Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведения исследования – определить перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, раскрыть перспективы повышения результативности ее использования
Задачи исследования – показать виды розничной торговой сети, дать им характеристику, определить состояние розничной торговой сети потребительской кооперации.
В курсовой работе проведен анализ развития розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребкооперации, за 2009-2011 годы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………..……3
1.Виды розничной торговой сети, их характеристика …………….……............5
2.Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации
Республики Беларусь …………...........................................................................13
3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение результативности её использования………………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………………..….….26
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 85.00 Кб (Скачать файл)

К социально-экономическим  факторам относятся: система расселения населения по территории Республики Беларусь; уровень денежных доходов населения; розничный товарооборот на 1 км² территории.

К производственным факторам относятся: размер предприятий и их размещение по отношению к пунктам потребления, специализация и сезонность производства отдельных товаров.

К транспортным относятся: минимальные сроки отгрузки, состояние транспортных путей, связывающих места производства и пункты потребления, наличие транспортных средств, их грузоподъемность, наличие контейнерных площадок.

К торговым относятся: подготовленность оптовых и розничных торговых организаций к использованию современных систем товародвижения; объем партий товаров, которые могут принять торговые организации; сложность ассортимента товаров; размер и размещение торговых объектов; уровень организационно-хозяйственной и коммерческой работы.[ 8, с 72-73]

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

 •  градостроительные — величина  города, функциональное зонирование  территории, плотность населения,  размещение мест приложения труда,  административных, культурных и  спортивных центров;

 •  транспортные — направление и  интенсивность основных потоков  движения общественного и индивидуального  транспорта;

 •  социальные — возможность снижения  затрат времени на посещение  предприятий розничной торговли, достижения высокого уровня обслуживания;

 •  экономические — эффективность  капитальных вложений, оптимальный  уровень их доходности.[10, c. 21]

 При  осуществлении оптимальной схемы  размещения розничной торговой  сети необходимо решить следующие  задачи:

  • разместить розничную торговую сеть так, чтобы затраты времени на покупку товаров были минимальными;
  • обеспечить покупателям максимально широкий выбор товаров, не распыляя товары сложного ассортимента по излишне большому количеству магазинов, и максимально приблизить к ним товары повседневного спроса;
  • обеспечить каждому магазину необходимый объем товарооборота, условия рентабельной работы;
  • эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые ресурсы.

Размещение  розничной торговой сети следует  осуществлять в соответствии с плотностью населения, основными потоками его  движения, особенностями труда и  быта.

По месту  расположения магазины делятся на отдельно стоящие, отдельно стоящие совмещенного типа, встроенные, встроено-пристроенные.

Наиболее  эффективными являются отдельно стоящие торговые здания. Их располагают в местах, удобных для населения, на специально отведенных площадках, на площадях, перекрестках дорог, у транспортных остановок. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры. Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов, они включают предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения. К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий.

Встроенные магазины располагаются на первых этажах жилых зданий. Их достоинство заключается в том, что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближенны к покупателю. В месте с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затруднены погрузочно-разгрузочные работы, порожняя тара, шум механизмов, автомашин, прибывших с грузом, мешает жителям.

Встроенно-пристроенные помещения магазинов бывают двух типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.[8, c. 347-348]

Торговые  здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим  требованиям.

Режим работы торговых объектов устанавливается  по согласованию с местными исполнительными  и распорядительными органами, а  в отношении объектов, расположенных  на территории производственных, учебных  и иных организаций, - также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций.[9, с. 3]      

 Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в   зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно- планиро-   

 вочного решения торгового зала, типа оборудования.

Технологические схемы размещения оборудования в  торговом зале должны обеспечивать следующие  условия:

  •   четкую ориентацию покупателей в торговом зале;
  •   оптимизацию покупательских и товарных потоков;
  •   рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале;
  •   сокращение времени на приобретение товаров;
  •   широкий ассортимент товаров и удобства при совершении покупки;
  •   эффективное использование торговых площадей при соблюдении требований СНиП;
  •   удобства для персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.

Используются  следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную и поперечную), боксовую, выставочную, смешанную.

         Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создавать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала .При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м – с поперечным размещением.

Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной.

Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров.

Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом, торгующих товарами, требующих различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения.

