Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:50, курсовая работа
Приграничная торговля является важнейшим элементом рынка приграничного региона и приграничных муниципалитетов, эффективным инструментом социально-экономического развития приграничных территорий. В настоящее время социально-экономическая эффективность приграничной торговли в России незначительна ввиду отсутствия продуманной приграничной торговой политики, преемственности во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, несовершенства законодательной базы регулирования приграничной торговли, несогласованности во взглядах на развитие приграничной торговли между региональными и федеральными органами управления, низкой эффективности проводимых внутренних реформ в отношении приграничного сотрудничества.
Введение……………………………………………………………………………...2
Особенности развития приграничных регионов Российской Федерации........5
Причины, условия и угрозы для развития приграничных территорий………………………………………………………………....…5
Экономические формы и законодательная база регулирования приграничного сотрудничества……………………………………..............6
Развитие товарооборота в приграничных территориях на примере Амурской области.……………………………………………………………….……....…..5
Методика оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли ……………………………………….…………...15
Анализ развития приграничной торговли и уровня ее регулирования….25
Совершенствование организационно-экономических механизмов и инструментов регулирования приграничной торговли территории …....29
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………………...40
В-четвертых, это принцип целевой направленности разрабатываемых мер по развитию приграничной торговли, предусматривающий достижение цели от реализации системы мероприятий. В современных условиях развития приграничной торговли, в отсутствии должной правовой основы ее осуществления, разобщенности торговых связей и реального сектора экономики приграничной территории, основные усилия должны быть направлены на обеспечение стартовых условий для преодоления неравноценности положения предприятий приграничной торговли разных стран.
При разработке концептуальных подходов развития приграничной торговли целесообразно сформулировать конкретные меры и определенные приоритеты, реализация которых позволит обеспечить достижение конкретных целевых задач. В тоже время концептуальные подходы и цели определяются особенностями и факторами функционирования приграничной торговли в каждый отдельно взятый промежуток времени, поэтому в процессе разработки таких подходов к развитию приграничной торговли необходимо выделять долгосрочные цели и задачи, имеющие стартовый характер. Долгосрочными целями развития приграничной торговли являются:
– преодоление разбалансированности приграничной торговли, ведущей к закреплению сырьевой специализации экспорта, зависимости от импорта товаров народного потребления и продуктов питания, сужения товарной номенклатуры приграничного товарооборота;
– осуществление прогрессивной политики развития приграничной торговли (создание центров приграничного сотрудничества, приграничных рынков, приграничных торгово-экономических комплексов и пр.);
– создание условий и предпосылок для развития торгово-экономических отношений между хозяйствующими субъектами приграничных территорий через развитие необходимой инфраструктурной базы (строительство моста, дорог, складских помещений, развитие банковского, страхового секторов, судебного и информационного сопровождения приграничной торговли);
– повышение уровня жизни населения приграничных территорий; – осуществление эффективной стратегии развития депрессивных приграничных территорий.
Достижение этих целей во многом зависит от развития внешнеторговых отношений, политико-экономической ситуации в стране, политики центра в отношении приграничных территорий, наличия материально-финансовых ресурсов для создания благоприятных условий развития приграничной торговли. Анализ количественных и качественных показателей приграничной торговли, рыночной инфраструктуры, стратегических и прогнозных нормативно-правовых актов по социально-экономическому развитию и развитию внешнеэкономических связей Амурской области, позволяет выделить долгосрочные направления развития приграничной торговли и четыре блока функциональных задач (рис. 1).
