов и потребительской тары из сырьевых компонентов российского производства для молока  различной жирности, функционального назначения, сроков хранения и реализации.

Основной тенденцией является создание упаковочных материалов, обладающих улучшенным прогнозируемым комплексом санитарно-гигиенических свойств и повышенным уровнем барьерности, позволяющим увеличить сроки хранения раcфасованного продукта. Будущее при этом принадлежит комбинированным и многослойным материалам, технология производства которых предусматривает использование гигиенически «чистых» полимеров и компонентов, современных технологических приемов.

Для упаковки молока  в последнее время используют тару, изготавливаемую из различных материалов: стекла, металла, полимеров, а также из их комбинаций как между собой, так и с бумагой или картоном.

Стеклянная тара.

Первая молочная бутылка была изобретена доктором Гарвеем Д. Тагером в 1884г. В нашей стране до недавнего времени действовала мощная производственная база для выпуска многооборотной стеклянной тары. В 70-е годы стеклянные молочные бутылки производили 76 стеклозаводов и предприятий. Ежегодно потреблялось около 50 млрд. шт. (в условном исчислении емкостью 0,5 л). Сегодня потребляется не более 1,5 млрд. шт., и эти объемы неукоснительно сокращаются. В целом, ликвидирована материально-техническая база производства и применения, система сбора и возврата. В 90-е годы были созданы последние перспективные виды молочной бутылки усовершенствованной конструкции, уменьшенной массы с упрочняющими оксидно-металлическими покрытиями. Величина снижения боя этих бутылок составила 25%, при этом примерно на 15% сократилось количество разбитого стекла за счет уменьшения массы бутылки. Но тем не менее полностью исключить стеклобой не удалось.

Стекло химически инертно, препятствует проникновению газов, жидкостей и сырости, устойчиво к действию химических агентов, прозрачно, непроницаемо для газов, жидкостей, легко перерабатывается и формуется.


Важнейшим преимуществом стекла является его гигиеничность. Из стекла не переходят в пищевой продукт вредные вещества, оно не придает продуктам питания постороннего запаха и вкуса.

Основными недостатками стекла являются его большая плотность и хрупкость, что приводит к увеличению транспортных расходов при перевозках и потерям пищевых продуктов. Вследствие этого цены на готовую продукцию, расфасованную в стеклянную тару, существенно увеличиваются.

В настоящее время интенсивно ведутся работы по уменьшению массы стеклотары и улучшению ее механических свойств за счет обработки поверхности различными веществами, нанесением покрытий на основе полимеров.

Тенденция резкого и постоянного снижения использования стеклотары в молочной промышленности обусловлена многими факторами, связанными с производством и реализацией. Несмотря на то, что стекло считается с гигиенической точки зрения самым безвредным видом потребительской тары, его хрупкость и относительно большая масса приводят к значительным потерям молочной продукции.

Линии розлива громоздки и энергоемки за счет узла мойки бутылок. Невысокие объемы переработки молока не позволяют полностью использовать производительность разливочного оборудования, бутылка укупоривается негерметично, поэтому ассортимент фасуемой молочной продукции существенно ограничен 36 часами хранения, что уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Пленочные материалы.

Наиболее используемым полимерным материалом в молочной промышленности является пленка полиэтиленовая наполненная. Для придания ей светозащитных свойств в ее состав вводят мелкодисперсную двуокись титана, что и обеспечивает белый цвет. Добавки вносят в базовый полиэтилен в виде концентратов либо суперконцентратов. При этом используется метод механического смешивания или уже готовые композиции. Пленку используют для изготовления мягких пакетов и туб, в которые расфасовывают молоко. Обычная «молочная» пленка изготавливается на базе полиэтилена высокого давления, обладающего ограниченной жиростойкостью.

Совместно с рядом тарных предприятий России, ГУ ВНИМИ разработаны различные виды этого материала: одно-, двух-, трехслойные, обладающие повышенной чистотой, повышенной жиростойкостью, в т. ч. для молочных продуктов детского питания. При этом использование технологий соэкструзии позволяет за счет варьирования состава слоев производить пленки с прогнозируемым комплексом свойств.

Комбинированные упаковочные материалы.

