Шпаргалки по "Товароведению и экспертизе непродовольственных товаров"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:36, шпаргалка

Краткое описание

Общая характеристика пластических масс и их состав
Пластическими материалами в широком понимании этого термина называют очень большую группу материалов, которые в процессе их переработки в изделия (при повышенной температуре, давлении и т. п.) обладают пластическими свойствами, но в обычных условиях представляют собой твердые или упругие тела.
Если иметь в виду условия переработки, то к таким материалам можно отнести металлы, растворные и бетонные смеси, глиняное тесто и, наконец, композиции, содержащие органические вещества - полимеры, битумы, дегти.

Вложенные файлы: 1 файл

товароведение.docx

— 291.89 Кб (Скачать файл)

 

Розетки для мороженного (креманки) - широкие, вместительные, обычно на ножке.

 

Сосуд для льда - низкий и  широкий с толстыми стенками, вместительный  и удобный для того, чтобы брать  лед щипцами, может быть с крышкой  и без нее;

 

- изделия для подачи  пищи и напитков - менажницы, блюда,  вазы, графины, солонки, сахарницы,  селедочницы, салатники, масленки  и др.

 

Менажницы - блюда с секциями (3-5) для подачи нескольких видов  холодных закусок.

 

Посуда для кратковременного хранения пищи: колпаки для сыра, кувшины, чайницы.

 

Прочие изделия (подносы, пепельницы и др.), приборы и наборы.

 

Изделия из хрусталя вырабатываются выдуванием и прессованием. К ассортименту хрустальной посуды относят изделия  для сервировки стола, вазы, салатники  и др.

 

Хоустальные изделия могут  быть в металлической оправе из серебра, мельхиора, нейзильбера.

 

Хозяйственная и кухонная посуда.

 

К хозяйственной и кухонной посуде относятся банки для консервирования, термосы, колбы для термосов, сифоны бытовы и др.

 

Кухонная посуда предназначена  для приготовления пищи, выполняется  из жаростойкого стекла методом прессования  с последующей закалкой. В ассортимент  кухонной посуды входят кастрюли, жаровни, сковородки и др.

 

Художественные изделия  вырабатывают из высококачественного  стекла и из хрусталя. К ним относят  скульптуры малых форм, вазы, декоративные блюда, туалетные приборы (лоток  для туалетных принадлежностей, пудреницы и др.).

 

 

 

 

7. понятие о керамических товарах виды керамики состав свойства строение фарфора

Классификация, состав и строение керамики.

Керамику классифицируют по характеру строения, степени спекания (плотности) черепка, типам, видам и  разновидности, наличию глазури.

По характеру строения керамику подразделяют на грубую и тонкую. Изделия грубой керамики (гончарные изделия, кирпич, черепица) имеют пористый крупнозернистый черепок неоднородной структуры, окрашенный естественными примесями в желтовато-коричневые цвета.

Тонкокерамические изделия  отличаются тонкозернистым белым или  светлоокрашенным, спекшимся или  мелкопористым черепком однородной структуры.

По степени спекания (плотности) черепка различают керамические изделия плотные, спекшиеся с  водопоглощением менее 5% - фарфор, тонкокаменные  изделия, полуфарфор и пористые с  водопоглощением более 5% - фаянс, майолика, гончарные изделия.

По составу и свойствам  керамические изделия делят на типы, виды и разновидности. Основные типы керамики – фарфор, тонкокерамические изделия, полуфарфор, фаянс, майолика, гончарная керамика.

Тип керамики определяется характером используемых материалов, их обработкой, особенно тонкостью помола, составом масс и глазурей, температурой и  длительностью обжига. В состав масс всех типов керамики входят пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие материалы (кварц, кварцевый  песок), плавни (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.) При обжиге отформованных изделий в результате сложных физико-химических превращений  и взаимодействий компонентов масс и глазурей, формируется их структура. Структура черепка неоднородна  и состоит из кристаллической, стекловидной и газовой фаз.

Основными типами керамики являются следующие:

Фарфор – тонкокерамическое изделие с плотным, спекшимся, блестящим в изломе черепком белого цвета с голубоватым оттенком. Его подразделяют на два вида: твердый и мягкий.

