Соременное состояние рынка майонеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:41, реферат

Краткое описание

В соответствии с техническим регламентом на масложировую продукцию ФЗ №90 от 24 июня 2008 г, майонез – это тонкодисперсный однородный эмульсионный продукт с содержанием жира, указанным на маркировке, изготавливаемый из рафинированных дезодорированных растительных масел, воды, яичных продуктов с добавлением или без добавления продуктов переработки молока, пищевых добавок и других ингредиентов. Майонез один их самых наиболее потребляемых (практически повседневных) продуктов на столе россиян, применяется в качестве приправы для улучшения вкуса и усвояемости пищи, а так же в качестве добавки при приготовлении различных блюд.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие сведения о майонезе…………………………………………………...4
2. Современное состояние рынка майонеза……………………………………10
3. Расширение ассортимента майонеза………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

Современное состояние рынка майонеза, расширение ассортимента майонеза.docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

Крупнейшим предприятием в Центральном ФО является ОАО «ЭФКО», которое занимает 8,5% рынка и выпускает наряду с наиболее известной ТМ «Слобода» майонезы «Альтеро», «Пикник», «Пир горой». Компания постоянно расширяет географию производства, и на сегодняшний день работает в городе Алексеевка, Екатеринбурге, Тамани. Ведущим производителем майонеза в Уральском ФО является ОАО «Жировой комбинат», расположенный в Екатеринбурге (7% рынка). Среди его основных торговых марок – «Щедрое лето», «Стольный», «Провансаль ЕЖК».

Самыми известными торговыми марками  на российском рынке являются «CALVE», выпускаемый ООО «Юнилевер Русь», «MRRicco» и «Ласка» (ОАО «Казанский жировой комбинат»), «Скит» (ООО «Компания Скит»), «Обжорка» и «Ермак» (ООО «Счастливые времена»), «Янта» (ОАО «Иркутский МЖК»), «Моя семья» и «Мечта хозяйки» (компания «Hainz-Ps»), «Здрава» (ОАО «Кировский маргзавод»), «Балтимор» (Компания «Балтимор»), «Марианна» (ООО «Ногинский комбинат питания»), «Добавкин» (ООО «Курская масложировая компания»).

Рост транспортных расходов способствует развитию местных производителей, создающих  региональные торговые марки. Это создает  хорошие рыночные возможности для  региональных производителей. Сегодня  во многих регионах можно увидеть  торговые марки майонезов, которые  продаются лишь на ограниченных географических рынках. Такие производители в принципе могут привлечь внимание лидеров рынка: приобретая локальных производителей, крупные компании смогут заметно повысить свои позиции в регионах. Наиболее характерен этот процесс для Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Рост объемов производства и наличие большого числа производителей требует выпускать высококачественную продукцию в широком диапазоне цен для удовлетворения различных категорий потребителей. При рассмотрении изменения ассортимента майонезной продукции за последнее 15 лет, необходимо отметить, что в середине 90-х годов более 65% рынка занимал традиционный «Провансаль» 67%-ной жирности и порядка четверти рынка приходилось на долю импортных брендов: «Calve», «Hamker», «Hellmann`s». В настоящее время отечественными предприятиями производятся практически все виды майонезов. Наибольшей популярностью по-прежнему пользуется «Провансаль», который делает большинство российских производителей. Его органолептические характеристики, сочетание вкуса, запаха и консистенции очень привлекательны и привычны для потребителей. В принципе большинство производителей майонезов оставляют в наименовании продукции слово «Провансаль», но каждый добавляет к этому расшифровку, например «Провансаль классический», «Провансаль легкий», «Провансаль плюс» и т. д. Кроме того, каждый производитель стремится зарегистрировать свою товарную марку или свой бренд, под которым майонез, выпускаемый им, становится узнаваемым на рынке. Как правило, это майонезы ведущих российских производителей. Значительную долю в потреблении майонезов занимают торговые марки «Махеевъ», «Ряба», «Сдобри», «Астория», «Оливьез», «Чудесница», «Слобода», «Calve», «MRRicco», «Ласка», «Щедрое лето», «Янта». Известны также и другие наименования майонезов. Их доля достаточно велика, что также говорит о широте ассортимента.

