Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование товароведной характеристики жевательной резинки.
Для осуществления поставленной цели решили следующие задачи:
провели анализ научной и нормативной информации, касающейся анализа рынка и товароведной характеристики жевательной резинки;
исследовали потребительские предпочтения в отношении жевательной резинки на рынке г. Кемерово.
Министерство образования и науки
Российской федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности»
Кафедра товароведения и управления качеством
Курсовая работа
на тему «Сравнительная оценка качества жевательной резинки,
реализуемой на рынке г. Кемерово»
Выполнила: студентка гр. ЭТз-72 Шапова С.Ю. | ||
Проверила: д-р техн. наук, профессор Голуб О.В. _______________________ (оценка) «___» _________________2012 г.
|
Кемерово 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Прообразы современной жевательной резинки можно найти в любой части света.
Известно, что ещё древние греки жевали смолу мастичного дерева для освежения дыхания и очистки зубов от остатков пищи. Для этого также использовался пчелиный воск.
Племена Майя использовали в качестве жевательной резинки застывший сок гевеи – каучук. На севере Америки индейцы жевали смолу хвойных деревьев, которую выпаривали на костре.
В Сибири применялась так называемая сибирская смолка, которой не только чистили зубы, но и укрепляли дёсны, а также лечили различные болезни. Сибирская смолка представляет собой засохшую смолу лиственницы (собирают твёрдые натёки на стволах и просто пережёвывают во рту крошащиеся кусочки, которые по консистенции приобретают свойства жевательной резинки), в некоторых местах называемую серой. Смолу лиственницы (твёрдую) можно перетапливать на водяной бане, тогда получается готовый продукт - сера. Можно жевать сосновую смолу, когда она долго находилась в воде при сплаве древесины (натёки, оставшиеся от подсочки при сборе смолы, приобретают консистенцию пластилина) и при пережёвывании получается белая похожая на жевательную резинку масса.
В Индии и Юго-Восточной Азии прототипом современной жевательной резинки стала смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести. Данный состав не только дезинфицировал полость рта, но и считался афродизиаком. В некоторых азиатских странах его жуют до сих пор.
В Европе первые предпосылки к употреблению жевательной резинки появились в XVI веке, когда мореплаватели завезли из Вест-Индии табак. Постепенно привычка распространилась и далее, на Соединенные Штаты. Это продолжалось на протяжении трёхсот лет, поскольку все попытки заменить жевательный табак на воск, парафин или другие вещества не увенчались успехом.
Первая в мире фабрика по производству жевательной резинки была основана в городе Бангор (штат Мэн, США). С этого момента история жевательной резинки развивается со стремительной скоростью. До этого времени производство жевательной резинки не было самостоятельной индустрией, а сама жевательная резинка не была коммерчески распространяемой частью ширпотреба. Благодаря конвейерному производству жевательная резинка превратилась в товар, а мода на жевание резинки распространилась из Америки по всему миру.
В 1848 году Джон Кёртис налаживает промышленное производство жевательной резинки. Он же в первые стал добавлять в жевательную резинку легкие ароматизаторы.
5 июня 1869 года дантист
из штата Огайо получает
В 1879 году Джон Колган, аптекарь из Луисвилля (США)основывает компанию по производству жевательной резинки Colgan’s Taffy Tolu Chewing Gum. Он же впервые добавляет ароматизаторы и сахар до его соединения с резиновой массой. Это позволяет готовой жевательной резинки намного дольше сохранять вкус и аромат. Патент на данное изобретение впоследствии был выкуплен Уильямом Ригли, основателем компании Wrigley.
В 1888 году на фабриках Адамса изобретается жевательная резинка с фруктовым вкусом, которая приобретает необычайную популярность в Америке. Компания Адамса первой в истории автоматы по продаже жевательных резинок на железнодорожных станциях Нью-Йорка.
В 1891 году на рынок выходит новый игрок – компания Wrigley, которой удается в короткое время потеснить фабрику Адамса.
В 1928 году Уолтер Димер вывел идеальную формулу жевательной резинки, которая соблюдается и по сей день: 20 % - каучука, 60 % - сахара (или его заменителей), 19 % - кукурузного сиропа и 1 % - ароматизатора. Особенностью данной жевательной резинки стала гораздо большая эластичность. Так же он изменил цвет жевательной резинки на розовый, что особенно привлекало детей.
/википедия/
Целью курсовой работы является исследование товароведной характеристики жевательной резинки.
Для осуществления поставленной цели решили следующие задачи:
Жевательная резинка, не принадлежит к продуктам первой необходимости, тем не менее, пользуется устойчивым потребительским спросом. В конце 2009 года исследовательский холдинг «Ромир» провел всероссийский социологический опрос и выяснил степень популярности среди россиян жевательной резинки. В онлайн Омнибусе «Ромир» приняли участие 1,5 тысячи респондентов из семи федеральных округов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослое городское население России. Как оказалось, абсолютное большинство наших сограждан являются пламенными поклонниками жевательной резинки. Во всяком случае, 82 % из числа опрошенных «Ромир» признались, что за последний месяц покупали этот продукт, и лишь 18 % проигнорировали его покупку.
