Сравнительная оценка образцов черного чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения: маркировка товаров, ее значимость в товароведной деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение чая в общем, рассмотрение товароведной характеристики чая.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал о черном чае;
- определить объекты и методы исследования;
- провести оценку маркировки образцов;
- провести органолептическую оценку образцов черного чая;
- проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………….
3
1.
Теоретические аспекты темы……………………………………
5
1.1.
Понятие маркировки товаров, требования…………………….
6
1.2.
Классификация ассортимента черного чая…………………….
8
1.3.
Факторы, формирующие качество черного чая……………….
12
1.4.
Особенности упаковки и маркировки черного чая……………
18
1.5.
Значимость упаковки и маркировки черного чая в товароведной деятельности…………………………….………
22
1.6.
Требования к качеству черного чая……………………………
26
2.
Сравнительная оценка образцов черного чая………………….
27
2.1.
Характеристика образцов……………………………………….
28
2.2.
Оценка упаковки и маркировки образцов черного чая………
29
2.3.
Оценка органолептических показателей качества черного чая.
30

Заключение………………………………………………………
31

Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………….

3

1.

Теоретические аспекты темы……………………………………

5

1.1.

Понятие маркировки товаров, требования…………………….

6

1.2.

Классификация ассортимента черного чая…………………….

8

1.3.

Факторы, формирующие  качество черного чая……………….

12

1.4.

Особенности упаковки и маркировки черного чая……………

18

1.5.

Значимость  упаковки и маркировки черного чая  в товароведной деятельности…………………………….………

22

1.6.

Требования  к качеству черного чая……………………………

26

2.

Сравнительная оценка образцов черного чая………………….

27

2.1.

Характеристика  образцов……………………………………….

28

2.2.

Оценка упаковки и маркировки образцов черного чая………

29

2.3.

Оценка органолептических  показателей качества черного чая.

30

 

Заключение……………………………………………………

31

 

Список литературы……………………………………………..

32


 

 

Введение.

Появление чая окутано  множеством легенд. По одному из преданий, открытие этого напитка принадлежит  прославленному императору Шэнь Нуну - Божественному Земледельцу (ок. 2737-2697 гг. до н.э.), который в китайской традиции также является богом - покровителем медицины. Однажды, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, Шэнь Нун долго плутал среди неприступных горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав несколько глотков, он сразу ощутил прилив сил. [7]

В древних летописях  также говорится, что император  Шэнь Нун, обладавший телом из прозрачного  нефрита, неоднократно проверял на себе действие различных лекарственных трав. И вот однажды он обнаружил, что настой чайных листьев можно использовать как противоядие: «Шэнь Нун пробовал сто трав, в день встречал семьдесят две ядовитых, принял чай и освободился от действия яда». Китайские историки полагают, что Шэнь Нун является собирательным образом первобытных людей эпохи неолита. А это значит, что история чал насчитывает около 5-6 тысячелетий.

Однако китайцы не только пили чай с незапамятных времен, но и культивировали его. Согласно историческим источникам более 3 тыс. лет назад  жители княжеств Ба и Шу (современная провинция Сычуань) уже выращивали чай и подносили его как дар верховным правителям.

Именно в Китае были найдены первые достоверные письменные свидетельства о чае. [13]

Сегодня среди всех напитков, которые употребляет человечество, чай занимает почтенное второе место, уступая лишь воде. Но вот считать ли воду напитком, - вопрос. Скорее, это биологическая необходимость. А посему древний, овеянный легендами чай, запросто можно переместить на ещё более почетное, главное место. Естественно, такое уникальное положение делает продукт привлекательным продуктом бизнеса. Во всём мире, и в том числе в России, растёт интерес к чайной культуре, церемониям, потребитель лучше разбирается в чаях, становится более требовательным к их качеству. И, соответственно чайные производители стремятся удовлетворить потребительские запросы, поставляя качественную и разнообразную продукцию.

Здоровый образ жизни, спорт, забота о повышении энергии, восточная культура - эти модные тенденции последних лет получили широкое распространение в Западной Европе и Америке. Популярные персонажи, общественные деятели, актёры, музыканты, учёные заявляют о своей приверженности к здоровому образу жизни, сидят на диетах, отказываются от спиртного, занимаются йогой. [13]

Существует множество  различных сортов этого напитка, которые отличаются друг от друга  вкусом, ароматом, способом обработки  чайного листа, местом происхождения  и ещё многими показателями.

Объектом курсовой работы является два образца разных фирм цейлонского черного чая.

