Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза качества йогуртов, реализуемых в магазине «Магнит».
Задачи курсовой работы:
изучить российский и региональный рынок молочных продуктов;
изучить классификацию и характеристику кисломолочных напитков;
собрать данные по ассортименту йогуртов и описать его структуру;
Все йогурты хранятся
только при температуре +2 - +6 0С.
Что же происходит с йогуртами, когда
они хранятся не в холоде?
Это может привести к:
Простоквашу и кефир расфасовывают в бутылки для молока по ГОСТ 15844-92 «Бутылки стеклянные для молока и молочных продуктов. Технические условия» типа 1 емкостью 0,25; 0,5 и 1,0 л, в бумажные пакеты с полимерным покрытием емкостью 0,5 и 1,0 л, в коробочки из полистирола емкостью 0,1 и 0,25 л. Традиционно йогурт упаковывается в пластиковые стаканчики, закрытые фольгой. Такие стаканчики часто объединены в легко разламываемые блоки по 4 (реже 6 и более) стаканчика, крышки таких блоков образуют собой разделённое изображение напоминающее паззл.
Материалы для изготовления упаковки не должны менять свой цвет, мутнеть, терять прочность и приобретать поверхностные дефекты. Материалы тары и укупорки должны быть нетоксичными. Обязательные качества упаковки: гарантированную прочность материалов и герметичность укупорки, приспособленность ее поверхности для нанесения печати или этикетирования, благоприятствование процессам погрузки, разгрузки, хранения и использования продукта.
Простокваша и кефир должны храниться при температуре не выше +8оС не более 36 часов с момента окончания технологического процесса. Срок хранения йогуртов при температуре от +2 до +6оС не более 30 суток. Хранение кисломолочных продуктов при более высоких температурах приводит к повышению их кислотности, отделению сыворотки, ухудшению качества и порче. На упаковке кисломолочных продуктов, простокваши, кефира, ацидофилина проставляют число или день конечного срока реализации, а не их выработки.
При нарушении режима хранения в кисломолочных продуктах могут происходить нежелательные процессы, снижающие качество и даже приводящие продукт к полной порче. Как следствие, появляются дефекты. Кислый вкус возникает при повышенной температуре хранения вследствие продолжающегося молочнокислого и других видов брожений. Салистый привкус, чаще в сметане, появляется вследствие окисления молочного жира до образования диоксикислот. Активизирует этот процесс солнечный свет, повышенная температура хранения, наличие воздуха в упаковке, металлов-катализаторов. Горький вкус — следствие расщепления белковых веществ под действием протеолитических ферментов микрофлоры в процессе длительного хранения продуктов, особенно при несоблюдении санитарных условий при транспортировании и хранении. Прогорклость появляется в результате гидролиза молочного жира под влиянием плесеней. Гнилостный привкус — это следствие разложения белка гнилостными бактериями, свидетельствует о длительном хранении в неблагоприятных санитарных условиях. Дрожжевой, броженый привкус обнаруживается в изделиях, хранившихся длительное время, появление его сопровождается газообразованием, вспучиванием продукта. Этот дефект появляется при повышенной температуре хранения. Отделение сыворотки происходит при прокисании продукта.[3]
Упаковка играет решающую роль в сохранении качества продукции в процессе транспортировки, хранения и реализации. К ней предъявляются многочисленные требования: соответствие санитарным и гигиеническим нормам безопасности, технологичность в изготовлении и использовании, экономичность, надежность, прочность, привлекательность и удобство для потребителя, экологичность, возможность утилизации и другие.
2. Ассортимент и качество йогуртов, реализуемых в магазинах «Магнит»
2.1 Порядок отбора проб и методы исследования
Общие правила отбора проб:
отбор точечных проб для жидких, вязких и сгущенных продуктов проводят кружкой или черпаком вместимостью 0,10; 0,25; 0,50 дм3 (л) с жесткой ручкой длиной от 50 до 100 см, металлической или пластмассовой трубкой внутренним диаметром 9 мм по всей ее длине и с отверстиями на концах;
Отбор проб жидких кисломолочных продуктов:
жидкие кисломолочные напитки в потребительской таре перемешивают в зависимости от консистенции продукции путем пятикратного перевертывания бутылки, пакета или шпателем около 1 минуты после вскрытия тары;
из объединенной пробы после перемешивания выделяют пробу, предназначенную для анализа, объемом около 0,10 дм3 (л).[4]
Для исследования качества была произведена закупка йогуртов в магазине «Магнит», расположенному по адресу г. Саратов, ул. Гвардейская, 40А.
Для определения качества йогуртов были куплены образцы, пяти торговых марок: «Эрмик», «Фругурт», «Альпик», «Чудо», «Fruttis».