Многие производители стали  осваивать производство новых продуктов  на основе майонезов: майонезных соусов, различных паст и кремов. Высокая степень насыщенности рынка майонезной продукции приводит к трудностям с ее реализацией, что отражается на длительности пребывания в сети реализации, требует производства высококачественной продукции и увеличения сроков ее годности.

Потребление майонезной продукции  постоянно растет. Если в 1990 году оно составляло 120 тыс. тонн, то в 2010 году достигло почти 730 тыс. тонн. При таком значительном росте среднедушевые объемы потребления майонеза превысили 5,1 кг в год. Идет значительное расширение сфер применения майонеза.

В настоящее время майонез выпускается  в разнообразной потребительской таре: в упаковке из полимерных и комбинированных материалов (в пакетах дой-пак с дозатором и без дозатора), пластиковой упаковке (баночки, ведерки, бидоны, бутылки), стеклянных банках (как с крышками tvist-off, так и с обычными металлическими крышками)и т. д. Наибольшую долю рынка занимают объемы майонеза, расфасованного в пакеты из полимерных и комбинированных материалов (порядка 62-65%). На долю фасовки в пластиковые ведерки и баночки приходится около 10% объемов; порядка 6-7% занимает майонез, расфасованный в стеклянную тару. Требования потребителей в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса (канал HoReCa), имеющих высокий спрос майонеза, вызвали необходимость выпускать майонез в крупной фасовке. Доля такой фасовки в последние годы значительно выросла и приблизилась к 20%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расширение ассортимента майонеза

 

Необходимость разнообразить ассортимент продукции  и высокий уровень конкуренции способствовали появлению на российском рынке майонезных соусов и соусов на основе растительных масел, основная задача которых – придание оригинального вкуса традиционным блюдам. Активное развитие этого сегмента в нашей стране происходило в последние 5-7 лет. “В основном на рынке соусов на майонезной основе представлена продукция производителей, специализирующихся на выпуске майонезов и кетчупов, для которых соусы на майонезной основе — еще одно дополнительное направление. Однако есть и другая категория участников рынка — это компании, для которых соусы на майонезной основе — основной продукт”.

При этом и те и другие подчеркивают, что, независимо от различий представленных товарных позиций и их конкурентных преимуществ, пока никто из производителей, работающих на отечественном рынке, не предложил “сильный” бренд, имеющий  четкое, грамотное позиционирование. Сегодня можно говорить об обилии вакантных ниш в премиальном  сегменте и практически полном отсутствии эмоционально насыщенных марок за исключением, пожалуй, ТМ Calve в среднем классе, где сконцентрирован основной марочный капитал. Наибольший потребительский  интерес сегодня представляют экзотические продукты, относящиеся к так называемым “особым ингредиентным группам”, которые условно можно назвать  “псевдогурманистическим уникальным товарным предложением”.

Весь  сегмент соусов на майонезной основе сегодня формируют известные, давно  зарекомендовавшие себя игроки продовольственного рынка. При этом надо отметить, что  и отечественные и иностранные  производители конкурируют в  этом сегменте практически на равных. По информации компании “Солнечные продукты”, доли торговых марок майонезных соусов распределились следующим образом:

  • Calve — 64%;
  • “Балтимор” — 18%;
  • “Пикадор” — 8%;
  • Heinz — 5%;
  • “Крестьянка” — 1,5%;
  • “Папричи” — 1,5%;
  • остальные ТМ — 2%.

При этом такие всемирно известные  марки, как Heinz (США), уверенней всего  чувствуют себя именно в премиальном  секторе. Что касается самых популярных на отечественном рынке соусов на майонезной основе (если рассматривать  рецептурные отличия), то к ним  относятся следующие виды: “Тартар”, “Чесночный”, “1000 островов”, “Грибной”, “Цезарь”, “Кисло-сладкий”, “Итальянский”, “Коктейль” и “Карри”.

Если  отталкиваться от мнения экспертов, то сейчас сегмент майонезных соусов находится на первоначальном этапе  развития — этапе активного наращивания  рыночных долей основными игроками, “тестирования” потребительских предпочтений путем экспериментирования с  рецептурой продвигаемых новинок и  формирования вкусов покупателей за счет предложения все новых и  новых (как по содержанию, так и  по оформлению) продуктов.

