Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести оценку качества сахарного печенья по органолептическим и физико-химическим показателям.
В связи с поставленной целью определены задачи исследования:
- дать анализ российского рынка сахарного печенья;
- изучить потребительские свойства и пищевую ценность сахарного печенья;
- привести классификацию и охарактеризовать ассортимент сахарного печенья;
Введение…………………………………….…………………….……….3
Глава 1. Аналитический обзор литературы………………..…….………6
1.1 Состояние и перспективы развития Российского рынка
сахарного печенья …………...………………………………….…….....6
1.2 Особенности пищевой ценности сахарного печенья…….…….…..10
1.3 Классификация и ассортимент сахарного печенья……………..….12
1.4 Факторы формирующие качество сахарного печенья………….….14
1.5 Требования к качеству упаковки и маркировки,
транспортирование и хранение сахарного печенья ………...........…....20
Глава 2. Практическая часть...…………..………………………...…....25
2.1 Объекты и методы исследования ………...…………..…………....25
2.2 Информационная и количественная характеристика образцов сахарного печенья…………………………………………………...…...28
2.3 Результаты оценки качества сахарного печенья по органолептическим и физико-химическим показателям…………...…32
Заключение…………………………………….…………………………41
Список использованной литературы…………….……………………...42
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
Факультет технологии и товароведения
Кафедра товароведения и экспертизы товаров
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Товароведение и экспертиза кондитерских
товаров
На тему: Товароведная характеристика потребительских свойств и экспертиза сахарного печенья
Выполнила: студентка очного обучения специальности 080401
3 курса 5 «б» группы
Синельникова Виктория Андреевна
Руководитель:
к.т.н., доцент
Воронеж – 2013
Содержание
Введение…………………………………….…………………
Глава 1. Аналитический обзор литературы………………..…….………6
сахарного печенья …………...………………………………….…….....6
1.2 Особенности пищевой ценности сахарного печенья…….…….…..10
1.3 Классификация и ассортимент сахарного печенья……………..….12
1.4 Факторы формирующие качество сахарного печенья………….….14
1.5 Требования к качеству упаковки и маркировки,
транспортирование и хранение сахарного печенья ………...........…....20
Глава 2. Практическая
часть...…………..………………………...…...
2.1 Объекты и методы исследования ………...…………..…………....25
2.2 Информационная и
количественная характеристика образцов сахарного печенья…………………………………………………...…
2.3 Результаты оценки качества сахарного печенья по органолептическим и физико-химическим показателям…………...…32
Заключение…………………………………….……………
Список использованной литературы…………….……………………...42
ВВЕДЕНИЕ
Мучные кондитерские изделия отличаются тем, что в их рецептуру входит мука. Наряду с мукой к основным видам сырья в производстве мучных кондитерских изделий относятся сахар, жиры, яичные и молочные продукты, различные ароматические, красящие вещества и химические разрыхлители. Они занимают большой удельный вес в общей выработке (более 55%) кондитерских изделий.
Печенье является крупнейшей составляющей кондитерской отрасли, занимая в ней существенную часть от всего объема потребления. Как и во многих других отраслях, значительная доля печенья в продажах кондитерских изделий, прежде всего, связана с ценовыми факторами: в условиях ограниченной покупательской способности россияне нечасто делают выбор в пользу более доступных товаров, так как печенье - более конкурентоспособный товар[8].
По сравнению, например, с шоколадом или тортами. Эксперты прогнозируют, в ближайшее время, улучшение качества печенья и других мучных кондитерских изделий отечественного производства.
Печенье – мучное кондитерское изделие различной формы, небольшой толщины, низкой влажности, пористое. Изготавливают из муки, сахара, жира, яичных и молочных продуктов, ароматизирующих веществ и разрыхлителей.
Изделия обладают высокой калорийностью и усвояемостью. Благодаря низкой влажности большинство изделий представляют собой ценный пищевой концентрат с длительным сроком хранения.
Печенье сахарное - мучное
изделие, вырабатываемое из пластичного
легко рвущегося теста с больши
Важным источником удовлетворения потребности взрослого человека в углеводах являются мучные кондитерские изделия.
