Товароведная оценка качества кефира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Главным преимуществом кефира перед другими молочными продуктами является то, что он благоприятно влияет на состав микробов кишечника – другими словами, позитивно воздействует на процесс формирования его здоровой микрофлоры. Так что пара стаканов кефира в день способна предотвратить развитие кишечных инфекций и быстро справиться с дисбактериозом, вызванным, например, антибиотиками.
Кефир обладает иммуностимулирующими свойствами, помогает победить хроническую усталость, незаменим при нарушениях сна и неполадках в нервной системе.

Содержание

Введение
1.Обзор литературы
1.1 Химический состав и пищевая ценность кефира……………………4
1.2 Факторы, формирующие качество кисломолочных продуктов
1.2.1 Сырье, используемое для производства кефира…………………..6
1.2.2 Схема производства кефира……………………………………….12
1.3 Ассортимент и новое в ассортименте кефира……………………..18
1.4 Требования, предъявляемые к качеству кефира……………………20
1.5 Приемка кефира по качеству………………………………………...22
1.6 Факторы, сохраняющие качество кефира
1.6.1 Упаковка кефира……………………………………………………23
1.6.2 Режим хранения кефира и транспортирование…………………..25
2. Материалы и методы исследования
2.1 Объекты исследования………………………………………………26
2.3 Оценка маркировки исследуемых образцов кефира………………28
2.4 Органолептическая оценка качества кефира………………………30
2.5 Физико-химические методы исследования кефира
2.5.1 Определение пероксидазы………………………………………...32
2.5.2 Определение кислотности………………………………………...32
3. Результаты исследования
3.1 Анализ состояния упаковки и маркировки кефира……………….33
3.2 Органолептическая оценка качества кефира……………………...36
3.3 Физико-химические показатели качества кефира……………… 40
Выводы и предложения
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Товароведная оценка качества кефира.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

      Транспорт, используемый для перевозки молока и молочных продуктов, должен быть чистым, в исправном состоянии, кузов машины должен иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке. Транспорт должен иметь санитарный паспорт, выдаваемый территориальными центрами госсанэпиднадзора на каждую машину сроком не более чем на 6 месяцев.[2]

 

2. Материалы и методы исследования

2.1 Объекты исследования

 

       Для исследования качества кефира различных производителей, реализуемых в розничной торговой сети г. Красноярска, были взяты следующие образцы:

    Образец 1. Кефир, жирность 2,5% производителя ОАО «Компания ЮНИМИЛК», филиал «Молочный комбинат «МИЛКО», Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, д. 8. ГОСТ Р 52093, сертификат и качественное удостоверение имеется. Пищевая ценность продукта (содержание в 100 г): жир – 2,5; белок – 2,8; углеводы – 4,0. Энергетическая ценность (калорийность) в расчете на 100 г продукта составляет 50 ккал. Количество молочнокислых микроорганизмов на начало срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г. Количество дрожжей на конец срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г.

       Состав  продукта: цельное молоко, обезжиренное  молоко, закваска на кефирных  грибах.

       Масса  нетто 900 грамм, дата изготовления продукта 17.05.10, срок годности 7 суток при температуре (4±2) ºС.

      Образец  кефира упакован в термосвариваемый  полиэтиленовый пакет.

     Образец  2. Кефир, жирность 2,5% производителя ООО «Крестьянский двор», Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Придорожная, 47г. ТУ 9222-388-00419785-05, сертификат и качественное удостоверение имеется.

       Пищевая  ценность продукта (содержание в  100г): жир – 2,5; белок – 2,9; углеводы  – 3,9. Энергетическая ценность (калорийность) в расчете на 100 г продукта составляет 53 ккал. Количество молочнокислых микроорганизмов на начало срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г. Количество дрожжей на конец срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г.

        Состав продукта: цельное молоко, обезжиренное молоко, закваска на кефирных грибах.

       Масса  нетто 1000 грамм, дата изготовления  продукта 21.05.10, срок годности 5 суток  при температуре (4±2) ºС.

      Образец  кефира упакован в термосвариваемый  полиэтиленовый пакет.

      Образец 3. Кефир «Веселый молочник», жирность 2,5% производитель ОАО «Вимм-Билль-Данн», Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, д. 56. ТУ 9222-037-05268977-03, сертификат и качественное удостоверение имеется.

       Пищевая  ценность продукта (содержание в 100г): жир – 2,5; белок – 2,9; углеводы – 4,0. Энергетическая ценность (калорийность) в расчете на 100 г продукта составляет 50 ккал. Количество молочнокислых микроорганизмов на начало срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г. Количество дрожжей на конец срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г.

       Состав  продукта: молоко нормализованное,  закваска на кефирных грибах.

       Масса  нетто 950 грамм, дата изготовления  продукта 20.05.10, срок годности 7 суток  при температуре от +2 ºС до +6 ºС.

     Образец кефира упакован в термосвариваемый полиэтиленовый пакет.

      Образец 4. Кефир «Никольский», жирность 2,5%, производитель ООО «АгроНик», Красноярский край, Емельяновский район, с. Никольское, ул. Тыжневская, 22,  ГОСТ Р 52093-2003, сертификат и качественное удостоверение имеется.

