Формирование рационального ассортимента электробытовых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Процесс сбыта электробытовых товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции в планировании ассортимента и качества бытовой техники. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики следует проводить серьезный анализ основных факторов определяющих формирование ассортимента торгового предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. 4
1.1 Тенденции и перспективы развития рынка электробытовых товаров в России 4
1.2 Потребительские свойства электробытовых товаров 9
1.3 Классификация и характеристика ассортимента электробытовых товаров 12
2. 16
2.1 Товароведная характеристика ассортимента электробытовых товаров 16
2.2 Анализ рациональности ассортимента электробытовых товаров 25
2.4 Формирования рационального ассортимента 34
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 774.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс сбыта электробытовых товаров  характеризуется наличием жесткой конкуренции в планировании ассортимента и качества бытовой техники. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики следует проводить серьезный анализ основных факторов определяющих формирование ассортимента торгового предприятия.

Вопрос формирования оптимального торгового ассортимента является достаточно актуальным в настоящее время, поскольку  правильно сформированный ассортимент  товаров приводит к увеличению прибыли  и улучшению коммерческой деятельности предприятия в целом.

 

1.

1.1 Тенденции и перспективы развития рынка электробытовых товаров в России

 

До 2009 г. рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) уверенно рос в среднем на 15-20% в год. Финансовый кризис 2008 г. внес серьезные коррективы в развитие рынка. Сильное снижение реальных доходов населения, а также высокая доля покупок в кредит на рынке (порядка 25%) привели к серьезному падению платежеспособного спроса, что в свою очередь привело к замедлению темпов роста в 2008 г. и далее к значительному падению объемов рынка в 2009 г. (-20%). Стабилизация экономики привела к росту рынка в 2010 г. на 14%, по сравнению с провальным 2009 г., до 934 млрд руб. (однако по итогам года рынок не достиг показателей докризисного периода). I кв. 2011 г. подтвердил положительную динамику восстановления рынка, впервые за три года превысив показатели IV квартала, традиционно самого прибыльного в году. Продажи в I кв. 2011 г. выросли на 48% по сравнению с I кв. 2010 г.

Рисунок 1 — Динамика объема рынка  БТиЭ, млрд руб.

Рисунок 2 — Поквартальная динамика объема рынка БТиЭ, млрд руб.

 

На сегодняшний день в одном  домохозяйстве могут эксплуатироваться  сразу несколько данных устройств. Кроме того, снижается срок эксплуатации бытовой электроники по причине  быстрого технического прогресса, который приводит как к увеличению доступности техники для широких слоев населения, так и к высокой скорости морального износа устройств.

Импорт вносит максимальный вклад  в предложение электьробытовой техники на российском рынке. Импортная продукция составляла в 2010-211 гг от 30 до 50% от объема предложения (табл. 1).

Таблица 1 — Доля импорта электробытовых товаров в их товарных ресурсах (с 2010 года), %

 

2010

2011

Холодильники  и морозильники бытовые

Машины стиральные бытовые

Холодильники  и морозильники бытовые

Машины стиральные бытовые

январь-март

32,4

44,5

41,2

50,7

январь-июнь

35,9

44,6

38

44,7

январь-сентябрь

37,2

46,7

   

 

Наибольшая доля в структуре рынка БТиЭ занимает компьютерная техника - 24,1%. Также значительную долю приходится на сегменты телефонов и связи (19,3%), бытовой электроники (18,6%) и крупной бытовой техники (18,3%).

 Наибольший рост оборота в I-м кв. 2011 г. по сравнению с I-м кв. 2010 г. показали сектора бытовой электроники (+60%), фото- и видеокамер (89,1%) и малой бытовой техники (89%). В итоге рост рынка бытовой техники и электроники в целом в I кв. 2011 г. составил 48%.

 

Таблица 2 — Структура рынка электробытовых товаров по товарным категориям

Товарная категория

II кв. 2010 г.

III кв. 2010 г.

IV кв. 2010 г.

I кв. 2011 г.

Прирост в I кв.

2011 г. по сравнению  с I

кв. 2010, %

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

 

Бытовая электроника

29,7

16,13

42,6

17,51

63,9

21,23

60,2

19,74

59,9

Фото и видеокамеры

8,6

4,67

11,2

4,60

12,2

4,05

15,8

5,18

89,1

Крупная бытовая техника

34,7

18,85

48,4

19,89

53,8

17,87

43,2

14,16

27,8

Малая бытовая  техника

19,1

10,37

25,1

10,32

22,1

7,39

33,2

10,86

89,0

Компьютерная  техника

41,8

22,6

54,4

22,36

78,6

26,11

84,9

27,84

69,8

Телефоны и  связь

37,0

20,1

48,2

19,81

52,5

17,44

50,4

16,52

18,1

Офисное оборудование и электроника

13,4

7,28

13,4

5,51

17,8

5,91

17,4

5,7

9,2

Итог:

184,1

100

243,3

100

301,0

100

305,0

100

48,1


 

 

Производство крупногабаритной техники  в России выросло главным образом, за счет сегментов холодильников  и стиральных машин. Что касается кухонных плит, то неконкурентоспособность действующих российских предприятий привела в 2011 году целый ряд предприятий к банкротству, а производство этого сегмента бытовой техники снижается уже на протяжении нескольких лет.

Уровень конкуренции на рынке БТиЭ остается весьма высоким. В 2010 г. произошло формирование тройки крупнейших продавцов бытовой техники и электроники: - «М.Видео», «Эльдорадо» и MediaMarkt.

На начало 2011 г. две крупнейшие сети продаж бытовой техники и электроники, «Эльдорадо» и «М.Видео», суммарно контролируют порядка 20% розничного рынка бытовой техники и электроники, еще около 4% приходится на зарубежную сеть MediaMarkt (Metro Group).

Рисунок 3 — Доли ключевых игроков  рынка БТиЭ в 2010 г.

 

По итогам опроса, в 2011 году по сравнению  с 2010 годом уменьшилась доля населения  с доходами до 10 тыс. руб., от 11 до 20 тыс. руб. и от 21 до 30 тыс. руб. на 0,3, 0,8 и 1,2 процентных пунктов соответственно. На 2,5 процентных пункта увеличилась доля населения с доходами свыше 41 тыс. руб. на одного члена семьи.

Анализ данных по респондентам выявил, что основным фактором выбора бытовой  техники и электроники в регионах является цена товара. На втором и третьем местах – отзывы других покупателей (советы друзей и знакомых) и потребительские свойства бытовой техники.

По результатам опроса на класс  энергопотребления обращают внимание 69,5% опрошенных, из них всегда обращают внимание - 20%, только при покупке крупной бытовой техники - 33%, иногда – 16% опрошенных; 28% - не обращают внимания и 3% опрошенных не покупают бытовую технику и электронику.

 

1.2 Потребительские свойства электробытовых товаров

 

К основным потребительским свойствам электробытовых товаров относятся: функциональные свойства, эргономические свойства, безопасность, надежность.

Основной группой потребительских  свойств для электробытовых товаров является группа функциональных свойств. Так для стиральных бытовых машин эта группа потребительских свойств характеризуется следующими показателями: отстирываемостью белья; износом белья (потерей первоначальных физико-механических свойств после 20 стирок); качеством полоскания; производительностью и универсальностью.

Функциональные свойства характеризуются и универсальностью, т. е. наличием нескольких режимов работы прибора, возможностью проведения дополнительных действий.

Значение показателей функциональных свойств во многом определяет уровень  качества электробытовых приборов, так как от них зависит степень выполнения основных и дополнительных функций.

Свойства надежности электробытовых товаров определяются показателями долговечности, безотказности и ремонтопригодности.

Долговечность характеризуется средним  ресурсом (средний срок службы прибора). Под средним ресурсом понимают среднее время работы прибора до полного выхода из строя, когда ее ремонт становится нерационален. Рассчитывают данный показатель по результатам испытаний партии товара как среднее арифметическое значение ресурсов приборов, участвующих в испытаниях.

Средний срок службы определяется конструкционными особенностями электробытовых товаров, т. е. их типом. Безотказность определяется двумя показателями: средней наработкой на отказ и средней наработкой до отказа.

Средняя наработка на отказ характеризует среднее время работы прибора между параллельными отказами и рассчитывается как результат деления времени, в течение которого проводили наблюдение за работой партии, на число отказов всех приборов, которые участвовали в испытаниях.

Наработка до отказа — средний показатель, характеризующий среднее время работы электробытового прибора до первого отказа. Рассчитывается данный показатель также по результатам испытаний партии как среднее арифметическое значение работы до первого отказа.

Ремонтопригодность определяется затратами времени на проведение базового ремонта.

Эргономические свойства характеризуются  показателями удобства пользования, гигиеничности  и безвредности.