Комбинированные материалы на основе бумаги и картона предназначены для изготовления упаковочных единиц в виде пакетов различной конфигурации (типа «Тетра-Брик», «Тетра-Брик-асептик», «Пюр-Пак» и пр.) для молока  изготавливаются методом экструзионного ламинирования.

Использование для упаковки молока комбинированных материалов на основе картона несет существенные преимущества. Как правило, такая упаковка состоит из нескольких перемежающихся слоев полиэтилена и картона. В такой таре каждый материал выполняет свою функцию: картон придает жесткость и светонепроницаемость, фольга повышает барьерные свойства, слои полиэтилена придают продукту влагостойкость, обеспечивают упаковке высокое качество сварки и герметизацию. Очень важно то, что картонная упаковка непроницаема для света, воздействие которого способно привести к потере до 50% витаминов А, В2 и С (как в случае с прозрачной бутылкой).


Преобладающие позиции на российском рынке  молочных продуктов занимает современная упаковка типа «тетра-брик», «тетра-брик-асептик», «тетра-рекс», «пюр-пак-асептик» и «тетра-пак», в которую упаковывается почти 54% фасуемых жидких молочных продуктов. Наличие в их составе слоя бумаги или картона обеспечивает комплекс потребительских и физико-механических свойств, а фольгированный слой (алюминия) сводит к минимуму воздействие кислорода, УФ-излучения и экотоксикантов на пищевой продукт. По мнению работников торговли, эта тара пользуется большим покупательским спросом, чем стеклянные бутылки или пленочные пакеты.

Основные конкурентные преимущества этой упаковки состоят в том, что для потребителя она более удобна и практична, надежна в транспортировке, обеспечивает более длительный срок хранения продукта за счет пастеризации или стерилизации молока, экологически чиста, не нуждается в возврате и более эстетична (часто высокое качество упаковки ассоциируется у покупателя с высоким качеством молочного продукта). Торговля отдает предпочтение этой упаковке еще и потому, что картонная упаковка имеет высокую прочность в отличие от полиэтиленовых пакетов и позволяет более эффективно использовать складские помещения и оптимизировать логистику сбыта.

Основное преимущество материала, используемого компанией Tetra Pak для создания упаковки, заключается в том, что он представляет собой ламинат, состоящий из картонной основы, алюминиевой фольги (входит в состав упаковки для продуктов длительного срока хранения, не требующих охлаждения) и нескольких слоев полиэтилена.

Полиэтилен создает эффективный барьер против бактерий и нежелательных внешних воздействий, таких как свет и атмосферный воздух, способных ухудшить качество продукта. Поверхность ламината для упаковки перед процессом формовки в пакеты стерилизуется перекисью водорода. Еще один плюс состоит в том, что пакеты запаиваются ниже уровня поступающей жидкости, то есть заполняется весь их внутренний объем, что полностью защищает содержимое от окисления.

Картонная упаковка с «гребешком» отличается тем, что она «зашивается» сверху, благодаря чему ее можно без особых усилий открыть руками. Так, например, компания «Элопак» разработала специальный силиконовый слой easy open (легкое открытие) для еще более удобного и легкого вскрытия упаковки.

Такая упаковка выгодна и с точки зрения логистики - снижает транспортные и складские расходы: транспортировочные модули компактны и экономят много места. Кроме того, продукты, упакованные асептическим способом, могут храниться и доставляться потребителям без охлаждения.

К тому же оборудование по розливу молока в картонную упаковку установлено на большинстве российских заводов.

Достоинства и возможности данной упаковки широко разрекламированы. В настоящее время она занимает лидирующее положение на рынке молочной продукции России, однако трудно сказать, как долго ей удастся удерживать эти позиции. При утилизации три слоя упаковки являются препятствием, так как трудно подобрать технологию по разделению и переработке отходов.

Использование асептического розлива в пакеты «тетра-брик-асептик» увеличивает срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций и существенно увеличить объем их производства и «географию» реализации. Крупные молокозаводы, имеющие дополнительные резервы и расположенные, как правило, в областных и районных центрах, переходят на асептический розлив молочных продуктов с целью существенного увеличения объемов производства и захвата неосвоенных региональных рынков.

Пластиковая упаковка.

