Товароведческая экспертиза мёда, методы идентификации и фальсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение товароведческой характеристики и потребительской оценке меда, поступающего в реализацию в Ростове-на-Дону.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть общие сведения о меде;
2. проанализировать классификацию и кодирование меда;
3. представить потребительские свойства меда;

Содержание

с
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЁДА.
1.1. Обзор и тенденции развития рынка мёда в России…………………….5
1.2. Классификации и кодирование мёда…………………………………..10
1.3. Потребительские свойства мёда……………………………………….18
1.4. Факторы, определяющие, формирующие и сохраняющие качество мёда…………………………………………………………………………...22
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Требования стандартов на мёд…………………………………………32
2.2. Основные сведения об экспертизе мёда……………………………….34
2.3. Методы оценки качества мёда…………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….51

Вложенные файлы: 1 файл

план и курсовая чистовик.docx

— 101.36 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ: 

с                                                                                   

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЁДА.

1.1. Обзор и тенденции  развития рынка мёда в России…………………….5

1.2. Классификации и кодирование  мёда…………………………………..10

1.3. Потребительские свойства мёда……………………………………….18

1.4. Факторы, определяющие, формирующие и сохраняющие качество  мёда…………………………………………………………………………...22

2.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Требования стандартов  на мёд…………………………………………32

2.2. Основные сведения  об экспертизе мёда……………………………….34

2.3. Методы оценки качества  мёда…………………………………………41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Палеонтологические и  археологические исследования показали, что пчелы существовали уже в  третичном периоде, то есть примерно за 56 миллионов лет до появления  первобытного человека.

В самом древнем медицинском  папирусе, написанном 3500 лет назад, уже указывалось, что мед хорошо принимать в виде лекарства при  ранах, «чтобы вызвать мочеиспускание»  и «как средство для облегчения желудка». Пчеловодство – одна из древнейших форм животноводства. Пчеловоды древних  культур поселяли колонии пчел в  цилиндрических резервуарах из древесной  коры, соломы, глины и камыша. Начиная  с десятого века, в Восточной Европе появилось такое ремесло как  бортничество от слова борть –  дерево с дуплами, которое годилось под поселение пчел. Количество таких  деревьев на каждом участке было строго учтено. Бортничество давало возможность  Киевской Руси торговать с греками  и странами Западной Европы. Девятнадцатый век для производства меда это век открытий. Когда культура пчеловодства была перенята Западом, тамошние ученые всерьез занялись проблемой усовершенствования пасеки. Так была изобретена медогонка, вафельница для вощины и многокорпусный улей. Конец девятнадцатого века – время популяризации знаний о разведении пчел. В девяностых годах появляется масса литературы на эту тему и даже несколько кинофильмов. В 1891 году в России было основано первое общество пчеловодов. Переход нашей страны на рыночные отношения требует от специалистов глубокой теоретической и практической подготовки для улучшения всей системы снабжения населения высококачественными и высокоценными продуктами с учетом разумного потребления. Именно товароведение и есть научная дисциплина, изучающая современный и перспективный ассортимент продовольственных товаров, их свойства и способы производства.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что натуральный мёд является не только ценным продуктом питания, но и обладает ярко выраженными лечебно-диетическими и профилактическими свойствами. Сегодня доказано большое значение меда, пчелиного яда, маточного молочка, цветочной пыльцы на организм человека, а прополиса (пчелиного клея) и воска – для различных отраслей индустрии. Пчелиный мед, в котором пчела приберегла молодость природы, раскрывает свои животворные качества, и медолечение входит в медицину. Однако получение натурального пчелиного мёда связано со значительными материальными затратами. Высокие цены на натуральный мёд делают его весьма заманчивым объектом фальсификации.

Таким образом, целью курсовой работы является определение товароведческой характеристики и потребительской оценке меда, поступающего в реализацию в Ростове-на-Дону.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

  1. рассмотреть общие сведения о меде;
  2. проанализировать классификацию и кодирование меда;
  3. представить потребительские свойства меда;
  4. проанализировать факторы, формирующие качество мёда и факторы, сохраняющие качество меда;
  5. рассмотреть основные сведения об экспертизе меда;
  6. представить методы экспертизы меда.

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников. В первой главе были рассмотрены, тенденции развития и состояние рынка меда, общие сведения о меде, классификация и кодирование меда, потребительские свойства меда, факторы, формирующие качество и факторы, сохраняющие его. Во второй главе рассматриваются требования стандартов на мед, основные сведения об экспертизе и методы используемые для выявления натуральности меда, приобретенного в розничной сети города Ростов-на-Дону.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ.

1.1. Обзор и тенденции развития рынка мёда в России.

