Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа
Процесс сбыта электробытовых товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции в планировании ассортимента и качества бытовой техники. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики следует проводить серьезный анализ основных факторов определяющих формирование ассортимента торгового предприятия.
ВВЕДЕНИЕ	3
1.	4
1.1 Тенденции и перспективы развития рынка электробытовых товаров в России	4
1.2 Потребительские свойства электробытовых товаров	9
1.3 Классификация и характеристика ассортимента электробытовых товаров	12
2.	16
2.1 Товароведная характеристика ассортимента электробытовых товаров	16
2.2 Анализ рациональности ассортимента электробытовых товаров	25
2.4 Формирования рационального ассортимента	34
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ	40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	41
На рисунке 1 представлена структура ассортимента стиральных машин компании «Эльдорадо» по производителю.
Рис.1 – Структура ассортимента стиральных машин компании «Эльдорадо» по производителю
В 2010-2011 гг. в ассортименте компании появились стиральные машины таких производителей, как Siemens, Sanyo, российская марка Vestel. Существенно расширилась представленность в ассортименте таких набирающих популярность марок, как Miele, Hansa.
Рассмотрим структуру 
Таблица 1 — Структура ассортимента стиральных машин компании «Эльдорадо» по цене
| Ценовой диапазон | Количество марок | Изменение | ||||
| 2010 | 2011 | |||||
| Марок | % | Марок | % | Марок | % | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 1500-5000 | 11 | 5,82 | 7 | 3,20 | -4 | 63,64 | 
| 5001-10000 | 49 | 25,93 | 35 | 15,98 | -14 | 71,43 | 
| 10001-15000 | 70 | 37,04 | 88 | 40,18 | 18 | 125,71 | 
| 15001-20000 | 40 | 21,16 | 49 | 22,37 | 9 | 122,50 | 
| 20001-30000 | 13 | 6,88 | 21 | 9,59 | 8 | 161,54 | 
| 30001-40000 | 3 | 1,59 | 10 | 4,57 | 7 | 333,33 | 
| 40001-50000 | 2 | 1,06 | 4 | 1,83 | 2 | 200,00 | 
| 50001-60000 | 1 | 0,53 | 3 | 1,37 | 2 | 300,00 | 
| Свыше 60000 | 0 | 0,00 | 2 | 0,91 | 2 | 0,00 | 
| Итого: | 189 | 100,00 | 219 | 100,00 | 30 | 115,87 | 
Как показывают данные таблицы, в ассортименте компании «Эльдорадо» основное место занимают стиральные машины средней ценовой категории от 5 до 20 тысяч рублей. Однако за 2011 год отмечается расширение доли дорогих стиральных машин таких производителей как Miele, Asko, Aeg. Кредитная политика сети магазинов «Эльдорадо» позволяет покупателям приобретать и современные дорогие марки.
Далее рассмотрим внутригрупповой 
ассортимент малой бытовой 
В таблице 22 представлен расчет структуры малой бытовой техники, реализуемой в магазине «Эльдорадо».
Таблица 22 — Структура продаж малой бытовой техники, реализуемых в магазине «Эльдорадо» в 2011 г., %
| Наименование группы | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| Чайники | 7,1 | 7,2 | 6,8 | 7,9 | 
| Микроволновые печи | 23,9 | 23,6 | 23,9 | 25,6 | 
| Эпиляторы | 3,5 | 3,2 | 3,7 | 1,9 | 
| Фены | 5,8 | 5,8 | 5,6 | 6,2 | 
| Блендеры | 3,3 | 3,1 | 3,6 | 2,8 | 
| Тостеры | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,4 | 
| Кофеварки и кофемолки | 4,5 | 4,9 | 4,2 | 5,0 | 
| Пароварки | 3,1 | 3 | 3,2 | 2,0 | 
| Фритюрницы | 1,4 | 1,3 | 1,1 | 1,5 | 
| Кухонные комбайны | 6,8 | 6,8 | 7,4 | 5,3 | 
| Утюги | 6,0 | 6,8 | 5,9 | 6,2 | 
| Телефоны | 5,3 | 5,2 | 5,2 | 5,7 | 
| Пылесосы | 19,4 | 19,3 | 20,1 | 21,1 | 
| Швейные машинки | 1,9 | 1,9 | 1,4 | 1,8 | 
| Электробритвы | 5,8 | 5,3 | 5,8 | 3,3 | 
По результатам расчета структуры ассортимента малой бытовой техники, можно сделать следующий вывод: наибольшую долю занимают микроволновые печи, затем – домашние кинотеатры и видеокамеры. Наглядно результаты расчета структуры ассортимента малой бытовой техники представлены на рисунке 25.