Приоритетные направления развития приграничной торговли Амурской области
ЭТАПЫ
Среднесрочный |
Долгосрочный |
||||||||||
Диверсификация и расширение |
приграничной торговли |
||||||||||
– наращивание экспортного |
– создание инновационных |
||||||||||
потенциала; |
экспортных производств, |
||||||||||
–повышение конкурентоспособности |
кластеризация экспорто- |
||||||||||
экспортной продукции; |
ориентированных производств; |
||||||||||
– развитие послесервисного |
– снижение теневого |
||||||||||
облуживания; |
товарооборота; |
||||||||||
– стимулирование импорта |
– создание совместных торговых |
||||||||||
инновационной продукции |
предприятий |
||||||||||
Развитие инфраструктуры приграничной торговли |
|||||||||||
– привлечение частных инвестиций в |
– создание приграничного торгово- |
||||||||||
развитие инфраструктуры; |
экономического комплекса; |
||||||||||
– привлечение государственных |
– создание приграничной торговой |
||||||||||
инвестиций в развитие |
биржи Дальнего Востока; |
||||||||||
инфраструктуры; |
– строительство мостового |
||||||||||
– создание Центра приграничного |
перехода Благовещенск – Хэйхэ |
||||||||||
сотрудничества |
|||||||||||
Развитие институциональных основ приграничной торговли |
|||||||||||
– совершенствование нормативно- |
– гармонизация режимов |
||||||||||
правовой базы относительно основных |
приграничной торговли; |
||||||||||
понятий приграничной торговли; |
|||||||||||
– повышение валютно- |
|||||||||||
– формирование эффективных |
|||||||||||
финансовой прозрачности |
|||||||||||
управленческих структур и методов |
|||||||||||
деятельности предприятий |
|||||||||||
регулирования; |
|||||||||||
приграничной торговли; |
|||||||||||
– гармонизация системы статистического |
|||||||||||
– снижение теневого |
|||||||||||
учета приграничной торговли; |
|||||||||||
товарооборота в |
|||||||||||
– создание системы мониторинга |
|||||||||||
приграничной торговле |
|||||||||||
социально-экономической |
|||||||||||
эффективности |
|||||||||||
Повышение социальной эффективности приграничной торговли |
|||||||||||
– внедрение системы приобретение |
совершенствование |
||||||||||
единовременного торгового патента; |
механизмов привлечения |
||||||||||
– развитие механизмов стимулирования |
|||||||||||
населения приграничной |
|||||||||||
предприятий приграничной торговли, |
|||||||||||
территории к участию в |
|||||||||||
показывающих наибольшую налоговую |
|||||||||||
приграничной торговли |
|||||||||||
отдачу на одного работающего |
|||||||||||
Рисунок 1 – Приоритетные направления и этапы развития приграничной торговли Амурской области
Определим влияние и характер зависимости ВРП от приграничной торговли с КНР.
Таблица 1
Расчет коэффициента корреляции
Модель |
Внешнеторговый оборот с КНР |
ВРП | |
Внешнеторговый оборот с КНР |
Коэффициент корреляции Пирсона |
1,000 |
,963** |
Значимость (2-стороняя) |
,000 | ||
N |
11,000 |
13 | |
ВРП |
Коэффициент корреляции Пирсона |
,963** |
1,000 |
Значимость (2-стороняя) |
,000 |
||
N |
13 |
9,000 |
Корреляция является значимой на уровне 0,01 (2-стороняя)
Коэффициент корреляции указывает на то, что существует сильная прямая зависимость r=0,963. Вероятность ошибки p, соответствующая предположению о ненулевой гипотезе, менее 0,0001, поэтому все коэффициенты являются сверхзначимыми.
Оценим возможность повышения качества модели (значения коэффициента детерминации) и уравнения регрессии с учетом прогнозируемого периода (табл. 2).
Приграничная торговля с КНР в значительной степени влияет на увеличение ВРП. Линия регрессии свидетельствует о том, что ВРП при сохранении увеличения приграничной торговли с КНР будет и в дальнейшем увеличиваться, однако, при сохранении существующей структуры приграничной торговли в прогнозируемый период 2009 – 2229 гг. его темпы роста будут замедляться.
Аналогичным способом проанализирована связь приграничной торговли с КНР и внутриобластного рынка розничной торговли, рынка международных услуг, импорта отдельных видов услуг (транспорт, туризм, коммерческие услуги, правовые услуги, строительство), экспорта отдельных видов услуг (транспорт, туризм, услуги аренды торговых площадей и жилья, правовых услуг), количества участников внешнеторговой деятельности.
