Товарная политика производственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть общее понятие товарной политики предприятия.
В соответствии с определенной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) ознакомление с понятием товарной политики и товара;
2) изучение целей и стратегий товарной политики;

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты товарной политики предприятия 4
1.1. Товарная политика предприятия и основные этапы ее разработки 4
1.2 Цели и стратегии товарной политики 8
2. Анализ товарной политики производственной фирмы ОАО «КАМАЗ» 11
2.1. Краткая характеристика фирмы ОАО «КАМАЗ» 11
2.2. Анализ товарной политики ОАО «КАМАЗ» 13
3. Совершенствование товарной политики ОАО «КАМАЗ» 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Товарная политика производственного предприятия.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

     Товарная  стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач связанных с:

     - оптимизацией структуры предлагаемых товаров, в том числе и с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла товара;

     - разработка и внедрение на рынок новых товаров;

     - обеспечение качества и конкурентоспособности товара;

     - принятие решений связанных с рыночной атрибутикой  товаров.

     Таким образом, товарная политика является одним из ведущих звеньев в продаже товаров предприятиями (организациями), так как она является составной частью маркетинговой стратегии и представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров и исключению из производственной программы тех товаров, которые утратили свой потребительский спрос, разработке новой упаковки и брэнда товара. Разработка товарной политики для каждого предприятия в современных условиях и выработка своей рыночной стратегии является важным направлением в их деятельности. 

 

2. Анализ  товарной политики  производственной фирмы ОАО «КАМАЗ»

2.1. Краткая характеристика  фирмы ОАО «КАМАЗ»

     Открытое  акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путем преобразования Производственного объединения  «КАМАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25.06.90 г.

     Предмет деятельности ОАО «КАМАЗ» разработка, производство, сборка и сервисное  обслуживание грузовых и легковых автомобилей, дизельных двигателей, деталей, узлов и агрегатов автомобилей, производство инструмента, оснастки, нестандартизированного оборудования, капитальный ремонт силовых агрегатов и узлов автомобилей, производство отливок из чугуна, стали и цветных металлов, а также внутренняя и внешняя торговля.

     Основная  продукция ОАО «КАМАЗ» — широкая  гамма грузовых автомобилей и  дизельных двигателей. Они эксплуатируются  более чем в 75 странах России, СНГ, Азии, Африки, Европы и Латинской  Америки.

     Кроме основной продукции КАМАЗ выпускает автоприцепы, микролитражные автомобили, шасси для автобусов, отливки, горячие и холодные поковки и штамповки, сварные узлы, инструменты и приборы контроля, а также широкую номенклатуру прочей продукции, часть которых экспортируется.

     ОАО «КАМАЗ» имеет более 100 дочерних и зависимых предприятий, владеет долями в уставных капиталах еще более 50 различных фирм и предприятий. (Приложение 3)

     Сегодня группа ОАО «КАМАЗ» — это единый производственный комплекс, расположенный  в городе Набережные Челны. В его  составе 9 крупных специализированных заводов, которые включают в себя все технологические переделы современного машиностроения. В заготовительный комплекс КАМАЗа входят литейный, кузнечный и прессоворамный заводы, каждый из которых с декабря 1997 года приобрел самостоятельный юридический статус и стал открытым акционерным обществом с правом самостоятельной работы на рынке. Механообрабатывающие и сборочные комплексы представлены такими заводами как «КАМАЗ-Дизель», автосборочный, автомеханический, «КАМАЗинструментспецмаш», микролитражных автомобилей и капитального ремонта двигателей. Все они также юридически самостоятельны. За пределами Набережных Челнов размещены еще 6 заводов: в России, на Украине и в Казахстане.

     Основные  показатели Отчета о прибылях и убытках  представлены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1 -Основные показатели Отчета о прибылях и убытках ОАО «КАМАЗ», млн. руб.

Показатель 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Чистая  выручка 2 866,438 6 159,574 16 484,397 15 043,375
Себестоимость и др. операционные расходы 4 291,466 5 632,371 17 035,166 14 755,865
Прибыль от ФХД -1 425,028 527,203 -550,769 287,510
Внеоперационные доходы/расходы -9 729,923 -2 202,220 -1 550,307 -586,564
Балансовая  прибыль -11 154,951 -1 675,017 -2 101,076 -299,054
Налог на прибыль и прочие платежи из прибыли 220,790 590,612 498,871 -339,086
Чистая (нераспределенная) прибыль -11 375,741 -2 265,629 -2 599,947 40,032
 

 

     В 2009г. выручка ОАО «КАМАЗ» составила 15 043 375 тыс. руб., что в 1.38 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (10 926 575тыс. руб.). Себестоимость реализации продукции составила 13 245 156 тыс. руб., что больше уровня прошлого года на 44%. При этом балансовая прибыль уменьшилась в 8 раз и составила 299 054 тыс. руб. против 2 441 969 тыс. руб. за аналогичный период прошлого года. Однако в соответствии с формой № 2 предприятие завершило третий квартал 2001 г. с чистой прибылью в размере 40 032 тыс. руб. Причиной этого является сторнирование начисленного в 1998, 1999 г.г. налога на операции с ценными бумагами на объем ценных бумаг, выпущенных в целях реструктуризации задолженности перед бюджетом.

     По  состоянию на 1 января 2010 г. оборотные активы ОАО «КАМАЗ» имели следующую структуру: запасы – 13.4%, дебиторская задолженность – 29.3%, финансовые вложения – 51.75%, денежные средства – 0.2%. Долгосрочные обязательства предприятия выросли по сравнению с началом года в 14.8 раза и составили 2 834 248 тыс. руб., краткосрочные же обязательства, напротив, уменьшились в 4.6 раза до 1 594 165 тыс. руб.

     Основной  причиной данных изменений послужила  переориентация ОАО «КАМАЗ» на долгосрочные банковские кредиты.

2.2. Анализ товарной политики ОАО «КАМАЗ»

     ОАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму  грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент под товарным знаком ОАО «КАМАЗ».

     Товарооборот  является основным из показателей деятельности любого торгового предприятия. Структура продаж ОАО «КАМАЗ» по типам автомобилей на российском рынке представлен в таблице 2.2. и рис.2.1.

     Таблица 2.2.

     Структура продаж ОАО «КАМАЗ» по типам автомобилей на российском рынке

Тип автомобиля 2008 2009 2010 год (прогноз)
шт. % шт. % шт. %
Самосвалы 6594 30,2 8810 33,8 9155 35,9
Шасси и

спецтехника

9367 42,9 9930 41,9 9549 37,4
Седельные тягачи 2620 12,0 2749 11,6 3060 12,0
Автомобили

бортовые

3254 14,9 3010 12,7 3736 14,7
Итого 21835 100 23699 100 25500 100
 

     Из  таблицы 2.2. видно, что продажи ОАО «КАМАЗ» в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось на 1864 шт. Прогнозы на 2010 год увеличить всего на 1801 шт., что меньше на 63 шт. по сравнению с 2009 годом. Это связано с кризисном положением страны.

     

     Рисунок 2.1. Структура продаж ОАО «КАМАЗ» по типам автомобилей на российском рынке (%). 

     Поставка  продукции Министерству обороны  Российской Федерации является ещё  одним перспективным направлением деятельности компании.

     В феврале 2006 года ОАО «КАМАЗ» получило лицензии Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, предоставляющие права на разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружений и военной техники. В 2005 году бронеавтомобиль камазовской сборки «Выстрел» на выставке военной техники в Омске получил Гран-при.

     Достижения  ОАО «КАМАЗ» определяются ффективной стратегией работы на рынке. География  продаж автомобилей КАМАЗ стремительно расширяется. ОАО «КАМАЗ поддерживает деловые связи с более чем 600-ми предприятиями России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

     В 2004–2005 гг. ОАО «КАМАЗ» вышло на новые рынки: Венгрия, Словакия, Сербия, Катар, Иран, Ливан, Индия, Бахрейн, Пакистан, Бангладеш, Судан, Венесуэла и Бахрейн. В 2005 году на экспорт отправлено 8631 единиц грузовых автомобилей, в 2004 г. — 6316 единиц.