/habeas.ru/category/zhurnal/
Главным фактором, влияющим на приобретение жевательной резинки, стал возраст респондентов. Покупка продукта оказалась актуальной для многих возрастных групп, но лидерами в его приобретении, как и следовало ожидать, стали подростки (14-17 лет) и молодые люди (18-24 лет). Среди молодой аудитории практически лишь каждый десятый отказывает себе в покупке этого товара. По мере взросления аудитории заметна тенденция к сокращению потребности в «бубль гуме». Так, среди людей 25-30 лет в течении последнего месяца данный продукт купили 85 % респондентов. Немного отстают от них 31-35 лет (77 %). Люди в возрасте 36-40 и 41-50 лет потребляют одинаково – 71% респондентов из той и другой группы ежемесячно покупают жевательную резинку. В то же время, среди людей старше 50 лет за последний месяц ее покупал только каждый второй (57 %). При этом отметим, что если уровень потребления жевательной резинки в соседних возрастных категориях меняется незначительно (на 4 %, 8 %, 6 %, 14 % соответственно), то с учетом показателей крайних групп можно зафиксировать уменьшение потребления почти на одну треть (32 %).
Как выяснилось в результате исследования «Ромир», прочие факторы (пол, уровень дохода и образования) на востребованность популярного продукта практически не влияют. При этом 89 % респондентов из числа россиян, положительно ответивших на вопрос о покупке жевательной резинки, в течение последнего месяца, жуют ее чаще, чем 1 раз в неделю, а 38 % респондентов – чаще, чем 1 раз в день. Самое распространенное употребление жевательной резинки – 2-3 раза в день (29 %) и 1 раз в день (24 %), 11 % опрошенных могут спокойно обходится без этого продукта, обращаясь к нему 1 раз в неделю и реже. «Злоупотребляют» резинкой, жуя ее более 3 раз в день, лишь 9 % населения.
/habeas.ru/category/zhurnal/
В настоящее время выбор жевательной резинки достаточно велик, тем более что одна марка, как правило, предлагает товар с различными вкусовыми добавками или их сочетанием. Однако потребительские пристрастия отличаются стабильностью и даже некоторым консерватизмом. Как показывают данные полученные исследовательским холдингом «Ромир», россияне не изменяют своей приверженности определенной марке. Рассматривая жевательную резинку, прежде всего как профилактическое средство против заболеваний зубов и несвежего дыхания, покупатели в первую очередь обращают внимание на полезные свойства продукта.
Хит-парад популярных жевательных резинок, по итогам исследования, возглавляет Orbit. В течение одного месяца эту жевательную резинку приобрели две трети опрошенных (65 %). Со значительным (более чем 20 %) отрывом за лидером продаж следует Dirol: эта марка была востребована у 44 % респондентов. Другие марки отстают еще сильнее и пользуются спросом у небольшой части населения. На почетном третьем месте – с 20 % голосов – обосновался Eclipse. 15 % голосов респонденты отдали Orbit`у для детей, 12 % - Stimorol Ice. Менее 10 % набрали жевательные резинки Mentos, Wregley Spearmint, Juicy Fruit и Double Mint.
/habeas.ru/category/zhurnal/
Форма жевательной резинки, как выяснилось, тоже имеет значение. Россияне - народ практичный: 84 % опрошенных предпочитают жевательную резинку в подушечках, 13 % респондентов делают выбор в пользу пластинок, и лишь 3 % покупают жевательную резинку в других формах выпуска.
Рисунок 1. Распределение предпочтений по форме жевательной резинки.
По данным опроса 15 % мужчин предпочитают жевательную резинку в пластинках, а представительницы слабого пола только 11 %.
Но по-прежнему самым важным критерием при выборе жевательной резинки остается вкус продукта. Наибольшей популярностью среди россиян пользуется жевательная резинка со вкусом обычной мяты. В ее пользу делают свой выбор 61 % опрошенных. Фруктовые вкусы импонируют лишь 39 % наших сограждан. Вкус арбуза приходится по душе 29 % респондентам, а лимон/лайм – 28 %. С незначительным отрывом следует резинка со вкусом дыни (25 %), лесные ягоды (22 %), земляники (21 %)
Как видно из исследования, проведенного холдингом «Ромир», жевательная резинка – достаточно популярный среди населения продукт, производители которого стремятся угодить любым вкусовым запросам.
/habeas.ru/category/zhurnal/
С развитием отечественного рынка жевательной резинки на нем появляется все больше производителей. За последние десятилетие на отечественном рынке прочно зарекомендовали себя, прежде всего, компании Wrigley и Dirol Cadbury. Обе компании имеют свое производство на территории страны, в результате чего экспортеры плавно вытесняются с рынка. Совокупная доля Dirol Cadbury и Wrigley по данным ACNielsen в 2004 году составила 94,7 % в натуральном выражении и 96,3 % в стоимостном объеме продаж. Согласно данным агентства «Бизнес Аналитика», компания Dirol Cadbury (бренды Dirol, Malabar, Stimorol) в 2003 году занимала 35,7 %, в 2004 году – 30,4 % рынка в стоимостном выражении. Компания Wrigley (Wrigley`s, Orbit, Airwaves, X-Cite, Boomer) в 2003 году занимала 61,1 %, в 2004 году – 68,2 % рынка в стоимостном выражении (рис. 2).
/http://www.torgrus.com/
Рисунок 2. Доли, занимаемые на российском рынке жевательной резинки компаниями Dirol Cadbury и Wrigley, % в стоимостном выражении (по данным компании «Бизнес аналитика»)
Рынок жевательной резинки традиционно делится на два основных сегмента:
За 2004 – 2006 года на рынке
произошла череда серьезных изменений,
затронувших как сегмент
Проведенный анализ показал,
что темпы роста обоих
Таблица 1. Распределение продаж жевательной резинки по сегментам в 2004-2006 годах, % в натуральном выражении.
СЕГМЕНТЫ |
ДОЛИ ПО ВЕСУ | ||
2004 год |
2005 год |
2006 год | |
Для взрослых |
85,90% |
84,00% |
84,20% |
Для детей |
14,10% |
16,00% |
15,80% |