Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 15:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение направлений совершенствования торгового обслуживания.
Для достижения цели был поставлен комплекс задач, который взаимосвязан с основными разделами содержания, а именно:
- рассмотреть процесс торгового обслуживания, тенденции и перспективы развития;
- анализ торгового обслуживания на примере торгового предприятия;
Культура обслуживания характеризуется следующими основными показателями:
* методы обслуживания
* соблюдение профессиональной этики обслуживающим персоналом (в т.ч. гостеприимство персонала)
* соблюдение санитарно
Показатели культуры обслуживания в совокупности с показателями условий обслуживания характеризуют качество обслуживания, т.е. «качество обслуживания = культура обслуживания + условия обслуживания». Культура обслуживания определяется человеческим фактором. Условия обслуживания определяются материально-технической базой.
Внедрение прогрессивных методов обслуживания является важнейшим условием повышения культуры обслуживания. Для характеристики приводятся данные об организации обслуживания и эффективности тех или иных методов обслуживания.
Качество торгового обслуживания, как характеристика деятельности отдельного предприятия, оценивается системой показателей. Ниже приведена рекомендуемая система показателей, позволяющая дать как комплексную оценку качества торгового обслуживания, так и по его отдельным элементам.
Первый показатель - устойчивость и широта ассортимента товаров - является одним из основных. Покупатель приходит в магазин, заранее зная, какой товар ему нужен после ознакомления с набором товаров (видов, разновидностей) он удовлетворяет свои потребности (при условии стабильности и полноты ассортимента товаров в магазине) [7].
При формировании ассортимента продовольственных товаров рекомендуется соблюдать установленный для магазина ассортиментный перечень, обеспечивать широту и устойчивость внутригруппового ассортимента, взаимозаменяемость и комплексность выбора и покупки товаров с учетом численности населения в радиусе обслуживания, объемов, сезонности спроса и других факторов. В магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно обеспечивать наличие всего торгового ассортимента товаров. Поэтому для каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный ассортимент товаров, позволяющий создать наилучшие условия покупателям для приобретения товаров. Опыт показывает, что население предпочитает посещать магазины, предоставляющие ему самый широкий ассортимент товаров, расположенные по пути движения покупательских потоков. Продовольственные товары, как правило, приобретаются по дороге покупателя домой. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении ассортиментного перечня в магазинах различной специализации.
Следует сделать вывод о том, что от устойчивости и широты ассортимента во многом зависит время, которое затрачивается покупателем для приобретения необходимого товара. Полнота и стабильность ассортимента способствуют популярности магазина, росту сбыта, валовых доходов и прибыли.
Второй показатель - соблюдение технологии обслуживания покупателей - характеризует соответствие фактической технологии обслуживания той, которая предусмотрена магазину согласно типу, стандарту, лицензии и т.д. [13; 93]
Технология обслуживания оказывает влияние на время, затрачиваемое покупателями на приобретение покупок в конкретном магазине.
Основополагающими требованиями рациональной технологии торгового обслуживания является: своевременность приемки товара, тщательность подготовки его к продаже, рациональность размещения в соответствии с особенностями товара, пополняемость товарного запаса в соответствии со спросом покупателей, соблюдение условий хранения и продажи товаров, организация доставки товаров покупателю.
Третий показатель - издержки потребления - отражает затраты времени покупателя на приобретение товара (17 с.138). Их можно классифицировать следующим образом: затраты времени на дорогу в магазин и обратно (связаны с размещением и специализацией магазинов); затраты времени на повторное посещение магазина или посещение нескольких магазинов в случае отсутствия необходимого товара (зависят от широты и устойчивости ассортимента в магазине); затраты времени на ожидание, ознакомление с товаром в магазине и его отбор; расчет за покупку и получение выбранного товара.
В конкретном магазине затраты времени покупателей зависят от длительности ожидания обслуживания, соблюдения режима работы магазина, наличия товара, организации торгово-технологических процессов, организации труда продавцов, кассиров и других категорий работников.