Рисунок 25 — Структура продаж малой бытовой техники, реализуемых в магазине «Эльдорадо» в 2011 г., %
Чтобы принять решение либо о расширении номенклатуры ассортимента, либо об его сокращении, необходимо провести анализ рентабельности товарных групп. В таблице 23 представлен расчет рентабельности продаж и продукции магазина «Эльдорадо»» за 2011 г.
Таблица 23 — Рентабельность продаж и продукции «Эльдорадо»
| Наименование группы | Выручка от реализации, тыс. руб. | Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Рентабельность продаж, % | Рентабельность продукции, % | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| Крупная бытовая техника | 31609 | 24895 | 6714 | 21,2 | 27 | 
| Аудиотехника | 1435 | 1223 | 212 | 14,8 | 17,3 | 
| Видеотехника | 1875 | 1688 | 187 | 9,9 | 11,1 | 
| Компьютеры и оргтехника | 1574 | 1346 | 228 | 14,5 | 16,9 | 
| Климатические системы | 1477 | 1255 | 222 | 15 | 17,7 | 
| Малая бытовая техника | 32099 | 28458 | 3641 | 11,3 | 12,8 | 
| Фототехника | 315 | 270 | 45 | 14,3 | 16,7 | 
| Спец. техника | 572 | 452 | 120 | 21 | 26,6 | 
| Итого | 70956 | 59588 | 11368 | 16,0 | 19,1 | 
Таким образом, наибольшей рентабельностью продаж обладает крупная бытовая техника, спец. техника, далее климатические системы, компьютеры и оргтехника, фототехника, аудиотехника, малая бытовая техника. Наименьшей рентабельностью продаж обладает видеотехника.
Рентабельность продукции выстроилась следующим образом: крупная бытовая техника, спец. техника, климатические системы, компьютеры и оргтехника, фототехника, аудиотехника, малая бытовая техника, и на последнем месте – видеотехника.
Далее рассчитаем рентабельность продаж и продукции магазина «Эльдорадо» за 2011 г. по каждой группе бытовой технике.
Результат расчета рентабельности продаж и продукции по крупной бытовой технике представлен в таблице 24.
Таблица 24 — Рентабельность продаж крупной бытовой техники магазина «Эльдорадо»
| Наименование группы | Выручка от реализации, тыс. руб. | Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Рентабельность продаж, % | Рентабельность продукции, % | 
| Стиральные машины | 5465 | 4484 | 981 | 18 | 22 | 
| Холодильники | 12219 | 9497 | 2722 | 22 | 29 | 
| Телевизоры | 12574 | 9893 | 2681 | 21 | 27 | 
| Плиты | 1351 | 1009 | 342 | 25 | 34 | 
| Итого | 31609 | 24895 | 6714 | 21 | 27 | 
Таким образом, наибольшей рентабельностью продаж обладают следующие товары: плиты, холодильники, телевизоры и на последнем месте стиральные машины.
Анализируя рентабельность продукции, на первом месте оказались плиты, далее холодильники, телевизоры а, на последнем, стиральные машины.
Результат расчета рентабельности продаж и продукции по малой бытовой технике представлен в таблице 26.
Таблица 26 — Рентабельность продаж малой бытовой техники магазина «Эльдорадо»
| Наименование группы | Выручка от реализации, тыс. руб. | Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Рентабельность продаж, % | Рентабельность продукции, % | 
| Чайники | 2313 | 1870 | 443 | 19 | 24 | 
| Микроволновые печи | 7770 | 6951 | 819 | 11 | 12 | 
| Эпиляторы | 989 | 850 | 139 | 14 | 16 | 
| Фены | 1889 | 1701 | 188 | 10 | 11 | 
| Блендеры | 1044 | 910 | 134 | 13 | 15 | 
| Тостеры | 720 | 615 | 105 | 15 | 17 | 
| Кофеварки и кофемолки | 1496 | 1364 | 132 | 9 | 10 | 
| Пароварки | 926 | 802 | 124 | 13 | 15 | 
| Фритюрницы | 422 | 353 | 69 | 16 | 20 | 
| Кухонные комбайны | 2200 | 1895 | 305 | 14 | 16 | 
| Утюги | 2008 | 1835 | 173 | 9 | 9 | 
| Телефоны | 1714 | 1591 | 123 | 7 | 8 | 
| Пылесосы | 6397 | 5671 | 726 | 11 | 13 | 
| Швейные машинки | 560 | 484 | 76 | 14 | 16 | 
| Электробритвы | 1651 | 1567 | 84 | 5 | 5 | 
| Итого | 32099 | 28458 | 3641 | 11 | 13 | 
Таким образом, наибольшей рентабельностью продаж обладают следующие товары (в порядке убывания): чайники, фритюрницы, эпиляторы, тостеры, швейные машинки, пароварки, блендеры, пылесосы, кухонные комбайны, микроволновые печи, фены, кофеварки и кофемолки, утюги, телефоны и электробритвы.