Характеристика объектов исследования приведена в табл. 4
Таблица 4. Характеристика объектов исследования
Наименование продукта |
Наименование и местонахождение предприятия-изготовителя |
Объем |
1 |
2 |
3 |
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый, обогащенный кальцием «Эрмик», клубника |
ООО «Эрман», Россия, 140126, Московская обл., Раменский р-н, пос. РАОС, д. 15 |
100 г. |
Продукт кисломолочный пастеризованный ароматизированный вкус вишня, «Фругурт» |
ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, 127591, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 108 |
100 г. |
Продукт йогуртный пастеризованный с соком абрикоса, обогащенный витамином Д3 и кальцием, «Альпик» |
ООО «Онкен», Россия, 309000, Белгородская обл., пос. Прохоровка, ул. Мичурина, д.48 |
95 г. |
Йогурт молочный фруктовый ароматизированный, «Чудо» |
ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, 127591, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 108 |
125 г. |
Продукт йогуртный пастеризованный «Фруктовая корзина» |
ООО»Кампина», Россия, 142800, Московская обл., г. Ступино, ул. Ситенка, вл. 10 |
115 г. |
Исследования проводили в лаборатории «Товароведения и экспертизы продовольственных товаров» Саратовского института РГТЭУ.
По органолептическим показателям йогурты должны соответствовать нормам, указанным в табл.5
Таблица 5. Органолептические показатели йогуртов
Наименование показателя |
Характеристика |
1 |
2 |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, в меру вязкая. При добавлении стабилизаторов — желеобразная или кремообразная. При использовании вкусоароматических пищевых добавок — с наличием их включений. |
Вкус и запах |
Кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов. При выработке с сахаром или подсластителем — в меру сладкий. При выработке со вкусоароматическими пищевыми добавками и вкусоароматизаторами — с соответствующим вкусом и ароматом внесеннего компонента. |
Цвет |
Молочно-белый, равномерный по всей массе. При выработке со вкусоароматическими пищевыми добавками и пищевыми красителями — обусловленный цветом внесенного ингредиента. |
По физико-химическим показателям йогурты должны соответствовать нормам, указанным в табл. 6
Таблица 6. Физико-химические показатели йогуртов
Наименование показателя |
Норма |
1 |
2 |
Массовая доля жира,% |
|
молочный нежирный |
не более 0,1 |
молочный пониженной жирности |
от 0,3 до 1,0 |
молочный полужирный |
от 1,0 до 2,5 |
молочный классический |
от 2,7 до 4,5 |
молочно-сливочный |
от 4,7 до 7,0 |
сливочно-молочный |
от 7,0 до 9,5 |
сливочный |
не менее 10,0 |
Массовая доля молочного белка, % не менее |
|
для йогурта без наполнителей |
3,2 |
для фруктового (овощного) йогурта |
2,8 |
Массовая доля сухих обезжиренных веществ молока, % не менее |
|
для йогурта без наполнителей |
9,5 |
для фруктового (овощного)йогурта |
8,5 |
Массовая доля сахарозы и общего сахара в пересчёте на инвертный сахар |
Устанавливается в технической документации на конкретное наименование йогурта, вырабатываемого с сахаром и (или) плодово-ягодными наполнителями |
Массовая доля витаминов,% |
Устанавливается в технической документации на конкретное наименование витаминизированного йогурта |
Кислотность, °Т |
от 75 до 140 |
Фосфатаза |
отсутствует |
Температура при выпуске с предприятия, °С |
4±2 |
По микробиологическим показателям йогурты должны соответствовать нормам, указанным в табл.7
Таблица 7. Микробиологические показатели йогуртов
Наименование показателя |
Норма |
1 |
2 |
Количество молочнокислых микроорганизмов (Str. thermophylus и Lactobacterium bulgaricum), в 1 г продукта на конец срока годности продукта, КОЕ, не менее |
107 |
Количество бифидобактерий (Bifidobacterium), в 1 г продукта на конец срока годности продукта, КОЕ, не менее |
106 |
Количество бактерий молочнокислой ацидофильной палочки (Lactobacillus acidophilus), в 1 г продукта на конец срока годности продукта, КОЕ, не менее |
106 |
ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России.
В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы.
ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях.
По состоянию на 30 сентября 2009 года был открыт 21 гипермаркет. Сейчас в строительстве находится более 10 объектов. Торговая площадь гипермаркетов варьируется от 2000 – 12 500 кв.м. Ассортимент насчитывает до 15 000 наименований товаров, из которых в среднем около 79% составляют продукты питания.
Ассортимент товаров - группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен.
Ассортимент товаров в магазине «Магнит» разнообразен и разделен на отделы: молочная продукция, спиртные напитки, бытовая химия, вкусовые товары, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, плодоовощная продукция, мясная продукция.
Процентное соотношение товаров, реализуемых в магазине «Магнит» представлен на рис.3.
Рисунок 3. Структура ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Магнит»,%
Из рис.3 видно, что наибольшую долю в структуре ассортимента занимают: молочная продукция, спиртные напитки, кондитерские товары, на них приходится по 20 %. К молочным продуктам относят: питьевое молоко, кисломолочные продукты, молочные консервы, масло из коровьего молока, сыры и мороженое. В магазине «Магнит» молоко представлено тремя видами обычное (пастеризованное), стерилизованное и детское. Кисломолочные продукты в магазине «Магнит» представлены следующими видами: простокваша обыкновенная, ряженка, снежок, кефир и др. Они насыщены солями кальция фосфора, магния, железа, натрия. Процентное соотношение товаров входящих в группу молочных продуктов, реализуемых в магазине «Магнит» представлено на рис. 4.