Рынок соусов на майонезной основе гиперактивно развивался в 2004—2005 году, но, начиная с 2006-го, темпы роста начали замедляться. Так, если в первые два года сегмент прибавлял в объеме как минимум 30% в год, то сейчас рост не превышает 5—10% в год. В чем причина? Во-первых, отсутствуют широкомасштабные программы по продвижению этой категории продуктов. Программы, направленные не просто на повышение потребительской лояльности по отношению к конкретной торговой марке (хотя подобные единичные примеры и существуют), но и программы по формированию культуры потребления соусов. Во-вторых, рост сдерживает консерватизм российских потребителей, пока отдающих предпочтение более традиционным, привычным товарным позициям, таким как майонез, кетчуп, сметана. В-третьих, активно развивается сегмент HoReCa. Это свидетельствует о том, что граждане все меньше уделяют внимания домашней кухне. В результате всего вышеперечисленного доля майонезных соусов в общем объеме рынка соусов пока выглядит очень скромно. По оценке, она составляет максимум 2% от всей майонезной группы. Но с учетом того, что рынок еще не сформировался и мониторинг почти полностью отсутствует, любые данные могут иметь большую погрешность.

При этом, несмотря на некоторое снижение темпов роста всего сегмента в  целом, отдельные товарные группы показывают очень хорошую динамику продаж. Это  касается, в первую очередь, майонезов  с новыми вкусами, например, с соком  лимона, с сыром и пр. (т.е. “пограничных”  продуктов, которые эксперты относят  и к майонезной группе и к майонезным соусам). 

15 декабря 2011 года прошел проект  «Ярмарка идей» и в рамках  этого проекта  для производителей  продукции масложирового направления  были представлены майонезные  соусы с фруктово-ягодными наполнителями.  В рецептуре продукта традиционная  уксусная кислота была заменена  на смесь лимонной и аскорбиновой. Майонезные соусы позиционировались  как функциональные ингредиенты. Не прошло и несколько месяцев после семинара, как в публикациях СМИ прошло сообщение, что над подобной идеей работают будущие специалисты в области общепита и пищевой промышленности. Так, на Евразийском экономическом форуме молодёжи была представлена идея добавлять в рецептуру майонеза ягоды.Майонезные соусы с фруктово-ягодными наполнителями – это идея, которая, давно витает в воздухе.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Российский  рынок майонеза имеет устойчивую тенденцию к росту, так как  состав истинного майонеза предельно  прост: смесь растительного масла, воды, яичного и молочного порошков, горчицы, уксуса, соли и сахара.

Майонезы  используются в качестве приправы для  улучшения вкуса и усвояемости  пищи, а также как добавки при  изготовлении пищевых продуктов.

Многокомпонентность состава майонеза позволяет широко варьировать рецептурную композицию, использовать ингредиенты, повышающие биологическую ценность готового продукта. Рецептурные компоненты майонеза не только создают приятный вкус и аромат, но и повышают энергетическую, пищевую  и физиологическую ценность продукта. Следовательно, майонез не только улучшает пищеварение, но и оказывает благоприятное  воздействие на организм человека и  является функциональным продуктом  питания, свойства которого можно улучшать и модифицировать за счет новых ингредиентов.

Таким образом, современный российский рынок майонезной продукции устойчиво  развивается, что отражается в росте объемов производства, расширении ассортимента и росте экспорта. В объемах потребления доля отечественной майонезной продукции составляет 98%, в ее производстве используется растительное масло, произведенное внутри страны, что обеспечивает продовольственную независимость от внешнего рынка. При этом растет доля высококачественной продукции, безопасной для населения по качественным показателям и доступной по уровню цены. Поэтому майонезы уже сейчас можно отнести к тем видам продукции, которые удовлетворяют требованиям «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», принятой указом Президента РФ №120 от 30.01.2010.

 

Список используемой литературы

 

  1. Технический регламент на масложировую продукцию: [15 декабря 2002 г. – № 184-ФЗ]
  2. Елисеева Л.Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. – М.: МЦФЭР, 2006
  3. Касторных М.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. – М.: ИЦ «Академия», 2003
  4. Интернет ресурсы:
  • http://www.sfera.fm/ - Рынок майонеза – тенденции, динамика, прогнозы
  • http://www.4p.ru – Маркетинговый журнал

 


Информация о работе Соременное состояние рынка майонеза