Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведения исследования – определить перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, раскрыть перспективы повышения результативности ее использования
Задачи исследования – показать виды розничной торговой сети, дать им характеристику, определить состояние розничной торговой сети потребительской кооперации.
В курсовой работе проведен анализ развития розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребкооперации, за 2009-2011 годы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………..……3
1.Виды розничной торговой сети, их характеристика …………….……............5
2.Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации
Республики Беларусь …………...........................................................................13
3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение результативности её использования………………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………………..….….26
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 85.00 Кб (Скачать файл)

    Уменьшение удельного веса магазинов,  расположенных в сельской местности  2011 г. от 2009 г. составило 1,12%. Что касается торговой площади магазинов, она также стала меньше. Уменьшение удельного веса торговой площади магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности составило 2,21%.

          Выводы:

  1. Система потребительской кооперации является важным звеном экономики республики, решающим значимую социально-экономическую задачу по обслуживанию 40% населения и удовлетворению их потребностей в товарах народного потребления и услугах. 
  2. Потребительская кооперация значительно уступает государственной   торговле уже на протяжении 2009-2011 года.
  3. Доля объектов розничной торговли потребительской кооперации,  уменьшается. На период с 2009 по 2011 гг. количество магазинов уменьшилось на 500 единиц, также сократилась торговая площадь на 23 тыс. м².
  4. На протяжении 2009-2011 гг. число объектов розничной торговли по Республике в целом увеличилось на 8,75% , что связано с увеличением количества магазинов на 10,96% . Это в свою очередь привело к расширению торговой площади на 12,73%.
  5. Автомагазины потребительской кооперации  имеют важное значение  для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, в местах заготовок, местах осуществления торгового обслуживания массовых мероприятий. Количество автомагазинов за период 2009-2011 гг. увеличилось на 80 единицу.  Наибольшее увеличение количества автомагазинов приходится на Минский облпотребсоюз.
  6. Количество магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности уменьшается. Их удельный вес в общем количестве магазинов потребительской кооперации также становится меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития розничной  торговой сети потребительской  кооперации Республики Беларусь  и повышение результативности  её использования

 

 

Розничная торговля потребительской  кооперации Беларуси занимает в настоящее  время около 10% розничного рынка  и является крупной сетевой организацией, где значительный удельный вес в  общем количестве магазинов занимают ”Товары повседневного спроса”, а также магазины по продаже продовольственных  товаров. Конечные результаты деятельности розничной торговли свидетельствует о низкой эффективности действующей номенклатуры типов магазинов и их недостаточной адаптивности к постоянно изменяющимся условиям среды деятельности, в том числе к условиям появления крупных сетевых объединений. Ввиду этого необходима разработка концепции сетей современных мини-магазинов на селе и средних магазинов в городах с единым подходом к имиджу и определенным стандартом торгового обслуживания.

Учитывая  социальную функцию потребительской  кооперации, целесообразно размещать  сеть в городах на основе концепции  создания центров торгово-бытового обслуживания. Такие центры могут  включать магазины и отдельно стоящий  комплекс бытового обслуживания.

В небольших  населенных пунктах целесообразно  дислоцировать пункты сбора, обобщения  и передачи заявок на бытовые услуги и покупку товаров по заявкам  и работать на принципе кооперирования с населением.

В сельской местности развитие торговли будет  осуществляться в соответствии с  Государственной программой возрождения  и развития села на 2005-2010 годы. Выполнение социальных стандартов в торговом обслуживании в агрогородках с численностью населения более 500 человек предусматривает наличие магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, продукцией общественного питания, до 500 человек – магазинов по торговле смешанным ассортиментом товаров и реализации продукции собственного производства.[26, c.8]

         Одним из  направлений  в развитии розничной  торговли является создание средних  или крупных магазинов в крупных  городах и районных центрах,  работающих в режиме самообслуживания.

В современных  условиях важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть  магазинов размещена в центрах  городов. Особенно бессистемно и  неравномерно размещены непродовольственные  магазины. Такое размещение приводит к большим потерям времени  покупателей на приобретение товаров  и значительному росту транспортных расходов.

Кроме того, в крупных городах магазины размещаются  главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроено-пристроенных к жилым домам. Это отрицательно влияет на организацию  торговой сети в целом, не позволяет  строить крупные торговые предприятия, создают неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять   трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроено-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.[8, с.42-43]

Осуществляются  также мероприятия по ремонту  и реконструкции универмагов, обеспечению  наличия в них товаров в  количестве 30-50 тыс. наименований полного  модельного ряда и размерно-ростовочной  шкалы, расширению продажи товаров  методом самообслуживания, по образцам, каталогам предприятий промышленности, а также в кредит. Приоритетным является торговля новыми видами товаров, такими, как компьютерная техника, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, видеокамеры и другими.(№26)

Все магазины потребительской кооперации должны иметь единый координационный центр, единый торговый имидж, т.е. единые концептуальные решения.

Разработка  сети магазинов может осуществляться:

  • На основе договоров сотрудничества с зарубежными фирмами по опыту потребительской кооперации г. Санкт-Петербурга;
  • Через заключение договоров франчайзинга;
  • На основе изучения отечественного опыта и проведения конкурса идей и конференций со специалистами-практиками.

Развитие  сетей магазинов требует разработки соответствующей системы подготовки кадров - продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, логистиков, мерчендайзеров, маркетологов, внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создания партнерских отношений с поставщикам, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами.[8, с. 338-339]

         В настоящее время мировые розничные рынки характеризуются активными процессами инновационного развития. Инновационные разработки для розничной торговли касаются как технической и технологической сторон торгового процесса, так и управления им. Среди таких разработок выделяют  цифровые справочные системы у прилавков самообслуживания, системы самостоятельной оплаты покупок, использование интеллектуальных тележек, бесплатное проектирование интерьера в системе 3D.