Чем шире ассортимент, тем больше времени занимает ознакомление и выбор товара. Вместе с тем по мере изучения технических средств рекламы и организационных форм показа товара, а также повышение качества консультаций, время, затрачиваемое на выбор товара, уменьшается.
Покупателю небезразлично, сколько времени он затратил на покупку необходимых товаров. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очереди более пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не сделав нужной покупки. В результате покупатель теряет время, а магазин - доход, что снижает прибыльность магазина. Внедрение прогрессивных методов продажи, совершенствование информации и рекламы способствуют значительному сокращению времени покупателей, затрачиваемого на приобретение товаров.
Четвертый показатель - активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников, обслуживающих покупателей - не может быть охарактеризован каким-то численным измерителем. Здесь следует оценить знание продавцом товара, его полезности; знание правил эксплуатации товара и способов потребления; тонкое понимание психологии покупателей; искусство демонстрации и предложения товаров; умение рекламировать товар и предложить сопутствующие и взаимозаменяемые товары; скорость обслуживания; вежливость и уважение по отношению к покупателю.
Итак, торговое обслуживание обеспечивает торговому предприятию социальный и экономический эффект, т.е. социальный эффект проявляется в завоевании большого количества покупателей и качественном удовлетворении спроса, а экономический эффект заключается в максимальной прибыли предприятия, которая характеризует эффективное обеспечение покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей.
Организационно-правовая форма минимаркет «Rosa» - фирма ООО «Авента»- общество с ограниченной ответственностью. В магазине применяется метод самообслуживания.
Материально-техническая база магазина состоит из следующих компонентов:
1) Торговое оборудование (прилавки, витрины, холодильники - как свои, так и предоставленные компаниями-поставщиками, например, Coca-Cola)
Используемые типы витрин и прилавков:
2) POS-терминалы для обслуживания покупателей, связанные с кассовыми аппаратами.
3) Весовая техника (электронные весы для взвешивания в торговом зале, а также весы на приемке товаров для крупных весов).
Организационная структура управления представлена на рис.1
Рис. 1 Организационная структура управления магазина
Для расчета экономической эффективности возьмем данные деятельности торгового предприятия за 2012 – 2013 годы. В таблице 2.1 приведены экономические показатели деятельности ООО «Авента» минимаркета «Rosa».
Таблица 2.1- Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике (тыс. руб.)
Показатели |
Единица измерения |
2012г. |
2013 г. |
Темпы роста, % |
Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
137481 |
170249 |
123,83 |
Валовая прибыль |
тыс. руб. |
24173 |
32411 |
134,08 |
- уровень валовой прибыли |
% |
17,58 |
19,04 |
108,27 |
Издержки обращения, сумма |
тыс. руб. |
16728 |
19743 |
118,02 |
Издержки обращения, % к обороту |
% |
12,17 |
11,60 |
95,31 |
Прибыль |
тыс. руб. |
7445 |
12668 |
170,15 |
Уровень рентабельности, % к обороту |
% |
5,42 |
7,44 |
137,40 |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
21 |
21 |
100 |
Среднесписочная численность работников торгового зала |
чел. |
15 |
15 |
100 |
Товарооборот на одного человека (работника) |
тыс. руб. |
6546,71 |
8107,10 |
123,83 |
Общая площадь магазина |
кв. м. |
172 |
172 |
100 |
В том числе торговая площадь |
кв. м. |
146 |
158 |
126,09 |
Товарооборот на 1 кв. м. общей площади магазина |
тыс. руб. |
1909,46 |
2364,57 |
123,83 |
Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади магазина |
тыс. руб. |
2988,72 |
2935,33 |
98,21 |
Как видно из таблицы 2.1, увеличение товарооборота произошло на 23,83 %, при этом существенно снизилась доля издержек обращения в товарообороте магазина, с 12,17 % до 11,6 %. Число работников магазина при этом не изменилось, а так как зарплата относится к постоянным расходам, то ее доля в общих затратах на функционирование магазина снизилось. Заработная плата работников магазина определяется как твердый оклад и не зависит от оборота магазина, поэтому данный вид расходов является постоянным, а не переменным. Также уменьшился товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, причина этого – та же, то есть значительное увеличение торговой площади.