      Пищевая  ценность продукта (содержание в  100г): жир – 2,5; белок – 2,8; углеводы  – 3,9. Энергетическая ценность (калорийность) в расчете на 100 г продукта составляет 53 ккал. Количество молочнокислых  микроорганизмов на начало срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г. Количество дрожжей на конец срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г.

       Состав  продукта: молоко цельное, молоко  обезжиренное, закваска на кефирных  грибах.

       Масса  нетто 1000а грамм, дата изготовления продукта 02.06.10, срок годности 72 часа при температуре (4±2)  ºС.

     Образец  кефира упакован в термосвариваемый  полиэтиленовый пакет.

     Образец 5. Кефир обезжиренный «АГРОСИБКОМ» массовая доля жира 0,1%, производитель ОАО «Саянмолоко», Республика Хакасия, г. Саяногорск, ул. Металлургов, 2, ГОСТ Р 52093. сертификат и качественное удостоверение имеется.

       Пищевая ценность продукта (содержание в 100г): жир – 0,1; белок – 2,8; углеводы – 4,0. Энергетическая ценность (калорийность) в расчете на 100 г продукта составляет 28 ккал. Количество молочнокислых микроорганизмов на начало срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г. Количество дрожжей на конец срока годности продукта не менее 1×10 КОЕ/г.

      Состав  продукта: молоко обезжиренное, закваска на кефирных грибах.

      Масса  нетто 1000а грамм, дата изготовления  продукта 02.06.10, срок годности 5 суток  при температуре (4±2)  ºС.

      Образец  кефира упакован в термосвариваемый  полиэтиленовый пакет.

 

2.3 Оценка маркировки исследуемых  образцов кефира

 

      При исследовании маркировки обращают внимание на качество нанесения маркировки, полноту содержания маркировки, а также на понятность, достоверность информации, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение.

     Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.

     Маркировка на исследуемых образцах  должна соответствовать  ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация  для потребителя. Общие требования»:

- наименование продукта;

- содержание жира;

- наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, экспортера,

импортера, наименование страны и места происхождения;

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- объем продукта;

- состав продукта;

- консерванты и другие пищевые добавки (при их применении);

- пищевая ценность, массовая доля витаминов (для витаминизированных

продуктов);

- условия хранения;

- срок годности;

- условия применения. Для продуктов лечебно-профилактического,

диетического и для  питания людей со специфической  профессиональной и

спортивной нагрузкой  при необходимости указывают  противопоказания;

- обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с

которым изготовлен и  может быть идентифицирован продукт;

- информация о сертификации;

- штрих-код (при наличии).[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Органолептическая оценка качества  кефира

 

При органолептической  оценке кисломолочных продуктов  определяют их внешний вид, консистенцию, цвет, вкус и запах.

Внешний вид  и консистенция

Определение качества кисломолочных продуктов начинают с осмотра состояния тары и упаковки.

На поверхности  продуктов из негомогенизированного молока имеется отстой жира. Затем определяют характер сгустка, по которому судят об интенсивности биохимических процессов, протекающих при изготовлении и ранении продуктов. Состояние сгустка зависит от способа выработки, продукты, выработанные термостатным способом, имеют плотный, ненарушенный сгусток.

Продукты, выработанные резервуарным способом, имеют нарушенный, легко перемещающийся сгусток сметанообразной консистенции. При выливании продукта из бутылки на горлышке с внутренней стороны остается тонкий его слой.

В кефире, кумысе, ацидофильном и ацидофильно-дрожжевом  молоке сгусток пронизан пузырьками газа, образовавшегося в результате жизнедеятельности закваски - газообразующих микроорганизмов и дрожжей, газообразование допускается в виде отдельных пузырьков.

При ненарушенном сгустке простокваша всех видов  имеет плотную консистенцию, проба, взятая ложечкой, сохраняет устойчивость формы, излом сгустка глянцевитый. При слабом сгустке и дряблой консистенции простокваша стекает с ложечки, и место, где была взята проба, заплывает. В тих случаях простоквашу бракуют.

Для определения  консистенции диетических продуктов  смешанного брожения содержимое бутылок тщательно встряхивают и переливают в стакан о характере консистенции судят по тому, как стекает продукт в стакан.

В простокваше  допускается выделение массовой доли сыворотки не более I % к объему, в кефире - не более 2 %.

Цвет

      Цвет диетических продуктов в емкостях из белого стекла определяют не вскрывая упаковки. В других продукты наливают на блюдечко и рассматривают при дневном рассеянном свете.

Вкус и запах

      При оценке простокваши для определения вкуса и запаха вскрывают упаковку, удаляют с поверхности или отодвигают в сторону слой жира и берут пробу ложкой. При определении вкуса и запаха у остальных диетических продуктов их энергично встряхивают, после чего наливают в стакан для опробирования.