Пути, формы, методы, конкретные инновационные  и инвестиционные проекты, пропорции  и соотношения объем капитальных  вложений по отраслям и регионам отражены в отраслевых инвестиционных и инновационных  программах Белкоопсоюза. В конкретном виде они представлены в материалах многочисленных республиканских семинаров и научно-профилактических конференций, приведенных в НИИ Белкоопсоюза. [4, c.14 ]

Важной частью является и система снабжения. Есть рекомендации вести торговлю через  торгово-логистические центры, как  это делается во всем мире. Закупать продукцию оптом, что, как показывает практика, дает возможность за счет скидки сделать товары до 20% дешевле, а затем развозить их по торговым предприятиям системы. Проработки этого  предложения уже ведутся. Для  сельского населения, у которого нет таких высоких доходов, как  у горожан, возможность приобретать  товары по более низкой цене чрезвычайно  важна.

“Привязать” покупателей к магазинам можно с помощью внедрения дисконтных карт. Их уже получают пайщики потребкооперации, и на все покупки им предоставляется скидка в размере 3%.[3, с.61]

  В Беларуси  развитие такого торгового направления,  как вендинг, или торговля посредством торговых автоматов, находится пока в стадии зарождения. В настоящее время совокупное число автоматов по всей стране составляет примерно 500-600 единиц. В каждом областном городе насчитывается не менее 30 машине. Однако по оценкам экспертов в Беларуси возможно разместить не менее 600 тыс. торговых машин.

Современные вендинговые аппараты могут торговать практически любым товаром, принимать различные банкноты и монеты, давать сдачу и даже осуществлять размен денег. По закону в нашей и других странах, где развивается данное направление розницы, через вендинг-машины запрещено продавать только алкогольные напитки и табачные изделия, в первую очередь с целью ограничения доступа к этим товарам несовершеннолетних.[8, с.344-345]

Для повышения  эффективности деятельности и увеличения доли организаций потребительской  кооперации в райцентрах и городах  за последние годы введено в действие 468 новых торговых объектов типа ”мини-магазины” или “магазины у дома”  торговой площадью 80-120 м², ежегодный товарооборот которых составляет 300 млрд.р. Мини-магазины изготовлены из металлоконструкций, имеют стандартный набор торгово-технологического оборудования и режим работы с увеличением продолжительности рабочего дня.[11, c.8]

Основной  целью развития торговли на 2011 год  является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров  и услуг, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования  методов управления товарными ресурсами, создание эффективной системы товародвижения и развития ее инфраструктуры, основанной на принципах сетевой торговли и логистики.

Для достижения поставленной задачи будут решены следующие  задачи:

  • Создание сетевых структур, основанных на принципах сетевой торговли;
  • Оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их потребления;
  • Формирование оптимального размещения сети торговли, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех регионах республики;
  • Обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
  • Привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для строительства новых торговых объектов, реконструкции действующих, внедрения прогрессивных технологий продажи товаров и оказания услуг;
  • Развитие в торговле информационных систем, основанных на современных компьютерных технологиях; увеличение количества магазинов, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек, и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств.[№12  с.19]

 Для решения этих задач предусматривается реализация следующих мероприятий:

-обеспечение торговыми площадями обслуживаемого населения в соответствии с системой государственных социальных стандартов и наличие розничной торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего населения;

- ежегодное дополнительное приобретение 20 автомагазинов для улучшения организации торгового обслуживания населения малых поселений, а также крупных кооперативов и садовых товариществ, мест массового отдыха населения;

         -областные центры и города областного подчинения -супермаркеты, магазины типа «Дисконт», «Дискаунтеры», «Строймаркеты», торговля на подведомственных рынках, открытие аптек,

-совершенствование ассортиментной политики и технологии торговых процессов, дооснащение магазинов 30 тыс. ед. холодильного оборудования;

-совершенствование деятельности межрайонных оптовых баз и создание на их площадях оптово-логистических центров по высокоэффективному продвижению товарных потоков от производителей до конечного потребителя.

            Реализация данных мер позволит не допустить сокращение торговых площадей, увеличить площади торговых объектов, расположенных в городах и районных центрах, повысить производительность труда торговых работников, ускорить оборачиваемость товаров, обеспечить сокращение товарных потерь, повысить культуру обслуживания населения с предоставлением широкого набора товаров и комфортность жизненного уровня сельского населения.[5, c.19-20]

Выводы:

  1. Учитывая социальную функцию потребительской кооперации, целесообразно размещать сеть в городах на основе концепции создания центров торгово-бытового обслуживания. Такие центры могут включать магазины и отдельно стоящий комплекс бытового обслуживания.
  2. Одним из направлений  в развитии розничной торговли является создание средних или крупных магазинов в крупных городах и районных центрах, работающих в режиме самообслуживания.
  3. Развитие сетей магазинов требует разработки соответствующей системы подготовки кадров - продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, логистиков, мерчендайзеров, внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создания партнерских отношений с поставщикам, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами.
  4. Важной частью является и система снабжения. Есть рекомендации вести торговлю через торгово-логистические центры, как это делается во всем мире. Закупать продукцию оптом, что, как показывает практика, дает возможность за счет скидки сделать товары до 20% дешевле, а затем развозить их по торговым предприятиям системы. Проработки этого предложения уже ведутся.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь