Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение товароведной характеристики и классификации ликероводочных изделий и исследование основных показателей качества водки. Для этого необходимо решить такие задачи как:
1. Товароведная характеристика, классификация и общие показатели качества ликероводочных изделий;
2. Классификация и ассортимент водки;
3. Показатели качества и фальсификация водки.
Все перечисленные способы идентификации и экспертизы должен знать не только специалист, но и обычный потребитель.
При значительной замене пищевого спирта техническим или водой определить фальсификацию водки можно органолептически. Если объемная доля сивушных масел, содержащихся в водке, превышает 0,1 %, то при растирании ее между ладонями появляется специфический запах. Чистая водка такого запаха не имеет. При незначительном уровне такой замены требуется достаточно высокий профессионализм, поэтому прибегают к более достоверным физическим и химическим методам испытаний.
Существуют простые и доступные экспресс-методы качественного обнаружения токсических соединений, например сивушного масла и фурфурола.
Определение присутствия сивушного масла можно провести по методу Готфруа: 10...15 см3 водки наливают в термостойкий сосуд, добавляют 2...3 капли концентрированной серной кислоты и столько же бензола. Смесь перемешивают, осторожно нагревают и медленно охлаждают. При наличии сивушного масла раствор приобретает темно-бурый цвет с зеленоватым оттенком.
Наличие фурфурола определяют следующим образом: наливают в рюмку 20 см3 водки, добавляют 3 капли концентрированной соляной кислоты, перемешивают, добавляют 10 капель бесцветного анилина. Если фурфурол присутствует, то проба окрашивается в ярко-красный цвет, напоминающий малиновый сироп.
Для выявления разбавления водки водой можно измерить крепость при температуре 20 °С с помощью спиртометра. В домашних условиях можно использовать бытовые спиртометры.
За последние несколько лет ассортимент водок резко возрос до десятков наименований. Наряду с общепризнанными наименованиями отечественные изготовители выпускают множество новых наименований водок, порой имеющих несущественные отличия друг от друга.
Каждый изготовитель стремится выпускать свои оригинальные наименования водок, рецептура и технология которых составляют коммерческую тайну. Поэтому информация, доводимая до потребителя с помощью маркировки, не позволяет сделать компетентный выбор и выявить отличия, формирующие потребительские предпочтения. Потребителю остается надеяться на правдивость информации изготовителя, а также на предыдущий опыт опробования водки того же наименования.
Предпринимателей, торгующих разнообразными наименованиями водок, больше интересует цена, чем потребительские свойства продукции. Цены на водку разных наименований различаются в 2...5 раз, что порой обусловлено не повышенным качеством водки, а стоимостью упаковки — оригинальных по форме и оформлению бутылок, красочных этикеток, а также наличием дополнительной упаковки (картонных коробок, вкладышей и т. п.).
Кроме того, на цену влияют престижность марки, реклама, «имя» изготовителя. Например, высокое качество водок московского завода «Кристалл» не только обусловило заслуженные потребительские предпочтения его продукции, но и породило попытки других изготовителей фальсифицировать водку, выдавая свою продукцию за продукцию этого завода. Для защиты от таких подделок «Кристалл» был вынужден пойти на двойную защиту путем изображения на металлическом колпачке, закрывающем бутылку, фирменного знака — зубра и наклеивания трех этикеток. На внутреннюю сторону большой этикетки нанесено семизначное число, первые две цифры которого — код завода.
Идентификацию водки осуществляют по органолептическим показателям — это напиток, имеющий 40+5 % об. спирта с характерным вкусом и ароматом высокоспиртуозности.
Экспертиза подлинности может проводиться и с целью установления фальсификации водки. При этом могут быть выявлены следующие способы и виды их фальсификации.
Ассортиментная фальсификация может достигаться за счет подмены одного вида другим.
Качественная фальсификация достигается за счет введения добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавления водой; замены одного типа водки другим.
Количественная фальсификация (недолив) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров объема, превышающих предельно допустимые нормы отклонения. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно объем поверенными измерительными мерами объема.
Информационная фальсификация — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре (в товарно-сопроводительной документации, маркировке и рекламе). При фальсификации информации довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара; фирма-изготовитель товара; количество товара; вводимые пищевые добавки.
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки и т. д. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить: каким способом изготовлены печатные документы; имеются ли подчистки, исправления в документах; является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.
Российский рынок насыщен продукцией импортного производства, а также фальсифицированной продукцией, выдаваемой за отечественную или импортную.
Самыми распространенными способами фальсификации водки являются: полная или частичная замена питьевого спирта на более дешевый технический; применение воды, не отвечающей требованиям технологии; разбавление или полная замена водой, а также отсутствие в водках компонентов, предусмотренных рецептурой (сахара, меда, и др.).
От воды зависит вкус конечного продукта. За счет специальной обработки воды водка имеет мягкий вкус, легко пьется. Но не менее важно, какой использовался спирт, степень его очистки. Самый лучший спирт — «Люкс», чуть хуже — «Экстра», на третьем месте — спирт высшей очистки. Производители обязаны указывать, какой спирт они использовали.
Снижение содержания спирта в водке не всегда является результатом фальсификации. Крепость в водках может снижаться вследствие улетучивания спирта из-за негерметичности упаковки, что не следует считать фальсификацией. В этом случае возникает другой недостаток — недолив.
Индивидуальному потребителю при покупке водки необходимо удостовериться в ее качестве, потребовав у продавца сертификат соответствия на данную партию водки и ее производство. Сертификат должен быть оригиналом или ксерокопией, заверенной свежей печатью организации, выдавшей сертификат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были разрешены вопросы, поставленные в начале работы, то есть было установлено, что:
Ликероводочные изделия разделяются на группы в зависимости от их химического состава, и на данный момент ассортимент этой разновидности алкогольных напитков достаточно велик.
При оценке качества ликероводочных изделий используют физико-химические и органолептические показатели, то есть исследуют внешнее оформление ликероводочных изделий, химический состав, соответствие показателям, предусмотренными рецептурой и нормативными документами, определяют цвет, прозрачность и аромат.
Одной из разновидностей ликероводочных изделий является водка. Она имеет свою классификацию (по ОКП и ТН ВЭД России), которая зависит от качества спирта ( высшей очистки, «Экстра» и «Люкс») и наличия в водке вкусовых и ароматических добавок.
При экспертизе водки необходимо тщательно исследовать её химический состав, так как в настоящее время увеличилось количество случаев алкогольной токсикации, а также использовать органолептический метод, при котором применяется 10-ти балльная шкала оценки качества водки.
Для выявления фальсифицированной водки следует в первую очередь внимательно осмотреть внешний вид бутылки, а затем применять органолептические и физико-химические методы определения качества водки.
Таким образом, была проведена общая экспертиза ликероводочных изделий, а для более качественного и полного исследования были рассмотрены основные структурные элементы, составляющие экспертизу водки.
[1] http://www.znaytovar.ru/new75.
[2] http://www.znaytovar.ru/