Товароведение и экспертиза товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:24, доклад

Краткое описание

Основные понятия, общие принципы и правила классификации товаров.
Т – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.
Объект Т – товар, а предмет – потребительская стоимость товара. Потребит. Ст-ть – способность товаров удовлетворять конкретные потребности человека. Мера потребительской стоимости – качество товара.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по товароведению.docx

— 31.77 Кб (Скачать файл)

 

5. Цель, задачи, объекты, виды экспертизы  товаров.

Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — исследование специалистом-экспертом  каких-либо вопросов, решение которых  требует специальных знаний в  области науки, технологии, экономики, торговли и др.Для проведения товарной экспертизы экспертная группа может  быть создана с целью выполнения отдельных операций оценки качества товаров или выполнения всех оценочных  операций, завершающихся получением комплексной оценки качества товаров..Методы экспертизы: физико-технические, химические, биологические, математические и др., исследования проводятся с применением  сложных современных приборов и  технических средств.Основные операции процедуры экспертизы можно разделить  на три этапа: подготовительный (создание экспертной группы и формирование целей  экспертизы); основной (исследования, выполняемые  экспертами); заключительный (обработка  результатов, их анализ, оценка и оформление экспертного заключения).Результатом  экспертизы является оформление в письменном виде заключения, в котором приводится оценка потребительских свойств  товаров.Итоговая оценка экспертной группы базируется на обобщении заключений экспертов, согласовании общей оценки с каждым экспертом и утверждении  ее организатором экспертной группы.Заключение включает вводную часть, исследовательскую  часть и вывод; подписывает его  эксперт. Экспертиза обычно решает следующие  задачи: 1- установление стоимости товара; 2- установление способа его изготовления; 3- установление факта изготовления товара; 4- соответствие качественных свойств товара маркировочным обозначениям на товаре или на ярлыках, ценниках и т.п.; 5- соответствие товара требованиям стандартов и/или другим общеобязательным товарным нормам; 6- соответствие условий хранения и транспортаровки товара, его тары требованиям стандартов и/или другим общеобязательным требованиям; 7- установление количества и качества фактически вложенного в товар сырья и вспомогательных материалов; 8- установление факта принадлежности частей и деталей одному предмету (комплекту); 9- установление факта изменений состояния товара при определенных условиях его хранения, эксплуатации и транспортировки; 10- установление рода, вида и качества товара или его отдельных частей; 11- установление причин изменения потребительских свойств и внешнего вида товаров, появления дефектов. Цель. Как специфический вид деятельности, связанной с проведением анализа и оценки качества товара, экспертиза требует применения экспертных методов на основе исследований и учета результатов испытаний. Эксперты должны отличаться широтой кругозора, глубиной знаний, независимостью суждений, высокой профессиональной квалификацией.

6. Фальсификация товаров: понятие,  виды, способы и средства (на примере  отдельных групп и видов товаров).

Контрафакция  – намеренное в коммерч. целях  незаконное производство продукции  с нарушением исключит прав владельца  данных прав.

Фальсификация – изготовление поддельных товаров, имитирующих подлинные, с корыстной целью или обман потребителей с целью получения прибыли. Виды фальсификации:

1. Количественная - ↓ веса тов. и  количественных показателей и  хар-к тов. с исп-ем неправильных  средств измерений.

2. Качественная –замена одних компонентов  (ингредиентов) тов. на др.,  а  также манипуляции с сортом  тов. 

Как вид идентификации, он устанавливает  градации качества: стандартная или  нестандартная продукция, соответствие товарного сорта сорту, указанному на маркировке и в сопроводительных документах, и т. п.

3.Ассортиментная–полная  или частичная замена тов. на  заменитель др. вида или наименования  тов. с сохраняемым сходством  1\неск. признаков. 

4. Стоимостная – фальсифицируется  цена тов., в частности путем  ее ↓\↑ по отношению к подлинному  товару.

5.Информационная-недостаточная\искаженная  инф-ция о тов. Напр., с помощью  маркировки.

6.Пиратство–разновидность  контрафакции, незаконное копирование  и распр-е в коммерч. целях  охраняемых авторским правом  объектов.

7. Факторы, формирующие качество  и конкурентоспособность товаров  (на примере отдельных групп  или видов товаров).

Факторы, формирующие кач-во – комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапом технологического цикла и  предназначенных для формирования заданных требований кач-ву и кол-ву товаров. 1. Проектировка и разработка продукции. При проектировке обработки  к ее кол-ву, эти требования устанавливаются  на основе мар-ых исследований рынка, конечным результатом которых яв-ся определение  запасов потребителей к уровню кач-ва, а также к наиболее приемлемым кол-ым хар-кам (размер изделий, масса  упаковочных единиц.) этот фактор яв-ся определяющим для всех остальных. 2.Сырье. Оно может быть основным – основная часть сырья, существенно влияющая на формирование кач-ва , кол-ва готовой  продукции на стадии формирования. Состав и св-ва могут меняться в  зависимости от технологической  обработки. Основное сырье на ряду с  технологией производства в значительной мере определяет ассортиментную группу готовой продукции. Вспомогательное  сырье – составной элемент  сырья, предназначенный для улучшения  состава свойств основного сырья  или готовой продукции. В качестве вспомогательного сырья используют пищевые добавки:  красители, консерванты  и т.д. , а также пряности, приправы, наполнители в виде не основного  сырья. 3 Конструкция – совокупность формы, размера, способа соединения и взаимодействия деталей и узлов, а также соотношение м/у отдельными элементами, определяемые при разработке изделий. Этот фактор оказывает решающее воздействие на формирование основных хар-к непродовольственных товаров. Назначение конструкции – обеспечение  функциональных, эргономических, эстетических свойств, безопасность и надежность изделий. 4. Технология производства – совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товарных характеристик готовой продукции. В процессе производства компоненты сырья подвергаются большим или меньшим изменениям в рез-те чего кач-во готовой продукции определяется 3-мя группами компонентов: А) Компоненты, перешедшие в готовую продукцию без существенных изменений. Б) Компоненты сырья изменившие исходные св-ва.  В)Вновь образовавшие компоненты. 

Различают 3 основных этапа технологии производства: 1. Подготовительный – совокупность операций по подготовке основного и  вспомогательного сырья и комплектующих  изделий к переработке или  сборке(раскрой, мойка, резка). 2.  Основной - совокупность операций по переработке  сырья(материалов, полуфабрикатов) или  сборке комплектующих изделий для  получения готовой продукции.(смешивание по рецептуре, термическая, механическая, электрическая обработка, сборка). 3.  Окончательный – совокупность операций по обработке готовой продукции, с целью придания ей товарного  вида, улучшение сохраняем ости и  подтверждения соответствия установленным  требованиям. Исходные св-ва сырья на этом этапе не изменяются, т.к. новое  качество готового продукта уже сформировано.

8. Информация о товаре: виды и  средства. Требования к товарной  информации.

Товарная  информация – это сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов  рынка. Источники этих сведений формирует  либо производитель, либо продавец.

Виды  товарной информации определяются назначением:

1. основополагающие – основные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рынка. Относится к обязательной информации. Регламентированы в действующем законодательстве (Закон о защите прав потребителей, ст.10);

2. потребительская информация – предназначена для потребителей. Содержит сведения о достоинствах товара, наиболее привлекательных свойствах. Носит рекламный характер, является не обязательной;

3. коммерческая информация - предназначена для изготовителей и продавцов (например, штрих-код, артикул и т.д.) для облегчения товародвижения.

Формы товарной информации:

1. словесная (текстовая),

2. цифровая – дополняет словесную, указывая на количественные характеристики товара,

3. изобразительная – эта информация обеспечивает эмоциональное восприятие товара,

4. символическая информация – доводится в виде символов.

