Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель проведения исследования – определить перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, раскрыть перспективы повышения результативности ее использования
Задачи исследования – показать виды розничной торговой сети, дать им характеристику, определить состояние розничной торговой сети потребительской кооперации.
В курсовой работе проведен анализ развития розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребкооперации, за 2009-2011 годы.
Введение……………………………………………………………….………..……3
1.Виды розничной торговой сети, их характеристика …………….……............5
2.Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации
Республики Беларусь …………...........................................................................13
3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение результативности её использования………………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………………..….….26
Список использованных источников………………
К социально-экономическим факторам относятся: система расселения населения по территории Республики Беларусь; уровень денежных доходов населения; розничный товарооборот на 1 км² территории.
К производственным факторам относятся: размер предприятий и их размещение по отношению к пунктам потребления, специализация и сезонность производства отдельных товаров.
К транспортным относятся: минимальные сроки отгрузки, состояние транспортных путей, связывающих места производства и пункты потребления, наличие транспортных средств, их грузоподъемность, наличие контейнерных площадок.
К торговым относятся: подготовленность оптовых и розничных торговых организаций к использованию современных систем товародвижения; объем партий товаров, которые могут принять торговые организации; сложность ассортимента товаров; размер и размещение торговых объектов; уровень организационно-хозяйственной и коммерческой работы.[ 8, с 72-73]
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
•
градостроительные — величина
города, функциональное зонирование
территории, плотность населения,
размещение мест приложения
•
транспортные — направление и
интенсивность основных
•
социальные — возможность
• экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.[10, c. 21]
При
осуществлении оптимальной
Размещение розничной торговой сети следует осуществлять в соответствии с плотностью населения, основными потоками его движения, особенностями труда и быта.
По месту расположения магазины делятся на отдельно стоящие, отдельно стоящие совмещенного типа, встроенные, встроено-пристроенные.
Наиболее эффективными являются отдельно стоящие торговые здания. Их располагают в местах, удобных для населения, на специально отведенных площадках, на площадях, перекрестках дорог, у транспортных остановок. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры. Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов, они включают предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения. К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий.
Встроенные магазины располагаются на первых этажах жилых зданий. Их достоинство заключается в том, что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближенны к покупателю. В месте с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затруднены погрузочно-разгрузочные работы, порожняя тара, шум механизмов, автомашин, прибывших с грузом, мешает жителям.
Встроенно-пристроенные помещения магазинов бывают двух типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.[8, c. 347-348]
Торговые
здания и сооружения должны отвечать
технологическим, архитектурно-строительным,
экономическим и санитарно-
Режим работы торговых объектов устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, а в отношении объектов, расположенных на территории производственных, учебных и иных организаций, - также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций.[9, с. 3]
Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно- планиро-
вочного решения торгового зала, типа оборудования.
Технологические схемы размещения оборудования в торговом зале должны обеспечивать следующие условия:
Используются следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную и поперечную), боксовую, выставочную, смешанную.
Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создавать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала .При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м – с поперечным размещением.
Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной.
Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров.
Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом, торгующих товарами, требующих различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения.
Расстановка оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания имеет свои особенности:
При размещении узлов расчета между кассовыми кабинами необходимо иметь проходы 0,6 м. Количество касс, площадь узла расчета, его планировка должны иметь достаточную пропускную способность, при которой не образуются очереди и исключены встречные потоки покупателей. Для продовольственных магазинов рекомендуется один кассовый аппарат на каждые 100 м² торгового зала, в непродовольственных магазинах – на каждые 60 м². Эти нормы могут быть скорректированы с учетом интенсивности покупательских потоков.
Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.
Коэффициент установочной площади представляет собой отношение площади, занятой оборудованием, к общей площади торгового зала, рекомендуется в пределах от 0,29 до 0,32 в зависимости от метода продажи, специализации магазина и типа используемого торгового оборудования.
Коэффициент демонстрационной площади представляет собой отношение площади, занятой под выкладку товаров, к общей площади торгового зала. Этот показатель должен быть не менее 0,75. Он зависит от емкости оборудования, его высоты, конструкции.
Пропускная способность магазин
Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей; плотность розничной торговой сети (количество магазинов на 100 территории); уровень специализации; средний размер магазина; пропускная способность магазина; радиус обслуживания.
4) Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.
2.Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь
Торговля
– одна из важнейших сфер жизнеобеспечения
населения, посредством которой
осуществляется рыночное согласование
товарного предложения и
Особенностью инфраструктуры потребительской кооперации с точки зрения внутреннего строения является то, что такие виды деятельности, как производство, оптовая торговля и закупки сельскохозяйственной продукции, являются обслуживающими по отношению к основному виду деятельности – розничной торговле, поскольку обеспечивают торговлю товарными ресурсами. Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей. Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя.
Розничная торговая сеть является также составной частью материально-технической базы торговли. Основные фонды торговли (здания, сооружения и др.) создают материальные условия, необходимые для хранения, обработки, продажи товаров и обслуживания потребителей. Поэтому уровень развития розничной торговой сети имеет большое значение. За последние годы существенным образом изменилось участие торговых систем разных форм собственности в удовлетворении потребностей населения Республики Беларусь в товарах народного потребления, меняется и место потребительской кооперации.(см. таблицу 2.1)
Таблица 2.1- Динамика розничного товарооборота торговых систем Республики Беларусь за 2009-2011 гг.
Наименование торговых систем и форм собственности |
Годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Сумма, млрд. руб. |
Сумма, млрд. руб. |
Сумма, млрд. руб. | |
Общий объём розничного товарооборота, всего: |
54736 |
68136 |
112899 |
Государственная торговля |
7967 |
8460 |
12829 |
Частная торговля |
44808 |
56306 |
67803 |
Потребительская кооперация |
5388 |
6386 |
9879 |
Иностранная торговля |
1961 |
3370 |
6402 |
Примечание - Источник: составлено автором на основе [ 21, 22, 23]
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о перераспределении доли рынка от государственной торговли к частной и иностранной торговле.