В Росси с каждым годом увеличивается число людей, страдающих ожирением, калорийность рационов необходимо снижать, прежде всего, за счет уменьшения в них сахара, потребление которого большинством населения превышает физиологические нормы. Поэтому такая тенденция должна распространяться в первую очередь на кондитерские изделия (в том числе на печенье). Таким образом, разработка направлений повышения качества и совершенствование ассортимента мучных кондитерских изделий тема актуальная.
Цель курсовой работы – провести оценку качества сахарного печенья по органолептическим и физико-химическим показателям.
В связи с поставленной целью определены задачи исследования:
- дать анализ российского рынка сахарного печенья;
- изучить потребительские свойства и пищевую ценность сахарного печенья;
- привести классификацию
и охарактеризовать
- исследовать факторы, формирующие и сохраняющие качество сахарного печенья;
-провести информационную и количественную идентификацию печенья;
- определить органолептические
и физико-химические
Аналитическую и практическую основу написания курсовой работы составила учебная, научная, учебно-методическая литература, стандарты, а также методические указания по выполнению курсовой работы.
В основу исследования легли труды отечественных и зарубежных ученых: Малютенковой С. М, Рыжаковой А.В. и др., а так же нормативные документы.
Курсовая работа выполнена на 43 страницах машинописного текста, включающего: 17 таблиц, 2 рисунка.
Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1.1 Состояние
и перспективы развития
Рынок печенья является составной частью рынка кондитерских изделий, соответственно, все, что происходит в кондитерской отрасли, прямо или косвенно отражается на исследуемом рынке.
Мучные кондитерские изделия занимают 55% рынка, с учетом доли сахарного печенья. Основная тенденция на всем кондитерском рынке в целом - смещение потребительского спроса в более дешевые сегменты.
Рынок сахарного печенья походит на разобранный пазл - множество мелких, совершенно разных сегментов, которые на первый взгляд никак не связаны между собой. Основные характеристики этого рынка - четкая сегментированность, разнонаправленные тренды внутри товарных категорий и насыщенность - задают тон всей отрасли.
Кризис изменил подход потребителей к выбору сладостей, и на сегмент сахарного печенья этот тренд повлиял самым положительным образом - его аудитория расширилась. Потребители уходят из сегментов сложного печенья, сокращают потребление тортов и открывают для себя сегмент недорогого, но качественного печенья. Разумеется, сахарное печенье не единственная категория на кондитерском рынке РФ, отличающаяся низкой ценой, спрос смещается и на такие виды продукции, как вафли, пряники и т.д.
Рынок сахарного печенья - сложный, так как очень высокая конкуренция. Конкуренцию создают не столько крупные производители (основные игроки рынка), сколько масса мелких компаний, а также игроки из Белоруссии и Украины.
Конкуренция на сахарное печенье усиливается из-за широкого ценового диапазона на эту продукцию. Именно в сегменте сахарного печенья разница в ценах наиболее заметна и особенно на позициях весового сахарного печенья, где больше удельный вес мелких производителей. Розничная цена весового сахарного печенья колеблется от 35 рублей до 70 рублей - разумеется, связано это с разницей качества продукции. Фасованное сахарное печенье производят в основном крупные компании, имеющие высокий уровень технологии, применяющие качественные упаковки. Цена фасованного печенья на 15–25% дороже весового.
Сахарное печенье в России - традиционный и популярный вид мучной кондитерской продукции. Сегмент сахарного печенья достаточно широк, его можно разделить на подсегменты по видам: сахарное печенье из муки высшего, первого и второго сорта, сахарное печенье, глазированное шоколадом или сахаром, витаминизированное и лечебно-профилактическое сахарное печенье.
На рисунке 1 показана частота покупки кондитерских изделий, % от числа опрошенных
Рисунок 1 – Частота покупки кондитерских изделий, % от числа опрошенных
Как видно из данной диаграммы, что печенье покупают чаще чем другие кондитерские изделия.
Сахарное печенье - один из самых емких сегментов рынка мучнистых изделий, на нем работает огромное количество производителей, что приводит к очень жесткой конкуренции.
Рынок печенья можно разделить на две части - развесной и фасованной продукции, которая сильно различается как по цене, так и по структуре.
Рисунок 2 – Доли объемов российского производства кондитерской продукции по ассортименту в 2011 году, %.
Как видно из данной диаграммы, показатель физической доли упакованной продукции составил 48,6% продаж. Внутри сегмента сладкого печенья большая доля физического объема продаж приходится на сахарное (40,6%), сухое (12,6%), овсяное (9,7%), сдобное (9,7%) (рис. 2).