Предметом изучения: маркировка товаров, ее значимость в  товароведной деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение чая в общем, рассмотрение товароведной характеристики чая.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический  материал о черном чае;

- определить  объекты и методы исследования;

- провести оценку  маркировки образцов;

- провести органолептическую  оценку образцов черного чая;

- проанализировать результаты исследования.

 

Глава 1. Теоритические аспекты.

Чай — один из наиболее распространенных напитков у народов, населяющих нашу планету. В настоящее  время вновь восстанавливается  слава о чае, и учеными многих стран подтверждены противораковые свойства зеленого чая.

В настоящее время производством чая занимаются более 20 стран мира. Это Индия, Китай, Шри-Ланка (о. Цейлон), Япония, Индонезия, Иран, Пакистан, Вьетнам, Бирма, Кения, Уганда, Тайвань, Турция, Малага, Мозамбик, Перу, Аргентина, Бразилия, Беларусь, Мексика, Гватемала, Боливия, Колумбия. [7]

В последнее время  наблюдается рост потребления чая  и чайных напитков. Это объясняется, прежде всего, наличием комплекса водорастворимых  химических  веществ, положительно влияющих на организм человека. Среди водорастворимых экстрактивных веществ чая, важное место принадлежит дубильным веществам и алкалоидам. Из комплекса дубильных веществ, наибольший интерес представляет танин, так как он обладает свойствами витамина Р, благодаря чему чай является важным источником этого витамина. Тонизирующие свойства чая определяются наличием алкалоидов, из них в первую очередь - кофеина. Насыщенность этими веществами зависит от сорта растения, условий произрастания, технологических процессов переработки и других факторов. [13]

 

    1. Понятие маркировки товаров, требования.

Маркировка товаров - графическая или текстовая (буквенный символ, число) информация на товаре или упаковке, позволяющая определить товар или его свойства, выполняющая функции идентификатора, источника информации и эмоционального стимулятора. Маркировка товаров отображает их различные особенности и характеристики, место и время их производства, соответствие товаров стандартам качества, а так же некоторую информацию о производителе товара, к примеру, его награды. Всем знакомый Знак качества так же является маркировкой товаров, которые прошли проверку на соответствие стандартам качества, что значительно повышает уважение к товарам. [8]

 

 Применяются следующие  виды маркировки:

- специальная, 

- отправительская,

- товарная,

- транспортная.

 Наносимая при маркировке информация должна соответствовать действующей классификации стандартов. Отсутствие надлежащей маркировки товаров может лишить страхователя права на получение возмещения ущерба в случае возникновения страхового случая. Так же маркировка является одним из существенных объектов таможенного контроля. [8]

Упаковка и  маркировка товара должна обеспечиваться поставщиком, изготовителем, импортером или распространяющей товар организацией, несущей ответственность за качество её исполнения и достоверность информации в соответствии с действующим законодательством. Содержание и состав маркировки товаров должны обеспечивать безопасное с ними обращение. Информацию, необходимую для маркировки, получают от компетентных источников или в результате самостоятельных испытаний, проводимых соответственно действующим нормативам и документам. Требования к маркировке товара предъявляются стандартные почти ко всем его категориям и видам. Маркировка должна быть контрастного цвета по отношению к фону изделия или цвету упаковки, на которой она размещается, четкой, разборчивой и устойчивой к холоду, жаре и влаге. Она должна быть четкой на протяжении всего срока годности или гарантии хранения для фасованных товаров. Способы изготовления этикеток, нанесения маркировки и применяемые при этом материалы должны учитывать особенности маркируемого товара и обеспечить наилучшее качество изображения. Если размеры или характер товара (упаковки) не могут обеспечить качественной маркировки, необходимая информация должна излагаться в сопроводительной документации, прилагающей к каждой единице товара или продукции. Маркировка товаров требования к способам нанесения, месту, качеству маркировки и контролю за ней устанавливаются в договоре или нормативно-технической документации. [11]

Маркировка продовольственных товаров может наноситься непосредственно на товар в виде клейма или штампа. Клеймят чаще всего мясные продукты, мясо, яйца, субпродукты методом выжигания или нанесения специальной краски. Также штампы могут выдавливаться или вдавливаться, как на головках сыра. Непосредственно на упаковку товара наносится штамп с кодовым номером завода изготовителя, номером партии и датой изготовления. Обычно это делается на жестяных банках и на металлических крышках для стеклянных банок с консервами. Похожие штампы, нанесенные краской, наносятся на упаковки масложировой и молочной продукции.

Если упаковка не предназначена для нанесения  на неё информации, к ней приклеивается  этикетка с содержанием обязательной информацией о товаре. Бумажная основа этикетки позволяет сделать маркировку яркой и качественной, с точки зрения дизайна, печати и цветового решения. Еще один носитель информации - вкладыш, он чаще всего используется в коробках с продукцией кондитерской промышленности, например в коробках печенья и шоколадных конфет. [11]

 

 

    1. Классификация ассортимента черного чая.