Удобство пользования определяется удобством выполнения основных функций, удобством управления стиральной машиной, наличием дополнительных элементов комфортности (несколько режимов работы, реле времени, автонамотка шнура и т. д.).

Гигиеничность определяется удобством  ухода за электробытовым прибором. Удобство ухода зависит от материалов, из которых выполнен корпус прибора, от их формы и размеров, доступности для ухода за отдельными ее элементами.

Безвредность характеризуется  отсутствием вредного воздействия  на человека и окружающую среду, а также уровнем шума при работе.

Эстетические свойства для большинства электробытовых машин,  практически не нормируются действующими стандартами. Определяются они следующими показателями: рациональностью формы; целостностью композиции; информативностью и совершенством производственного решения.

Современным моделям электробытовых машин присущ так называемый дизайн мягких линий (Soft Line дизайн), отсутствие острых углов и кромок.

Эстетические показатели потребительских  свойств могут существенно повышаться при использовании декоративных методов украшения корпусов (в настоящее время корпуса изготавливают и из нержавеющей стали).

Свойства экономичности. Экономичность  характеризуется двумя наиболее важными показателями: затратами  на приобретение и затратами, связанными с эксплуатацией электробытовых машин.

Затраты на приобретение зависят от ряда факторов, к которым можно отнести сложность и насыщенность дополнительными устройствами, престижность торговой марки или конкретной модели, качество внешней отделки и т. д.

Затраты на эксплуатацию связаны с  расходом электроэнергии (это общий расход электроэнергии или удельный суточный расход электроэнергии для холодильников, расход моющих средств и воды для стиральных машин).

 

1.3 Классификация и характеристика ассортимента электробытовых товаров

 

Электротовары составляют самостоятельный подкласс промыш¬ленных товаров народного потребления. Он объединяет в основном электробытовые приборы и машины хозяйственного назначения, экс¬плуатация которых связана с использованием электрической энергии.

Электротовары можно классифицировать по различным основа¬ниям:

1. По назначению все электротовары  можно разделить на следую¬щие 16 групп: провода и шнуры; электроустановочные  изделия; бы¬товые светильники;  нагревательные приборы; холодильники; машины для стирки белья и  одежды; уборочные машины; швейные маши¬ны; машины для механизации кухонных работ; машины и приборы для поддержания микроклимата в помещениях; приборы личной ги¬гиены и санитарии; машины для механизации различных хозяйствен¬ных работ; трансформаторы тока; химические источники тока; сиг¬нальные приборы; контрольно-измерительные приборы. Для всех изделий, подвергаемых ремонту, в торговую сеть поступают запасные части (пускорегулирующая аппаратура, электродвигатели, трансфор¬маторы и т. д.).

2. По степени защиты от поражения электрическим током приборы и машины подразделяют на 5 классов: 0; 01; I; II; III. К классу 0 от¬носят приборы и машины, имеющие только рабочую изоляцию и не имеющие устройств для заземления. Класс 01 включает приборы, имеющие рабочую изоляцию, зажим для заземления и несъем¬ный соединительный шнур без заземляющей жилы. К классу I отно¬сят приборы, имеющие рабочую изоляцию и контакт для за¬земления, который при съемном шнуре соединяют с заземляющим контактом приборной вилки, а при несъемном — с заземляющей жилой шнура и заземляющим контактом вилки. В класс II входят приборы, имеющие двойную или усиленную изоляцию и не имею¬щие устройств для заземления. К классу III относят приборы, пред¬назначенные для присоединения к сети на напряжение до 360 В и не имеющие ни внутренних, ни внешних цепей, работающих при напря¬жении свыше 360 В.

3. По степени защиты от влаги  электронагревательные, механичес¬кие  и комбинированные приборы и  машины подразделяют на незащи¬щенные,  каплезащищенные, брызгозащищенные  и водонепроницае¬мые. Приборы незащищенного исполнения не имеют специальной защиты от проникновения влаги внутрь прибора, в приборах каплезащищенного и брызгозащищенного исполнения внутренние части защищены от попадания капель, падающих вертикально, или брызг, падающих под углом к вертикали. Водонепроницаемые приборы имеют защиту внутренних частей от проникновения воды при пол¬ном погружении их в воду.

Внутригрупповая классификация электротоваров по другим груп¬повым признакам производится при рассмотрении ассортимента. Так зачастую ассортимент электробытовых товаров подразделяют на крупную и малую бытовую технику.

Информация о работе Формирование рационального ассортимента электробытовых товаров