Содержание товароведения как науки о товаре. Этапы формирования товароведения как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».
Потребительские стоимости товаров являются предметом товароведения. Благодаря потребительской стоимости продукция становится товаром, так как удовлетворяет конкретные потребности человека.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по товароведению.docx

— 31.64 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Развитие науки, выявление  новых научных фактов и данных настоятельно требует периодического обобщения накопившегося материала, на основании которого можно делать определенные выводы, обосновывать различные теоретические положения.

Все это относится и  к товароведению продовольственных  товаров, которое теснейшим образом  связано с торговлей, пищевой  промышленностью, сельскохозяйственным производством, а также с естественными, главным образом биологическими, науками.

С развитием пищевой промышленности и расширением ассортимента выпускаемых  изделий происходит постоянная дифференциация и специализация ее отраслей, а  соответственно и научных исследований в товароведении. Специализация  является естественным процессом, способствующим углубленному изучению отдельных узких  областей товароведения; в то же время  она обусловливает Ослабление естественных связей между его разделами и  затрудняет широкие теоретические  обобщения, что, в конечном счете, препятствует дальнейшему развитию самого товароведения как науки.

Накопление фактического материала в товароведении началось задолго до возникновения товарного  производства, однако наиболее широкое  развитие товароведение получило с  возникновением и развитием международной и внутренней торговли.

В настоящее время в  товароведении продовольственных  товаров накопилось большое количество фактического материала, без систематизации которого становится невозможным дальнейшее движение вперед.

1 Чоговадзе Ш.К. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: «Экономика», 1971г. – 302с.

Содержание товароведения  как науки о товаре. Этапы формирования товароведения как науки

Товароведение — это наука о товарах.

Товар — это продукт  материальной деятельности, созданный  для продажи и удовлетворяющий  какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.

Товароведение как наука  и учебная дисциплина изучает  потребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».

Потребительские стоимости  товаров являются предметом товароведения. Благодаря потребительской стоимости  продукция становится товаром, так  как удовлетворяет конкретные потребности человека.

Возникновение товароведения  как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием  «всяких земель» товаров, в которой  подробно рассказывалось о привозных  товарах из других стран, а также  о товарах, которые экспортировались в то время из России (пенька, меха, воск, мед, зерно и др). Первый период развития товароведения с середины XVI до XVIII в. называют товароведно-описательным.

С XVIII по XIX в. товароведение  развивается в тесной связи с  химией, физикой, биологией и другими  науками. С развитием промышленности и торговли, совершенствованием естественнонаучных знаний оно приобрело характер научной дисциплины.

Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому второй этап называют товароведно-технологическим.

Особая заслуга в становлении  отечественного товароведения принадлежит  Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товаров.

В развитие товароведения  большой вклад внесли П.П. Петров (1850-1928) и Я.Я. Никитинский (1854-1924), Ф.В. Церевитинов (1874—1947). Они уточнили задачи товароведения, показали его связь  с технологией производства, с  сельскохозяйственными и экономическими науками. П.П. Петровым, Я.Я. Никитинским, Ф.В. Церевитиновым в 1906—1908 гг. был  издан учебник по товароведению  промышленных товаров и пищевых  продуктов в двух томах. Позднее  этот учебник был переработан  и значительно расширен и вышел  в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник служил основой для  подготовки многих поколений товароведов.

В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал  первую научную монографию «Очерки  по товароведению пищевых продуктов».

В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал  обширную монографию по товароведению  «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения.

В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения  — прогнозируется создание товаров  с учетом изменяющихся потребностей.

Третий этап развития товароведения  называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают новые  задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого  ассортимента, разработка оптимальных  условий эксплуатации и ухода за товарами и др.

Товароведение как научная  дисциплина связано с такими науками, как химия, физика, микробиология. Определение  качества продовольственных товаров, условий их хранения основано на химических, микробиологических и физических процессах.

Источник: http://www.znaytovar.ru/s/Tovarovedenie.html

 

Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость

Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в  пользовании или потреблении. Меновая  стоимость представляется в виде количественного соотношения, в  виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого  рода. Как потребительные стоимости  товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключает в себе потребительной стоимости.

Общественно необходимое  рабочее время есть то рабочее  время, которое требуется для  изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно  нормальных условиях производства и  при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности  труда.

Величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством  рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления

Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так  бывает, когда ее полезность для  человека не опосредована трудом (воздух).

Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную  потребность, создает потребительную стоимость, но не товар.

Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.

Карл Генрих Маркс Капитал. Книга первая: процесс производства капитала. – ст. 44-45

Потребности, их виды и роль в формировании потребительских  требований и потребительной стоимости

Проблема качества товаров  была и остается актуальной, она  носит стратегический характер. Высокое  качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять  присущие им функции, но и для того, чтобы, став товаром, эти изделия  максимально удовлетворяли потребителя.

Качество товара формирует  спрос и потребление. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет  потребности покупателя. Повышение  качества товаров выгодно изготовителю и потребителю.

Потребность — это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое  человеком) в чем-либо объективно необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.