Расстановка оборудования в торговых залах магазинов  самообслуживания имеет свои особенности:

  • она должна обеспечить свободный доступ к товарам;
  • входящие и выходящие потоки должны быть разделены путем рационального размещения входов, выходов, узла расчета, торгового оборудования, товарного ассортимента;
  • должны быть рационально спроектирован рекламный проект магазина, немая справка, способствующая информационному обеспеченью покупателей;
  • должны быть обеспечены просматриваемость торгового зала и система сохранности товаров.

При размещении узлов расчета между  кассовыми кабинами необходимо иметь  проходы 0,6 м. Количество касс, площадь  узла расчета, его планировка должны иметь достаточную пропускную способность, при которой не образуются очереди  и исключены встречные потоки покупателей. Для продовольственных  магазинов рекомендуется один кассовый аппарат на каждые 100 м² торгового зала, в непродовольственных магазинах – на каждые 60 м². Эти нормы могут быть скорректированы с учетом интенсивности покупательских потоков.

Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.

Коэффициент установочной площади представляет собой отношение площади, занятой оборудованием, к общей площади торгового зала, рекомендуется в пределах от 0,29 до 0,32 в зависимости от метода продажи, специализации магазина и типа используемого торгового оборудования.

Коэффициент демонстрационной площади представляет собой отношение площади, занятой под выкладку товаров, к общей площади торгового зала. Этот показатель должен быть не менее 0,75. Он зависит от емкости оборудования, его высоты, конструкции.

Пропускная способность магазина оценивается либо количеством покупателей, обслуживаемых в единицу времени, либо объемом товарооборота на 1 м² торговой площади. Более целесообразно использовать последний показатель. Данный показатель зависит от количества и суммы совершенных покупок, производительности труда продавцов и пропускной способности узла расчета.[8,363-365]

Из всего  выше изложенного можно сделать  следующие выводы:

  1. Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц.
  2. С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную. Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.    Через магазины реализуется основная часть товаров.
  3. Основными показателями, характеризующими розничную сеть, являются:

фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей;  плотность розничной  торговой сети (количество магазинов  на 100 территории);  уровень специализации; средний размер магазина;  пропускная способность магазина;  радиус обслуживания.

  4) Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

 

 

Торговля  – одна  из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой  осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского  спроса. Современный потребительский  рынок отличается относительно высокой  насыщенностью товарами различного назначения – как   продовольственных, так и непродовольственных.   Одной из форм торговли, сохранившейся до настоящего времени и реализующей задачи снабжения сельского и городского населения, в небольших поселениях городского типа товарами различного назначения, является потребительская кооперация. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги. Отсюда – значение розничной торговой сети в экономике страны следует рассматривать в процессе кругооборота всего общего продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой.  Система потребительской кооперации является важным звеном экономики республики, решающим значимую социально-экономическую задачу по обслуживанию 40% населения и удовлетворению их потребностей в товарах народного потребления и услугах.     

Особенностью  инфраструктуры потребительской кооперации с точки зрения внутреннего строения является то, что такие виды деятельности, как производство, оптовая торговля и закупки сельскохозяйственной продукции, являются обслуживающими по отношению к основному виду деятельности – розничной  торговле, поскольку  обеспечивают торговлю товарными ресурсами.           Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей. Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя.   

        Розничная торговая сеть является также составной частью материально-технической базы торговли. Основные фонды торговли (здания, сооружения и др.) создают материальные условия, необходимые для хранения, обработки, продажи товаров и обслуживания потребителей. Поэтому уровень развития розничной торговой сети имеет большое значение.      За последние  годы существенным образом изменилось участие торговых систем разных форм собственности в удовлетворении потребностей населения Республики Беларусь в товарах народного потребления, меняется и место потребительской кооперации.(см. таблицу 2.1)

Таблица 2.1- Динамика розничного товарооборота торговых систем Республики Беларусь за 2009-2011 гг.

 

Наименование торговых

систем и форм собственности

Годы

2009

2010

2011

Сумма,

млрд. руб.

Сумма,

млрд. руб.

Сумма,

млрд. руб.

Общий объём розничного товарооборота, всего:

54736

68136

112899

Государственная торговля

7967

8460

12829

Частная торговля

44808

56306

67803

Потребительская кооперация

5388

6386

9879

Иностранная

 торговля

1961

3370

6402


 

Примечание - Источник: составлено автором на основе [ 21, 22, 23]

    Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о перераспределении доли рынка от государственной торговли к частной и иностранной торговле.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь