Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:18, реферат
Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».
Потребительские стоимости товаров являются предметом товароведения. Благодаря потребительской стоимости продукция становится товаром, так как удовлетворяет конкретные потребности человека.
Требования долговечности сводятся к тому, чтобы товар выполнял основные функции в течение длительного времени.
Основные характеристики потребительной стоимости
Под потребительной стоимостью товара понимают максимальную пользу, которую товар приносит потребителю. Причем эта польза может носить материальный и нематериальный характер.
Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется лишь при потреблении или эксплуатации товара, так как лишь при эксплуатации или потреблении товара можно оценить его полезность.
Термин эксплуатация относится к товарам, которые в процессе использования расходуют свой ресурс ( одежда, обувь, бытовая техника и т.п.). Например, обувь в процессе эксплуатации изнашивается. Термин потребление относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (продукты питания, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т.п.).
Каждый товар обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют свойства, которые обуславливают полезность. Эти свойства принято называть потребительскими.
Потребительная стоимость товара проявляется в момент использования. Если товар не используется, то он будет обладать не реальной, а потенциальной потребительной стоимостью. Потенциальная потребительная стоимость отражает многообразие возможностей производителя, а реальная - многообразие запросов потребителей.
Например, мебель, выпущенная на фабрике и хранящаяся на складе из-за отсутствия на нее спроса, обладает потенциальной потребительной стоимостью. Мебель обладает и меновой стоимостью, так как для ее производства был затрачен общественно необходимый труд. Таким образом, потребительная стоимость в зависимости от характера проявления может быть потенциальной и реальной.
В зависимости от характера потребления продуктов труда потребительную стоимость подразделяют на индивидуальную и общественную.
Индивидуальной потребительной стоимостью обладают продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для личного потребления. Эти продукты труда не попадают в сферу обращения, не приобретают форму товара, а потому не являются объектом товароведения. Потребительные стоимости этих продуктов труда оцениваются с позиций не общественных, а индивидуальных потребностей их создателей, что и определяет их название.
Индивидуальная потребительная стоимость определяется естественными свойствами продуктов труда (физическими, химическими, биологическими). Например, индивидуальной потребительной стоимостью характеризуется продукция, выращенная для личного потребления на приусадебном участке.
Общественная потребительная
стоимость свойственна
Общественная потребительная
стоимость оценивается с
Общественная потребительная
стоимость товаров
Потребительская стоимость товара обусловлена присущими ему потребительскими свойствами, проявляющимися при использовании товара потребителем для удовлетворения материальных, культурных или биологических потребностей.
Следует, однако, отметить, что не все свойства товаров относятся к категории потребительских.
Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием установления уровня качества товара.
В зависимости от той роли, которую играют потребительские свойства в жизненном цикле товара, их можно подразделить на функциональные, эргономические, эстетические, а также свойства безопасности и надежности.
Таким образом, по уровню удовлетворяемых потребностей различают: единичную общественную потребительную стоимость (единичная потребительная стоимость, потребительная стоимость) и совокупную общественную потребительную стоимость.
Единичная потребительная стоимость
связана с удовлетворением
Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она присуща большому количеству товаров определенного вида и проявляется через суммарные единичные потребительные стоимости, т.е. степень удовлетворения потребностей зависит не только от качества товара, но и от его количества. Например, в условиях перепроизводства или снижения платежеспособного спроса населения часть товаров может потерять свою реальную потребительную стоимость и превратиться в бесполезный1 для общества продукт труда. Общественная потребительная стоимость товаров определяется их качеством и количеством. Следовательно, у общественной потребительной стоимости товаров есть качественные и количественные характеристики.
Товароведение непосредственно связано с решением ключевых задач организации экономики, отвечая на вопросы: какие товары и с какой потребительной стоимостью представлены на рынке - как их следует использовать и хранить? При этом, товароведение определяет качественные и количественные характеристики товаров.
Общественная потребительная
стоимость товаров
Предметом изучения товароведения является материально-вещественная сторона потребительной стоимости, а социально-экономическая сторона является объектом изучения ряда экономических дисциплин, а также товароведения.
Предметом товароведения
являются единичная потребительная
стоимость, удовлетворяющая потребности
отдельного человека и (или) семьи и
характеризуемая в
Качественная и количественная определенность потребительной стоимости
К. Маркс отмечал, что каждую полезную вещь, как, например, железо, бумагу и т.д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. То есть потребительная стоимость как экономическая категория обладает единством качественной и количественной сторон.
Качественная сторона потребительной стоимости характеризуется способностью данной вещи (продукта) удовлетворять определенную потребность. "Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью". Эта способность возникает и реализуется, благодаря тому, что продукт обладает совокупностью определенных полезных свойств.
Количественная сторона
потребительной стоимости проявляется
в виде меры удовлетворения определенной
потребности в данной вещи (продукте).
К. Маркс подчеркивал: "Эта мера
отчасти определяется качеством
продукта как потребительной стоимости,
его специфической полезностью,
пригодностью, отчасти – количеством...".
Категория "потребительная стоимость"
неразрывно связана с категорией
"качество продукции". Их различие,
как отмечает Н.И. Рыжков, "...сводится
к тому, что потребительная стоимость
имеет отношение к
Таким образом, качественная сторона категории "качество продукции" – это способность единицы данного продукта удовлетворять определенную потребность, а количественная сторона – мера удовлетворения определенной потребности единицей данного продукта. Ершов А.К.
Управление качеством продукции: Учебное пособие. М: Изд-во МГАП "Мир книги", 1997.
Основные категории
Любая самостоятельная научная дисциплина должна располагать своим понятийно-термологическим аппаратом, определяющим по возможности однозначно важнейшие термины и понятия , которыми оперирует данная отрасль научного знания, и в случае необходимости дающим их развёрнутое толкование.
К основным категориям товароведения относятся: потребительная стоимость, качество товаров, ассортимент, информация. Каждая из этих категорий включает в себя множество соподчинённых понятий.
В области потребительной стоимости товаров используются следующие термины: индивидуальная потребительная стоимость, единичная общественная потребительная стоимость, совокупная общественная потребительная стоимость, потребности.
К терминам в области качества товаров относятся качество, потребительские свойства, показатель качества, факторы качества, требования к качеству, оценка, уровень, контроль качества и методы контроля качества, управление качеством, экспертиза качества, идентификация товаров, конкурентоспособность, сертификация товаров.
К терминам в области ассортимента товаров относятся ассортимент товаров, показатели, оптимизация, формирование ассортимента и развитие ассортимента, управление ассортиментом.