Приграничная торговля с КНР и развитие розничной торговли в области. В качестве генеральных совокупностей для построения корреляционно-регрессионной модели приняты: оборот приграничной торговли с КНР и оборот розничной торговли (табл. 2, рис. 1).10
Таблица 2
Коэффициент корреляции
Фактор |
Оборот розничной торговли |
Оборот приграничной торговли с КНР |
0,981 |
Оборот розничной торговли |
|
Оборот приграничной торговли |
Рис. 1. Линия и уравнение линии регрессии
При этом, наибольшее воздействие на розничную торговлю оказывает импорт из КНР. Коэффициент корреляции составляет r=0,965 (рис. 2).
Импорт из КНР |
|
Оборот розничной торговли |
Рис. 2. Линия и уравнение линии регрессии
Приграничная торговля с КНР имеет сильное влияние на увеличение оборота розничной торговли. Линия регрессии свидетельствует о том, что оборот розничной торговли при сохранении увеличения приграничной торговли с КНР (главным образом за счет импорта из КНР) будет и в дальнейшем увеличиваться.
Приграничная торговля с КНР и развитие рынка международных услуг. В качестве генеральных совокупностей для построения корреляционно-регрессионной модели приняты: оборот приграничной торговли с КНР, оборот международных услуг с КНР, импорт и экспорт услуг с КНР (табл. 3, рис. 3).
Объем международных услуг с КНР |
|
Оборот приграничной торговли |
Рис. 3. Линия и уравнение линии регрессии
Таблица 3
Коэффициент корреляции
Фактор |
Оборот международных услуг с КНР |
Импорт услуг из КНР |
Экспорт услуг в КНР |
Оборот приграничной торговли с КНР |
0,982 |
0,975 |
0,176 |
В настоящее время приграничная торговля с КНР имеет сильное влияние на развитие международных услуг с КНР, в целом, и импорта услуг, в частности. Линия регрессии свидетельствует о том, что оборот международной торговли услугами с КНР и импорт международных услуг из КНР при сохранении увеличения приграничной торговли с КНР будет и в дальнейшем увеличиваться. Низкий коэффициент корреляции экспорта услуг с КНР может быть объяснен низкой диверсификацией потенциального объема экспортируемых услуг, связанного, прежде всего, низкой развитостью внутриобластного рынка услуг с экспортным потенциалом.
Приграничная торговля с КНР и развитие импорта отдельных видов услуг (транспорт, туризм, коммерческие услуги, правовые услуги, строительство). В качестве генеральных совокупностей для построения корреляционно-регрессионной модели приняты оборот приграничной торговли с КНР и экспорт услуг с КНР: туристических, транспортных, коммерческих и прочих.
Согласно корреляционному анализу, умеренная прямая зависимость установлена между приграничной торговлей и услугами в сфере строительства (r = 0,688), импортом туристических услуг (r = 0,655), коммерческих услуг (r = 0,822).
Уравнения регрессии данных показателей свидетельствуют о том, что импорт туристических, коммерческих, строительных услуг при сохранении увеличения приграничной торговли с КНР будет и в дальнейшем увеличиваться, однако, достоверность данных регрессионных моделей невелика.
Приграничная торговля и экспорт отдельных видов услуг (транспорт, туризм, услуги аренды торговых площадей и жилья, правовые услуги). Согласно проведенному анализу, значимый коэффициент корреляции зафиксирован только между оборотом приграничной торговли и экспортом транспортных услуг r =0,844.
Линия регрессии свидетельствует о том, что объем транспортных услуг с КНР при сохранении увеличения приграничной торговли с КНР будет и в дальнейшем увеличиваться (рис. 4).
Объем экспорта транспортных услуг |
|
Оборот приграничной торговли |
Рис. 4. Линия и уравнение линии регрессии
Низкие коэффициенты корреляции экспорта других видов услуг свидетельствуют о том, что в настоящее время на их развитие оказывают влияние другие факторы.
В целом, можно сделать вывод о том, что приграничная торговля влияет на развитие экспорта и импорта услуг крайне опосредованно, и, что существует ряд факторов, не связанных с наращиванием оборотов международной торговли, сдерживающих развитие приграничной торговли услугами в условиях приграничья. Среди ключевых можно назвать: низкий уровень развития сферы услуг на приграничных территориях, несовершенство законодательных условий развития экспорта и импорта услуг, монополизацию ряда сфер услуг.