Проанализируем данные о выявлении дефектов продукции при приемке, т.к эти данные значимы для предприятия при выборе поставщиков (табл. 6).
 
Таблица 6 — Динамика и структура поступившей и выявленной продукции ненадлежащего качества по электробытовым товарам за 2009-2011 гг.
| Группы товаров | Количество поступивших изделий | В том числе ненадлежащего качества | ||||||||||
| 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||||
| шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | |
| Стиральные машины | 2763 | 13,44 | 2487 | 9,77 | 2481 | 11,61 | 53 | 15,06 | 25 | 9,03 | 31 | 13,7 | 
| Холодильники | 2123 | 10,32 | 1896 | 7,45 | 2588 | 12,11 | 31 | 8,81 | 31 | 11,19 | 23 | 10,2 | 
| Посудомоечные машины | 64 | 0,31 | 88 | 0,35 | 96 | 0,45 | 1 | 0,28 | 3 | 1,08 | 0 | 0,00 | 
| Печи СВЧ | 6216 | 30,23 | 8022 | 31,52 | 5730 | 26,81 | 100 | 28,41 | 125 | 45,13 | 80 | 35,5 | 
| Кондиционеры | 1238 | 6,02 | 1446 | 5,68 | 2942 | 13,76 | 28 | 7,95 | 11 | 3,97 | 21 | 9,33 | 
| Пылесосы | 5765 | 28,04 | 7388 | 29,02 | 4334 | 20,28 | 98 | 27,84 | 58 | 20,94 | 53 | 23,5 | 
| Обогр-ль | 1705 | 8,29 | 3133 | 12,31 | 2002 | 9,37 | 16 | 4,55 | 14 | 5,05 | 3 | 1,33 | 
| Фритюрницы | 161 | 0,78 | 175 | 0,69 | 214 | 1,00 | 13 | 3,69 | 4 | 1,44 | 7 | 3,11 | 
| Мясорубки | 528 | 2,57 | 819 | 3,22 | 987 | 4,62 | 12 | 3,41 | 6 | 2,17 | 7 | 3,11 | 
| ИТОГО: | 20563 | 100 | 25454 | 100 | 21374 | 100 | 352 | 100 | 277 | 100 | 225 | 100 | 
 
Как показывают данные анализа, за рассматриваемый 
период  процент продукции 
Анализ показывает, что процент выявленных электронных товаров ненадлежащего качества выше, чем аналогичный процент по электробытовым товарам. В целом динамика продукции ненадлежащего качества сопоставима с динамикой объемом поступления продукции.
В структуре электробытовых товаров наибольший процент продукции ненадлежащего качества приходится на печи СВЧ. Так, в 2006 году он составил 28,41% от объема продукции ненадлежащего качества, в 2007 году 45,13%, а в 2008 году – 35,5%. Также достаточно высокий продукции ненадлежащего качества отмечается по таким группам товаров, как пылесосы, стиральные машины и холодильники.
Количество дефектной 
Таким образом, проведенный анализ структуры ассортимента электробытовых товаров магазина «Эльдорадо» показал, что изменение товарной номенклатуры происходят за счет изменения количества представленных ассортиментных групп или за счет изменений в рамках отдельной ассортиментной группы.
Для того, чтобы успешно привлекать внимание покупателей, ассортимент товаров организации розничной торговли должен быть рациональным. Рациональный ассортимент товаров – это набор товаров, наиболее полно по сравнению с конкурентами удовлетворяющих реально обоснованные потребности и запросы покупателей в сформировавшихся условиях внешней среды. Те организации торговли ассортимент товаров имел более высокий уровень рациональности оказываются лидерами по потребительскому предпочтению, имеют наибольшую долю на рынке. Организации с низкими уровнями рациональности ассортимента товаров занимают незначительную долю рынка и имеют низкие показатели конкурентоспособности2.
Товарный ассортимент 
Информация о работе Формирование рационального ассортимента электробытовых товаров