      Вкус и запах кисломолочные, чистые, без посторонних, не свойственных продукту привкусов и запахов, в южной простокваше допускается спиртовой привкус, для варенца и украинской ряженки характерен ясно выраженный привкус пастеризации. Простокваша, приготовленная с добавлением сахара и ароматических веществ (ванилина, корицы), должна быть в меру сладкой с запахом ванилина, корицы.

     Кефир должен быть молочно-белого или слегка кремового цвета; однородный, напоминающий по консистенции жидкую сметану (допускается газообразование, а также до 2 % отделившейся сыворотки), вкус и запах чистые, кисломолочные, освежающие, без посторонних привкусов и запахов.

[11]

 

 

 

 

 

2.5 Физико-химические методы исследования  кефира

2.5.1 Определение пероксидазы

 

      Отсутствие пероксидазы свидетельствует  о высокой эффективности пастеризации  молока, используемого в качестве  сырья для производства кефира, так как пероксидаза разрушается при температуре +75 ºС.

      Наличие пероксидазы устанавливают,  вводя в кефир перекись водорода  и йодистокалиевоый крахмал. Пероксидаза,  содержащаяся в кефире, разлагает  перекись водорода, и освобождающийся  при этом кислород окисляет йодистый калий с выделением йода, который образует с крахмалом соединение синего цвета.

      При определении пероксидазы  в пробирку отмеривают 5 мл исследуемого  кефира, приливают 5 капель йодистокалиевого  крахмала и 5 капель 0,5%-го раствора  перекиси водорода. После добавления каждого реактива содержимое пробирки тщательно перемешивают и наблюдают за изменением окраски кефира. При отсутствии фермента пероксидазы цвет кефира в пробирке не изменится, следовательно, молоко, использованное для производства кефира, пастеризовали при температуре выше +75 ºС.

       При наличии пероксидазы кефир  приобретает темно-синее окрашивание.[11]

 

2.5.2 Определение кислотности

 

Метод основан на нейтрализации  раствором щелочи водных вытяжек  свободных кислот и кислых солей, полученных из навесок исследуемых продуктов. Окончание нейтрализации определяют по изменению окраски внесенного индикатора. Кислотность молочных товаров измеряется в градусах Тернера, которые равны количеству мл 0,1 н щелочи, пошедшей на титрование 100 мл продукта.

      Полученную  вытяжку фильтруют через несколько  слоев марли или бумажный фильтр, затем определяют количество  фильтра (20-25 мл) переносят в коническую  колбу, добавляют несколько капель  индикатора фенолфталина и титруют  с помощью бюретки 0,1 н раствором едкой щелочи (гидроксида натрия или калия) до появления слабо-розового окрашивания, не исчезающего при перемешивании в течении 1 минуты.

       Титрование  нужно вести осторожно, взбалтывая  колбу после прибавления каждой  очередной порции щелочи, стобы не пропустить момент появления устойчивой окраски. Количество мл щелочи, пошедшей на титрование, замеряют по бюретке и производят расчет общей кислотности по следующей формуле:

                                                                                  V

Х =  × 100;


     m

 

 

Где V – количество щелочи, пошедшей на титрование, мл; m – количество мл взятого для анализа продукта; 100 – коэффициент для пересчета в градусы Тернера.[7,11]

 

3. Результаты исследования

3.1 Анализ состояния упаковки и маркировки кефира

 

      Все  пять образцов кефира упакованы  в термосвариваемые пакеты, пакеты герметично запаянные, никаких следов нарушения целостности упаковки не обнаружено.

      Состояние  упаковок и информация для  потребителей, исследуемых образцов, соответствуют ГОСТ Р 51074-2003  «Продукты пищевые. Информация для потребителя». 

     

       Маркировка всех пяти образцов кефира пяти различных производителей соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003  «Продукты пищевые. Информация для потребителя», это четкость текста и иллюстрации; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; использование для маркировки несмываемых красителей.

      Эмоциональная  и мотивационная функции маркировки  более выражены у образца кефира производителя ОАО «Компания ЮНИМИЛК», красочное оформление маркировки, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке данного товара.

      Кроме того, сама упаковка выполнена в оригинальном дизайне, упаковка удобна в обращении благодаря надувной ручке, устойчивому дну, что позволяет после вскрытия упаковки, продукт поставить в холодильник, для дальнейшего хранения не переливая содержимое упаковки в другую более удобную тару.  Упаковка легко открывается, так как имеется специальная зона для вскрытия.

       Кефир, жирность 2,5% производителя ООО «Крестьянский двор», имеет упаковку, выполненную в красном, синем цветах. Маркировка: белого цвета  на синем фоне, и синего цвета на белом фоне, четкая, яркая, хорошо читаемая.

     Кефир «Веселый молочник», жирность 2,5% производитель ОАО «Вимм-Билль-Данн» имеет упаковку с синим, черным, белым цветами. Маркировка четкая, синего цвета, что не затрудняет ее чтение.

     Упаковка кефира «Никольский», жирность 2,5%, производитель ООО «АгроНик», выполнена в зеленом и белом цвете. Маркировка нанесена зеленым цветом на белом фоне и белым цветом на зеленом фоне, четко и качественно, поэтому ее чтение не затруднено.

Информация о работе Товароведная оценка качества кефира