Потребности можно классифицировать: на физиологические потребности (еда, жилье, одежда и т.д.); потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образование, культура, досуг и т.д.); потребности в средствах деятельности (предмет для производства товаров, услуг и т.д.); потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши и т.д.).

Возможны и другие классификации  потребностей: по степени удовлетворения, по виду удовлетворения, по степени осознания и т.п.

По степени удовлетворения потребности делят на полностью удовлетворенные, не полностью удовлетворенные и неудовлетворенные. Оценивая степень удовлетворения потребностей, возможно изучение и прогнозирование спроса. Потребности могут возникать у общества в целом, внутри определенной социальной группы, у отдельного индивидуума. Таким образом, по виду удовлетворения они носят общественный и индивидуальный характер.

Возникновение общественных потребностей обусловлено развитием  материального производства и производственных отношений. Индивидуальные потребности  в совокупности составляют потребности  общества в целом — общественные потребности. Общественные потребности  проявляются через индивидуальные.

Индивидуальные потребности  порождены социально-биологической  сущностью человека, так как без  непрерывного удовлетворения разнообразных  потребностей жизнедеятельность людей  невозможна. Индивидуальные потребности образуют следующую иерархию: витальные потребности (в пище, тепле и др.); потребность самосохранения (безопасности, защищенности); потребности в любви, уважении (в признании статуса), самоутверждении (самореализации).

Потребности могут быть осознанными  и неосознанными. По количеству удовлетворяемых  потребностей они могут быть единичными и комплексными.

Потребности динамичны и  изменчивы, на базе удовлетворенных  возникают новые, более высокие  потребности, что подтверждает закон  возвышающихся потребностей. Возвышение потребностей связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности.

Знание общественных потребностей — залог успеха любого предприятия.

Связь потребностей и требований очевидна. Потребности людей в  предметном окружении многогранны, как и требования к товарам. Знание общественных потребностей позволяет  сформировать требования, предъявляемые к товару.

Требования к товарам  — это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Объективная особенность  товаров, которая проявляется при  его создании, эксплуатации или потреблении, называется свойством товаров. Следовательно, свойства товаров должны соответствовать  тем требованиям, которые к ним предъявляются. Качество — это совокупность свойств продукции, т.е. совокупность особенностей, которыми товар должен обладать. Качество тесно связано с требованиями. Но между уровнем качества и требованиями существует определенная диспропорция, не всегда качество товара соответствует требованиям. Товар по качеству должен максимально приближаться к тем требованиям, которые были сформированы в результате изучения потребностей.

Требования, предъявляемые  к товарам, постоянно изменяются одновременно с изменением потребностей по тем же законам, т.е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники  и технологии, экономики и культуры.

В зависимости от различных  классификационных признаков требования к товарам делятся на текущие  и перспективные, общие, частные  и специфические, требования к качеству.

Текущие требования разрабатываются  и предъявляются к серийно  выпускаемой продукции. Эти требования, как правило, регламентируются нормативными и техническими документами. Текущие  требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.

Перспективные требования объединяют более широкий и высокий по уровню комплекс параметров продукции. Их разрабатывают на основе текущих требований.

В зависимости от степени  охвата товаров требования бывают общими, частными и специфическими.

Общие требования в равной степени предъявляются к одному виду товара или преобладающему большинству  товаров. К общим требованиям  относятся: выполнение основной и вспомогательных  функций, безопасность для жизни  и здоровья потребителя, безопасность окружающей среды, надежность в эксплуатации в пределах установленного срока, эргономические, эстетические, требования к маркировке, упаковке, хранению и транспортированию товаров.

Специфические требования предъявляются  к малой группе товаров, а частные  — к конкретному товару. Эти  требования более разнообразны и  зависят от назначения и условий  потребления или использования  товаров. Жесткие требования предъявляют  к пищевой, ценности продовольственных  товаров.

Требования к прочности  предъявляются к товарам, которые  в процессе эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам и деформациям (изгибу, сжатию, кручению и т.д.).

Требования, в зависимости  от параметра потребления товара, который они характеризуют, подразделяют на: социальные, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, стандартизации, унификации и экономические.

Социальные требования характеризуют  соответствие товаров общественно  необходимым потребностям. Функциональные требования предусматривают соответствие товара своему назначению.

Эргономические требования определяются особенностями человека и характеристиками среды использования. Они предъявляются для повышения  эффективности взаимодействия человека с изделием. Они предусматривают  удобство пользования и управления изделием в процессе эксплуатации, соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение  оптимальных условий эксплуатации его человеком.

Антропометрические требования предъявляют к соответствию изделия  и его отдельных деталей размерам и форме тела человека.

Физиологические требования определяют соответствие товара закономерностям  функционирования человеческого организма, устойчивость организма человека к  различным воздействиям со стороны  товара. Эстетические требования —  это требования к информационной выразительности, рациональности формы  и конструкции, внешнему оформлению, целостности композиции, совершенству исполнения и другим особенностям изделия.

Требования надежности характеризуют  способность товаров выполнять  заданные функции в течение определенного  времени или определенной наработки.

Информация о работе Содержание товароведения как науки о товаре. Этапы формирования товароведения как науки