В состав твердого фарфора  входят 50% глинистых веществ и  по 25% отощитенлей и плавней. В  структуре обожженного при 1380-1420оС черепка кристаллическая фаза составляет 30-35%, стекловидная фаза - 40-60, газовая  фаза - 5-7%. Поэтому твердый фарфор отличается высокой степенью спекания (водопоглощение 0,1-0,2%), прочностью, термической  и механической устойчивостью. Просвечивает в толщине до 2,5 мм, при ударе  издает чистый звук. Используется при  изготовлении посуды и художественных изделий.

К твердому фарфору по своим  свойствам близок низкотемпературный фарфор. Низкотемпературный фарфор содержит 41-46% глинистых веществ и 45-52% плавней, что позволяет снизить температуру  обжига до 1180оС. Он характеризуется  высокой прочностью. В тонком слое не просвечивает, так как покрывается  непрозрачной глазурью. Применяется  такой фарфор в основном для изготовления посуды, предназначенной для предприятий  общественного питания.

Мягкий фарфор выпускают  нескольких разновидностей. В нашей  стране изготавливают мягкий костяной и высокополевошпатовый фарфор.

Мягкий костяной фарфор отличается высоким содержанием в массе  плавней - 53% полевого шпата и костяной золы, глинистых веществ – 32% и  кварцевых (отощителей ) – 15%. Ввиду этого его обжигают при 1260оС; в структуре черепка до 85% стекловидной фазы. Черепок очень тонкий, высокой белизны и просвечиваемости (до 4 мм). Однако, костяной фарфор имеет меньшую, чем твердый фарфор прочность и термостойкость. Используют его для изготовления высокохудожественной чайной и кофейной посуды, декоративных изделий.

Мягкий полевошпатовый фарфор предназначен в основном для художественно-декоративных изделий.

8.состав строение и  св-ва фаянса майолики и др керамических изделий

Тонкокаменные изделия имеют спекшийся непросвечивающийся белый или окрашенный в сероватые, голубые, бежевые тона черепок с водопоглощением 0,5-3,0%. Они отличаются повышенной механической прочностью и термостойкостью. Применяют их в производстве посуды и художественных изделий, а некоторые разновидности – для жаростойкой кухонной посуды.

Полуфарфор - это тонкокерамические изделия с непросвечивающимся белым или окрашенным черепком с водопоглощением 0,5-5,0%. Из полуфарфора изготавливают посуду различного назначения и художественно-декоративные изделия.

Фаянс представляет собой тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком белого цвета с желтоватым оттенком. В нашей стране вырабатывают твердый фаянс с водопоглощением 9-12%. Он содержит 60-63% глинистых веществ и лишь 5-15% плавней. Поэтому основной фазой черепка, обожженного при 1250-1280оС, является кристаллическая. Стекловидная фаза (около 20% объема) располагается между структурными элементами черепка, обеспечивая их связь, но не заполняя пор. Общая пористость 26-30%.

Ввиду высокой пористости фаянс всегда глазируют, но и в  этом случае он склонен к влажностному набуханию. При ударе фаянс издает глухой звук. Он отличается более низкой по сравнению с фарфором прочностью и термостойкостью. Пониженная термостойкость фаянса обусловлена высоким термическим  расширением легкоплавкой глазури  и резким отличием ее по составу  от глинисто- кварцевого черепка. Фаянс используют в производстве посуды, главным образом столовой, и художественных изделий.

Майолика – это тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком. Их подразделяют на два вида: майоликовые изделия из масс на основе беложгущихся глин и из масс на основе цветных глин. Водопоглощение майолики с белым черепком – 12%, с цветным – 16%. Майолика менее прочна и термостойка, чем фаянс, но исключительно декоративна.

Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком. Вырабатывают их из гончарных глин с добавками отощителей; водопоглощение – 15-16%; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия.

По наличию глазури  керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой , ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие.

 

 

9. украшение изделий из  керамики и их влияние на  формирование качества готовых  изделий

Материалами  для декорирования керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, люстры. Керамические краски  подразделяют на надглазурные, внутриглазурные и подглазурные.     

Разнообразные  по цвету надглазурные краски  представляют  собой смесь пигментов (оксиды  железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные  силикаты). При обжиге  (600-800оС) флюсы  размягчаются и краска наплавляется на глазурь.     