На рынке печенья практически свободна ниша товаров для покупателей
- «рационалистов», т.е.
упакованного печенья в
Требования к товару: высокое качество; размер упаковки - 250-300 гр. Размер упаковки рассчитан на то, чтобы каждый член семьи мог поесть печенья столько, сколько ему хочется, а не только 2-3 шт.; демократичная цена; идея позиционирования – аппеляция к ценности семьи и проведения времени в семейном кругу.
Если говорить о видах печенья, то около 45% потребителей этой продукции отдают предпочтение сахарному или песочному. Среди печенья в упаковке наиболее известна и потребляема продукция ОАО «Кондитерская фабрика «Большевик» (Москва), в частности под торговой маркой «Юбилейное». Причина популярности печенья этого брэнда объяснима -большинству россиян оно знакомо с детства. К тому же оно является «классическим», а 51% потребителей предпочитают печенье без глазури, 34% - без каких-либо вкусовых добавок или ароматизаторов.
Второе место по уровню знания и потребления занимает печенье марки «Причуда», этого же производителя. Положение данного брэнда обусловлено тем, что покрытое шоколадной глазурью печенье, к которому и относится «Причуда», предпочитает около 36% от числа всех потребителей. Марка «К чаю» фабрики «Большевик» занимает третье место, хотя не исключено, что, называя данную марку, респонденты могут не делать различий в производителях.
В целом продукция КФ «Большевик» пользуется спросом у 73% потребителей упакованного печенья. В то же время, если говорить о наименованиях печенья безотносительно производителей, то второе место в рейтинге потребления принадлежит овсяному печенью - его предпочитают более 27% потребителей, тогда как «Причуду» выбирают около 23% респондентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что большое количество производителей, широчайший ассортимент продукции и региональная привязанность порождают основные признаки рынка:
1.2 Особенности пищевой ценности сахарного печенья
Энергетическая ценность, или калорийность - это количество энергии, высвобождаемой в организме человека из продуктов питания в процессе пищеварения. Энергетическая ценность продукта измеряется в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж) в расчете на 100 гр. продукта. Также, в расчете на 100 грамм продукта, указывается его пищевая ценность - содержание углеводов, жиров и белков[9].
Печенье имеет высокую пищевую и энергетическую ценность (кроме специальных сортов). Пищевая ценность печенья формируется в процессе его производства.
Пищевая ценность печенья определяется его высокой калорийностью и усвояемостью. Печенье отличается приятным вкусом и привлекательным внешним видом. Благодаря низкой влажности большинство изделий представляет собой ценный пищевой концентрат с длительным сроком хранения[5].
Наиболее калорийным является печенье сдобное – 1979 кДж/100 г. Менее калорийное-сахарное-1745 кДж/100г. и затяжное-1661кДж/100г.
В печенье высокое содержание углеводов, сахаров и жиров. Что касается белков, то их доля также сравнительно большая (таблица 1).
Таблица 1 – Химический состав печенья
Наименование продукта |
Содержание основных веществ на 100 съедобных частей продукта |
Энергетическая ценность, ккал | ||||||||||||||
Вода, % |
Белки, % |
Жиры, % |
Усвояемые углеводы, % |
Орг. кислоты, % |
Зола, % |
Минеральные вещества, мг % |
Витамины, мг % | |||||||||
Моно- и дисахара |
крахмал и полисахариды |
Na |
K |
Ca |
Mg |
P |
B1 |
B2 |
PP | |||||||
Печенье: |
||||||||||||||||
сахарное |
5,5 |
7,5 |
11,8 |
23,6 |
50,8 |
0,5 |
0,3 |
36 |
90 |
20 |
13 |
69 |
0,08 |
0,08 |
0,7 |
417 |
затяжное |
6,5 |
8,3 |
8,8 |
18,8 |
56,8 |
0,4 |
0,б |
32 |
104 |
28 |
14 |
75 |
0,08 |
0,88 |
0,88 |
397 |
Сдобное |
7 |
10,4 |
5,2 |
40,2 |
36,6 |
Следы |
0,б |
38 |
132 |
43 |
22 |
122 |
0,08 |
0,08 |
1,75 |
376 |