По разнообразию и функциональному назначению удовлетворяет практически любым требованиям потребителя: она отличается удобством, эстетичностью, стабильностью размеров, небольшой массой, водо-, паро - и газонепроницаемостью, сравнительно низкой стоимостью.

Комплекс научных и опытно-технологических работ, выполненных в последние годы ГУ ВНИМИ совместно с рядом тарных предприятий и других организаций, позволил развить принципиально новые направления научно-технического прогресса в области создания тароупаковоч-ных материалов для молочной и пищевой промышленности. Вся гамма модифицированных упаковочных средств и потребительской тары уже выпускается предприятиями РФ.

 

    1. Условия и сроки хранения молока.

 Нам, как потребителям, важно знать от чего зависят сроки хранения молока. Немногие знают ответ на данный вопрос. Рассмотрим, какие факторы оказывают наибольшее влияние на примере таблицы 1.

 


Изготовитель

( бренд )

« Весёлый молочник»

« Весёлый молочник»

« Домик в деревне »

«Простоквашино»

 « Домик в деревне»

«Лузинская крыночка»

Жирность молока

2,50%

3,20%

6 % ( отборное)

3,20%

0,50%

2,50%

Упаковка

Пластиковая

Картонная

Картонная

Картонная

Картонная

Плёночные материалы

Срок хранения

   

6 мес.

 

6 мес.

 

Вид обработки

Пастеризованное  молоко

Пастеризованное  молоко

Стерилизованное молоко

Стерилизованное молоко

Стерилизовапнное молоко

Пастеризованное молоко


 

Таблица 1.

Исходя из данных таблицы я делаю вывод о том, что жирность, вид обработки и упаковки напрямую влияет на  срок хранения молока. Таким образом, отчётливо видно, что молоко с жирностью …. , упакованное в …. , прошедшее обработку …. хранится дольше чем, например,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Перспективы развития  видов упаковки молока в России.

Без сомнения, в ближайшие годы рынок молчной продукции  продемонстрирует множество оригинальных находок и инноваций. Ведь если раньше для жителей нашей страны существовало «просто молоко», то сейчас россиянам предлагают сделать выбор из множества вариантов — с определенным количеством жирности, с добавками, витаминами или без них, в разнообразной упаковке.

Изучив большое количество материала, в том числе и мнения специалистов, я пришла к выводу -  сейчас на отечественном рынке жидких молочных продуктов идет напряженная конкуренция между мягким полиэтиленовым пакетом, картонной упаковкой, «кувшином» и ПЭТ-бутылкой. Я предполагаю, что в ближайшее время доля пластиковой бутылки достигнет насыщения и в соотношении различных видов упаковки наступит баланс. Ключевые позиции сохранит картонная упаковка, обладающая рядом преимуществ. Среди них: 
• прогнозируемость затрат, так как цены на древесину более предсказуемы, в отличие от цен на нефтепродукты, которые являются сырьем для пластиковой упаковки; 
•возобновляемость сырьевого ресурса; 
•экологические преимущества, связанные прежде всего с утилизацией. 
Что касается упаковки в пленку, то этот сегмент будет существовать в нашей стране, так как существует потребность в недорогих решениях. Тем не менее процесс замены полиэтиленовых пакетов медленно, но идет и постепенно будет набирать обороты. Рано или поздно, скорее всего, он уступит свое место более современным упаковочным решениям.

 

 

 

 

 

2.5. Какое молоко выбирают  Омичи.

Проведя опрос среди жителей города Омска ( общее число участников - 50 человек ), я составила диаграмму, в  которой отражены:

  • вид упаковки молока, пользующийся наибольшим спросом ( результат  результаты опроса диаграмма № 1);
  • жирность,которую предпочитает потребитель ( результаты опроса диаграмма № 2) ;

 

Диаграмма № 1.

 

 

          

          Диаграмма № 2.

Итоги опроса:

После проведения опросных мероприятий по выявлению предпочтений выбора упаковки и жирности питьевого молока среди потребителей разного возраста в городе Омске, мною было выявлено: 

  • за плёночные и комбинированные упаковочные материалы проголосовало   равнозначное количество респондентов ;
  • потребители одинаково предпочитают жирность молока  как от 1,5 до 2 %, так и от 3,2 до 3,5 %.

Информация о работе Современные перкспективные виды упаковки молока и их влияние на сохранение питьевого молока