Внутриглазурные   краски обжигают  при 1200-1400оС. При  этом  краски выплавляются или погружаются  в глазурь,  что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость.      

Подглазурные  краски  (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли,  ангобы) наносят  на   неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный  кобальт  дает глубоко синюю окраску, а растворимые  соли  кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона.  Ангобы – краски на основе тонкодисперсных глин с добавлением пигментов – широко используют при декорировании майолики и реже при декорировании фаянса.      

Производство  керамических изделий.     

Производство  керамических изделий состоит из обработки сырья и приготовления  массы, формирования изделий, сушки, обжига  и декорирования.     

Обработка  сырья и приготовление керамической массы сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы.  Примеси оксидов титана, железа вызывают  желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, неровностей.     

Формование  бытовых изделий производится  в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).     

Изделия простых очертаний (тарелки, кружки, салатники и т.д.) формируют  из пластичной массы влажностью 20-25% на станках в гипсовых или других вращающихся формах  посредством шаблона или ролика. Изделия  сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным  или  ажурным рисунком  изготавливают отливкой жидкого шликера в гипсовые формы.     

Новыми  прогрессивными методами  производства керамических изделий  являются  формование из пастообразных масс, прессование в металлических формах из порошков.     

Возможные дефекты  формовки – разнотолщинность  стенки,  следы изношенных форм, попадание  кусочков гипса в массу.      

Сушка  имеет целью повысить прочность полуфабриката и подготовить его к обжигу.  Влажность  доводится до 1-2%. При  слишком быстрой  или  неравномерной сушке  возможны  деформация или образование трещин.     

Обжиг формирует структуру  черепка и свойства керамических изделий.  Обычно  проводят двукратный обжиг. Первый обжиг - утельный – для твердого фарфора является предварительным  (900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС), фаянса  (1250-1280оС), майолики  (990-1100оС) – основным, определяющим их свойства. Второй  - политой – обжиг твердого фарфора (1350-1420оС) имеет целью завершение  физико-химических превращений компонентов, окончательное  формирование черепка  и  глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге  мягкого фарфора, фаянса и майолики  происходит  плавление и  закрепление глазури. Изделия из низкотемпературного фарфора закрепляют однократно.     

При  нарушении газового и температурного режимов обжига возникают дефекты  черепка и глазури: пятнистость, деформация, трещины, пузыри и прыщи, мушка, матовость, наколы, плешины глазури  и др.     

Декорируют  керамические изделия посредством окрашивания  массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение  декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых  и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием.      

Основными видами разделок являются  следующие.     

Усик, отводка, лента – это непрерывные  круговые полоски разной ширины: усик – до 1 мм, отводка – до 3, лента  – 4-10 мм. На фаянсовые  изделия  наносят  также буфетную ленту  шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с  другими.      

Трафарет  представляет собой плоскостной  одно-, двух- или многокрасочный рисунок  с  резко очерченными краями. Получают его  распылением краски через  вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена тонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга.     

Крытье  сплошное – это покрытие корпуса  изделия  равномерным слоем краски;  полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье  с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой  в краске прочищен узор.     

Штамп – однокрасочный  графический  рисунок  краской или золотом, наносимый  резиновым штампом.  На фаянсовой посуде используют  штамп с цветным пудражом  одной или более красками.     

Печать  - графический однокрасочный  рисунок, перенесенный с  гравированной доски  или вала на папиросную бумагу или  резиновую мембрану, а с них  на изделие. Рисунок может быть  дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.      

Декалькомания  (деколь) представляет собой  одно или  многокрасочный рисунок, наносимый  с помощью переводной картинки.  Различают  деколь обычную и сдвижную, или  шелкотрафаретную.  Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного  тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако  число красок  в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны  комбинированные и золотосодержащие деколи.     

Шелкография – это одно-  или  многокрасочный рисунок с  тонкими и точными  штрихами.  Получают его продавливанием  краски через  шелковый трафарет-сетку.     

Живопись  выполняется вручную кистью или  пером красками, золотом, люстрами и  их комбинацией. Рисунок  сочный, яркий  со следами  работы кистью. Иногда  рисунок наносят по мастике. По рисунку  матовым золотом может выполняться  гравировка (цировка).     

Информация о работе Шпаргалки по "Товароведению и экспертизе непродовольственных товаров"