     Фирменная сеть продаж и сервиса ОАО «КАМАЗ» также охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные для рынки сбыта. У компании 102 дилера и 120 только собственных фирменных автоцентров.

     ОАО «КАМАЗ» имеет сборочные производства в 6 зарубежных странах: Польша, Казахстан, Азербайджан, Украина, Эфиопия и Вьетнам. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КАМАЗа». С иностранными партнёрами согласовывается программа локализации производства деталей и узлов из состава СКД в странах дислокации сборочных предприятий. Ведётся работа по увеличению производственной мощности действующих и созданию новых сборочных производств в странах Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. Анализируется возможность поставок в виде СКД новых автомобилей тяжёлого и лёгкого семейств, а также автомобилей с правосторонним рулевым управлением.

     ОАО «КАМАЗ» гарантирует техническое  обслуживание своей техники в любом регионе России и зарубежья через фирменную сервисную сеть, в которую входит более 350 организаций. Система технического обслуживания построена на принципах единого стиля, создании и организации работы типовых станций технического обслуживания, максимальном приближении услуг к потребителю, и направлена на исключение простоев в эксплуатации.

     Клиенты ОАО «КАМАЗ» — это предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства по всей территории России и в странах традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения, подразделения силовых министерств и ведомств.

     Крупнейшие  потребители продукции ОАО «КАМАЗ»  в России - это Министерство Обороны России, РАО «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК».

     В 2005 году в городе Кокшетау, Республика Казахстан, было основано совместное предприятие  «КАМАЗ-Инжиниринг». Доля ОАО «КАМАЗ»  в нём составляет 76%, доля компании «Казахстан-Инжиниринг» — 24%. В августе 2005 года был пущен конвейер по лицензионному выпуску автомобилей, автобусов и прицепов, производимых в России под торговыми марками группы компаний «КАМАЗ».

     23 ноября 2005 года открыто совместное  предприятие германского концерна Zahnrad Fabrik и ОАО «КАМАЗ» — общество с ограниченной ответственностью «ZF-Кама» (ZF Kama GmbH). Это первое производство, созданное на мощностях «КАМАЗа» с участием иностранной фирмы и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. Впервые в России организовано промышленное производство высокотехнологичной продукции мирового уровня. Проектом предполагается, что СП будет выпускать до 10 тысяч КП в год, а в будущем освоит и выпуск других видов автомобильных компонентов. Для работы на предприятии привлечены лучшие работники и специалисты ОАО «КАМАЗ-Дизель», имеющие опыт сборки коробок передач.

     В январе 2006 года между ОАО «КАМАЗ»  и американской фирмой «Cummins Inc» подписаны  учредительные документы о создании нового совместного предприятия  «Камминз Кама» по производству двигателей серии В мощностью 140–275 л.с. для российского рынка. Уставный капитал предприятия - 20 млн. долларов, в котором доли учредителей распределятся поровну: 50 на 50. Первая стадия работы «Камминз Кама» подразумевает выпуск двигателей «Евро-2», затем, в соответствии с регламентом вводимых в России экологичесаких стандартов, - переход на изготовление моторов с электронным управлением, «Евро-3» и «Евро-4».

     Качество  продукции ОАО «КАМАЗ» обеспечивается системой качества, отвечающей требованиям международного стандарта ИСО 9001–2000. Система качества сертифицирована органом по сертификации систем управления «Русский регистр». 26 сентября 2005 года получено подтверждение соответствия трех моделей двигателей КАМАЗ требованиям международных экологических стандартов «Евро-3»: КАМАЗ-740.60–360, КАМАЗ-740.61–320 и КАМАЗ-740.62–280. В них применена топливная аппаратура ЯЗДА с электронным регулятором.

Информация о работе Товарная политика производственного предприятия