Россия является одним  из крупнейших производителей мёда в  мире, обеспечивая около 4% от общемирового объема производства мёда (Приложение А, рисунок 1). В настоящее время Россия делит с Украиной и Индией 6-8-е место в списке ведущих мировых производителей мёда. В частности, по итогам 2010 года наша страна заняла восьмую строчку среди крупнейших производителей мёда в мире с объемом производства в 52 тыс. тонн (Приложение Б, таблица 1).

За годы реформ в российской отрасли пчеловодства произошли  не только количественные, но и принципиальные качественные сдвиги. Производство меда увеличилось на 10-20%, при этом число  семей пчел сократилось на треть. Лидирующие позиции в производстве мёда занял частный сектор, все  более теснящий общественный и государственный  секторы. На рынок вышли десятки  частных компаний, действующих в  сфере оптовых закупок, переработки, фасовки и торговли медом; производства пчеловодного инвентаря, маток и  пакетов пчел, препаратов для борьбы с болезнями пчел; терапевтических  и косметических средств и  другой продукции. Появление на российском рынке мёда значительного числа частных компаний стимулировало усиление конкуренции между производителями мёда. Во многом ситуацию усложнило увеличение объемов импорта дешевого мёда из стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья. В результате для многих отечественных пчеловодов актуальной стала проблема сбыта произведенной продукции мёда. Российские производители мёда находятся сегодня в сложных условиях, связанных с рядом факторов, среди которых, в частности, значительный объем импортных поставок мёда по демпинговым ценам (прежде всего, это поставки из Китая), недостаток поддержки, прежде всего финансовой, пчеловодов со стороны государства, непредсказуемость погодных условий, сохраняющаяся «непрозрачность» российского рынка мёда и другие факторы. Проблема ввоза в Россию импортного мёда сомнительного качества во многом связана с введением ограничений на поставки подобной продукции странами Евросоюза и США. Эти обстоятельства побудили Китай и Аргентину искать альтернативные рынки сбыта мёда, одним из весьма привлекательных таких рынков явилась Россия (http://smi.kuban.info/article/15223/1014). 

Китай на протяжении ряда лет  занимает лидирующее положение по объемам  производства и экспорта мёда. Сверхнизкие цены на китайский мёд наносят сильный удар по производителям всех стран, в которые начинает поставляться китайская продукция. Эксперты Межрегиональной общественной организации пчеловодов по результатам проведенных исследований качества мёда китайского производства пришли к заключению, что этот мёд годен только для промышленной переработки, допускать его в розничную продажу нельзя, даже при соответствии всем параметрам российского ГОСТа ( http://www.zdorus.ru/publicate/beehealth/67). 

Российская отрасль пчеловодства сегодня развивается практически  в отсутствие материальной государственной  поддержки, хотя механизм такой поддержки  действует во многих странах мира. В частности, после летней засухи и бесснежных морозов зимы 2008/2009 года на пасеках погибло 1 млн. 200 тыс. пчелосемей, восстановлением которых отечественные пчеловоды занимались самостоятельно, без какого-либо участия и помощи со стороны государства (http://www.rnsp.ru/index.php?file=honeymarketx). 

Однако отрасль пчеловодства не является совсем лишенной внимания государства - отдельные структуры  отрасли получают свою долю ассигнований и дотаций из федерального бюджета  и помощь со стороны местных властей. Рынок меда, как и рынки других продовольственных товаров, защищен  тарифными барьерами — импортными пошлинами. Российский медовый рынок  во многом сохраняет признаки рынка  «непрозрачного» и «неорганизованного». Отсутствуют маркетинговые исследования, социологические опросы и другие «замеры», которые могли бы прояснить  ситуацию на этом рынке. По состоянию  на 2009 год, российские пчеловоды продавали «перекупщикам» около 50% производимого меда. Профессиональный сектор, который теоретически мог бы составить конкуренцию посредникам, играет в российском пчеловодстве скромную роль (http://atlant.ru/opt/stati_2611.htm).

Совокупное влияние описанных  выше факторов во многом обусловливает  недостаточные темпы роста объемов  производства мёда в России. По оценкам  экспертов, отечественные производители  потенциально могут производить  порядка 1 млн. тонн мёда ежегодно, реальные же объемы производства на порядок  меньше, составляя лишь около 90 тыс. тонн (по данным FAOSTAT, объемы производства мёда в России еще меньше). Таким  образом, производство мёда, хотя и  увеличилось за последние годы, но составляет меньше десятой доли возможного. Подавляющую часть российского  мёда - 95% - производят частники и фермеры  (Приложение Б, рисунок 2).  Начиная с 2008 года объем рынка меда в натуральных показателях вырос на 12% и достиг уровня в 56,8 тыс. тонн. В денежном выражении рынок вырос гораздо значительнее, с 6,0 млрд. рублей в 2008 году до 18,2 млрд. рублей в 2010 году, то есть более чем в 3 раза. Тем не менее, емкость рынка остается огромной. По экспертным данным, в Германии потребление меда составляет 5 кг на 1 человека в год, в Японии - 4 кг, а в России всего лишь не более 400 гр. Основная доля российского меда (93,3%) собирается в хозяйствах населения, 3,4% в сельскохозяйственных организациях и 3,3% в крестьянских и фермерских хозяйствах. Наблюдаемая тенденция, безусловно, позитивна для отечественной отрасли пчеловодства. Однако Россия по-прежнему уступает другим странам развитого пчеловодства по таким показателям, как доля экспорта мёда в объеме его национального производства (около 1%) и доля страны в мировом медовом экспорте (около 0,1%). В частности, у Аргентины эти показатели составляют 95 и 25% соответственно. 