Все требования к товарной информации делятся  на 2 группы:

1. общие требования («3Д») - нормативно закреплены в действующем законодательстве, законах РФ, правилах продажи товаров и в 4-х национальных стандартах (ГОСТ-Р «Информация для потребителя»):

1.1. Достоверность, т.е. правдивость сведений о товаре;

1.2. Достаточность – рациональная насыщенность сведений о товаре, она исключает как излишнюю информацию, так и не полную;

1.3. Доступность – открытость сведений о товаре. Это сложное свойство включает:

- языковую доступность – информация должна быть на государственном языке, либо дополнена на языке товарного субъекта,

- понятность информации – использование общепринятых терминов,

- востребованность – обязанность продавца по первому требованию покупателя предоставить любую информацию о товаре в рамках законодательства.

2. специфические требования – определены в стандартах на однородные группы (виды) продукции.

9. Цель, задачи, функции, виды и  методы идентификации товаров.

Иденктификация  – установление тождественности  товара в соотв-вии с указанием  маркировки, НД и т.д.

Цель  идентификации - выявление и подтверждение  подлинности конкретного вида и  наименования товара, а также соотв-е  его опред. треб. или инф-ции о  нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводит. док-тах.

К средствам И. тов. относятся маркировка товаров; НД, регламентирующие показатели качества; технич. док-ты, в т. ч. товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоиверения и т. п.), а также  документально оформленные результаты испытаний образцов сертифицируемого товара.

В качестве критериев идентификации  используются результатам органолептических, химических, физико-хим. и др. показателей, характ-щих состав и св-ва товаров.

Маркировка – это текст, условное обозначение, рисунок и другие вспомогательные средства, наносимые на товар или упаковку с целью идентификации товара и доведения сведения о нем до субъектов рынка.

Требования  к маркировке:

- соответствие требованиям стандартов и тех. условий,

- нанесена несмываемыми красителями, разрешенными для применения органами Госсанэпидконтроля.

- сюда же относятся «3Д» - достоверность, достаточность, доступность.

Виды  маркировки в зависимости от источника  формирования: производственная, торговая.

Носители  производственной маркировки:

1. товарный ярлык (чаще на швейных изделиях),

2. частью товарного ярлыка может быть фирменная лента с изображением торгового знака,

3. контрольная лента – пришивается в невидимом месте, содержит информацию о размере и правилах ухода,

4. этикетка (на лицевой стороне, чаще наносится на флаконы, бутылки и т.п.),

5. контрэтикетка - на тыльной стороне упаковки,

6. кольеретка – этикетка на горлышке бутылки,

7. вкладыш,

8. бирка – это сокращенный товарный ярлык,

9. клейма,

10. штамп (например, печать со сроком годности),

11. маркировка на упаковке (например, пакетик с приправой, полиграфическое изображение на упаковке).

Носители  торговой маркировки:

1. ценник,

2. товарный чек (указываются количественные и качественные характеристики, цена),

3. кассовый чек (указывается только цена).

10. Конкурентоспособность отечественных  товаров и пути их повышения  (на примере отдельных групп  или видов товаров).

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Кроме  того, конкурентоспособность - сравнительная  характеристика товара, содержащая комплексную  оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и  экономических показателей относительно выявленных требований рынка или  свойств другого товара.

Она определяется совокупностью потребительских  свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

- Добиться отличия товаров предприятия  в глазах покупателей от товаров  конкурентов;

- Выбрать из намеченных к производству  товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей,  и осуществить на этой основе  прорыв на рынке;

- Отыскать новое применение выпускаемым  товарам;

- Своевременно изъять экономически  неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;

- Найти выход на новые рынки  как со старыми, так и с  новыми товарами;

- Осуществлять модификацию выпускаемых  товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;

- Регулярно развивать и совершенствовать  систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему  стимулирования сбыта в целом.

 


Информация о работе Товароведение и экспертиза товаров