Классификация чая – вопрос очень обширный и непростой, не зря она строилась на протяжении 2-х последний веков. На сегодняшний день существует достаточно много разных факторов и моментов, которые можно учитывать при классификации чая. Это, в свою очередь, позволят с определенной вероятностью узнать, где именно собирался урожай чайного листа (равнинная или высокогорная местность), какие листья при этом использовались и каким способом обрабатывались. [4]

1. По типу чайного растения это может быть китайская разновидность (юньнаньский чай, улун японский сенча, дарджилинг, формозский, вьетнамский, индонезийский, грузинский), ассамская (индийский, цейлонский, кенийский, угандийский) и камбоджийская разновидности.

2. Классификация чая по происхождению никаких сложностей, в принципе, не вызывает. Зависит, как вы могли уже догадаться, то места производства и выращивания чайного листа. На рынке есть крупные игроки, которые производят большую часть всего чая, сюда входят: китайский (более четверти мировых объемов), индийский (второй в мире), цейлонский (9-10%, Шри-Ланка), японский (только зелёный чай), индокитайский (Вьетнам и Индонезия), африканский (больше всего – в Кении) и турецкий (исключительно черный) чаи, а также несколько десятков других государств.

3. Еще есть классификация чаев по продолжительности и способу окисления. Здесь представлены 2 полярные категории (разновидности) – зеленый и черный чай. Первый является слабо окисленным, второй – соответственно сильно. Данная характеристика в значительной степени влияет на внешний вид, вкус, аромат чая. Между двумя полярными значениями степени окисления выделяют еще несколько видов: белый, желтый чаи, а также Улун и Пуэр. Белый чай производится из молодых листьев и нераспустившихся почек с минимальными стадиями обработки чайного листа. Желтый выделяет тем, что проходит процедуру томления перед сушкой. Улун (красный чай) окисляется в течении 2-3-х дней, а Пуэр сначала доводится до состояния зеленого чая, после чего производится процесс ферментации.

4. По типу чайного листа и его механической обработке – выделяют цельно листовой (от больших скрученных листьев до чая высочайшего качества с большим содержанием молодых листков), ломаный (состоит из кусочков чайных листков), высевки (маленькие обломки листьев) и пыль (что часто фасуется в бумажные пакетики).

5. Также по качеству чаи можно классифицировать на высокосортные  (цельные молодые листочки - типсовый, пекой, оранж), среднесортные (листья порезанные или ломанные), низкосортные (специально измельченные или отходы при сортировке).

6. Если говорить об экзотике, то можно вспомнить про дополнительную обработку чайных листов – ферментированный пуэр, копчение, обжаривание.

7. Классификация чая по добавкам (цветами, сушеными ягодами). Можно выделить чай с ароматом бергамота, цветами жасмина, мятой, жареным рисом (Гэммайтя), ароматом лимона, вишни, земляники, есть даже искусственные ароматизаторы сливок и шоколада. [13]

Черный чай (в Китае – красный), столь распространенный и любимый в России, это чай, который прошел максимально длинную технологическую цепочку в процессе изготовления. В отличие от зеленых чаев или улунов, черный чай в процессе производства подвергается полной ферментации, что придает чайному листу характерный черный цвет и особый «смолистый» (или «бальзамический») аромат. [12]

Технология изготовления черного чая такова: зеленые чайные листья раскладывают тонким слоем для завяливания на рядах специальных стоек. Процесс завяливания длится 12-18 часов. В результате увядания, листья теряют значительное количество влаги и становятся очень мягкими, что позволяет их легко скручивать.

После подвяливания «пластины» из чайных листьев туго скручиваются (вручную или машинами-роллерами), как бы скатываются в трубку. В процессе скручивания листья сильно мнутся, клеточные мембраны многих листьев разрушаются, выделяя дополнительный клеточный сок. Именно в этот момент начинается ключевой процесс в производстве черного чая – ферментация. После скручивания чайные листья переносят в большие подогреваемые, влажные и затемненные помещения, где они раскладываются слоями толщиной примерно в четыре дюйма для ферментации.

В процессе окисления, цвет листьев значительно темнеет, от брожения и подвяливания «выжатого» чайного сока появляются характерные ароматы черного чая – в пределах от цветочного к фруктовому, ореховому и пряному. Именно в процессе ферментации образуются пигменты красного цвета, часть из которых растворяется в воде, а часть скапливается в листьях, что и обусловливает особый красноватый цвет настоя и листьев. [4]

Информация о работе Сравнительная оценка образцов черного чая