В настоящее время для российского  рынка все более актуальной становится проблема фальсификации мёда. Пользуясь  сложившейся ситуацией на рынке, многие поставщики мёда сегодня прибегают к фальсификации продукции с целью увеличения прибыли. Эти фальсификации могут носить различный характер, а также иметь различную меру выраженности. Наиболее выраженной формой фальсификации является мёд, изготовленный из сиропов. Другая распространенная форма – мёд, полученный в результате переработки пчёлами вместо естественного нектара сахарного сиропа (иногда с добавлением экстрактов лечебных трав и витаминов) – таким образом получается «экспрессный лекарственно-витаминный мёд».  (http://bee-honey.narod.ru/falc.htm). 

Наиболее мягкими формами фальсификации  является использование известных  брендов российского медового рынка  применительно к продукции, не имеющей  к этим брендам никакого отношения, а также подача обыкновенного  мёда, собранного из разнотравья, как  некоторого элитного вида мёда – липового, гречишного и других. Иллюстрацией фальсификации брендов служат, в частности, примеры брендов «Алтайский мёд», «Башкирский мёд», под которыми на российском рынке представлено значительное количество фальсифицированной продукции. (http://atlant.ru/opt/stati_2611.htm).

Для поддержки отечественных производителей мёда и обеспечения качества производимой в России продукции создан и действует  Российский Национальный Союз Пчеловодов, являющийся наиболее массовой и авторитетной пчеловодческой организацией в России. Союз был учрежден еще в 1891 году под  названием «Русское общество пчеловодов»  и сегодня является крупнейшим в  России производителем мёда. В течение  последних 10 лет Союзом Пчеловодов регулярно проводятся ярмарки мёда, позволяющие выявить самых авторитетных пчеловодов и самые любимые потребителями  сорта мёда. Российский Национальный Союз Пчеловодов ведет активную международную  деятельность и является действительным членом Апимондии (Всемирной ассоциации пчеловодов), Членом Европейской Ассоциации Пчеловодов «Апиславия» (http://www.rumela.ru/index.php?file=honeyguide2.html).

Важной чертой динамики современного российского медового рынка является изменение форматов продаж мёда. Реализация мёда через крупные продовольственные  сети предъявляет более высокие  требования к его качеству, внешнему виду и другим характеристикам, нежели продажа на обычном рынке. (http://atlant.ru/opt/stati_2611.htm). 

По имеющимся оценкам, сегодня  в России производители мёда продают  перекупщикам около 50% производимого  ими мёда. О кооперативах пчеловодов, занимающихся сбытом мёда, пока не слышно, пчеловодческие ассоциации пока играют на рынке довольно скромную роль. Помимо проблем поставок и сбыта мёда для России актуален вопрос о повышении  культуры потребления этого продукта.

Хочется отметить, что в Ростове появляются первые специализированные магазины по продаже мёда на развес. Общественная организация «Союз пчеловодов Дона» запланировала в этом году создать сеть «Мёд» из трех магазинов. Основные конкуренты этой организации — частники, торгующие медом на базаре, «Мёд» имеет преимущество перед ними за счет дополнительных услуг и цены. Супермаркеты за продажу развесного мёда не берутся — поставщики не всегда могут обеспечить необходимые объемы поставок. Первый магазин по продаже мёда на развес «Мёд» открыла в Ростове общественная организация «Союз пчеловодов Дона». В нем представлен мёд различных сортов на развес, медовые напитки, продукты пчеловодства (например, прополис в таблетках, косметика), пчелоинвентарь производства ООО «Донпчеловод», расположенного в Ростовской области. В 2009 году в Ростове уже начинал работать похожий магазин — «Мёд Потапыч», где продавался мёд на развес. «Мёд Потапыч» проработал четыре месяца и закрылся в конце ноября. Прямой конкурент медовых магазинов — рынок, где тоже можно купить мёд на развес.

Информация о работе Товароведческая экспертиза мёда, методы идентификации и фальсификации