Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:50, курсовая работа
Приграничная торговля является важнейшим элементом рынка приграничного региона и приграничных муниципалитетов, эффективным инструментом социально-экономического развития приграничных территорий. В настоящее время социально-экономическая эффективность приграничной торговли в России незначительна ввиду отсутствия продуманной приграничной торговой политики, преемственности во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, несовершенства законодательной базы регулирования приграничной торговли, несогласованности во взглядах на развитие приграничной торговли между региональными и федеральными органами управления, низкой эффективности проводимых внутренних реформ в отношении приграничного сотрудничества.
Введение……………………………………………………………………………...2
Особенности развития приграничных регионов Российской Федерации........5
Причины, условия и угрозы для развития приграничных территорий………………………………………………………………....…5
Экономические формы и законодательная база регулирования приграничного сотрудничества……………………………………..............6
Развитие товарооборота в приграничных территориях на примере Амурской области.……………………………………………………………….……....…..5
Методика оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли ……………………………………….…………...15
Анализ развития приграничной торговли и уровня ее регулирования….25
Совершенствование организационно-экономических механизмов и инструментов регулирования приграничной торговли территории …....29
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………………...40
Приграничная торговля и количество участников внешнеторговой деятельности. В качестве генеральных совокупностей для построения корреляционно-регрессионной модели приняты оборот приграничной торговли с КНР и количество участников внешнеторговой деятельности (табл. 4, рис. 5).
Таблица 4
Коэффициент корреляции
Признак
Фактор |
Количество участников внешнеторговой деятельности |
Оборот приграничной торговли с КНР |
0,985 |
Количество участников ВЭД |
|
Оборот приграничной торговли с КНР |
Рис. 5. Линия и уравнение линии регрессии
Приграничная торговля с КНР имеет сильное влияние на увеличение общего количества участников внешнеторговой деятельности. Линия регрессии свидетельствует о том, что количество участников внешнеторговой деятельности при сохранении увеличения приграничной торговли с КНР будет и в дальнейшем увеличиваться.
Приграничная торговля и количество трудовых мигрантов из КНР.
В качестве генеральных совокупностей для построения корреляционно-регрессионной модели приняты оборот приграничной торговли с КНР и количество трудовых мигрантов из КНР (табл. 5, рис. 6).11
Таблица 5
Коэффициент корреляции
Признак
Фактор |
Количество трудовых мигрантов из КНР |
Оборот приграничной торговли с КНР |
0,968 |
Количество трудовых мигрантов |
|
Оборот приграничной торговли с КНР |
Рис. 6. Линия и уравнение линии регрессии
Приграничная торговля с КНР имеет сильное влияние на увеличение общего количества трудовых мигрантов из КНР. Линия регрессии свидетельствует о том, что количество трудовых мигрантов при сохранении увеличения приграничной торговли с КНР будет и в дальнейшем увеличиваться.
Перспективная оценка интеграционных процессов также неразрывно связана с глобализационными процессами. КНР уже является членом ВТО, Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО и преобразует своё законодательство в соответствии с требованиями данной организации. 12
2.3 Совершенствование организационно-экономических механизмов и инструментов регулирования приграничной торговли территории
В качестве первоочередных мероприятий предлагается усовершенствовать систему контроля и мониторинга, распределения преференций между участниками приграничной торговли, разработать требования к получению статуса предприятия приграничной торговли, разработать форму статистической электронной отчетности предприятий приграничной торговли. Предприятие, желающее заниматься приграничной торговлей, должно пройти процедуру получения данного статуса в органах местного самоуправления, который даѐтся в пределах установленной квоты на количество таких компаний, и встать на особый учет в местном таможенном органе. Если же предприятие не выполняет полностью процедуру получения и регистрации статуса компании приграничной торговли, то она рассматривается как обычная экспортно-импортная компания, не имеющая прав на льготный порядок налогообложения особого благоприятного режима приграничной торговли.
Статус предприятия приграничной торговли определяется соответствием предприятия, претендующего на данный статус, следующим параметрам:
– являться российским предприятием; – иметь аттестованного сотрудника для предоставления соответствующей статистической отчетности; – осуществлять розничную и оптовую торговлю товарами и услугами, произведенными на приграничной территории; – иметь место постоянной регистрации на приграничной территории;
– осуществлять приграничную торговлю с предприятиями приграничной торговли, находящимися на приграничной территории соседнего государства;
– иметь уставный капитал не менее 2,5 млн. рублей (что соответствует размеру уставного капитала китайских компаний приграничной торговли и позволяет исключить создание компаний – «однодневок»).
Реализация специфических целей и задач приграничной торговли позволяет выделить следующие группы товаров и услуг приграничной торговли:
1. Инновационная группа (группа А) – товары и услуги с высокой инновационной составляющей, попадающие под наиболее преференциальный режим осуществления приграничной торговли;
2. Прогрессивная группа (группа B) – товары высокой степени переработки, осуществленной на приграничной территории, нетрадиционные виды услуг с высоким уровнем информатизации и технологизации производства;
3. Сырьевая группа (группа C) – сырье и материалы необработанные или низкой степени переработки (ограничены или запрещены в приграничной торговле).
4. Группа товаров и
услуг, попадающих в сферу
Важным аспектом повышения
эффективности регулирования приграничной
торговли является разработка системы
статистического наблюдения приграничной
торговли. В целях получения достоверной
и оперативной информации об основных
показателях финансово-хозяйственной
деятельности предприятий приграничной
торговли, повышения эффективности распределения
налоговых и других льгот предлагается
вменить таким предприятиям обязательную
ежеквартальную статистическую форму
отчетности, отражающую показатели финансово-хозяйственной
деятельности предприятий приграничной
торговли (табл. 3).
Таблица 3 – Форма статистического
отчета предприятия приграничной торговли
Показатель |
Ед. изм. |
Отчетный | |
период (год) | |||
Внешнеторговый оборот, всего |
тыс. руб. |
||
Экспорт, всего |
тыс. руб. |
||
в т.ч. по товарным группам в соответствии с товарной |
|||
номенклатурой внешнеэкономической деятельности: |
|||
по группе А |
|||
по группе B |
|||
по группе C |
|||
Импорт, всего |
тыс. руб. |
||
в т.ч. по товарным группам в |
соответствии с товарной |
||
номенклатурой внешнеэкономической деятельности: |
|||
по группе А |
|||
по группе B |
|||
по группе C |
|||
Среднесписочная численность работников |
чел. |
||
Фонд оплаты труда |
тыс. руб. |
||
Просроченная задолженность по заработной плате |
тыс. руб. |
||
Сумма начисленных налогов в бюджеты всех уровней, всего |
тыс. руб. |
||
в т.ч.: |
|||
-налог на доходы физических лиц |
|||
- налог на прибыль |
|||
Сумма уплаченных налогов в бюджеты всех уровней, всего |
тыс. руб. |
||
в т.ч.: |
|||
-налог на доходы физических лиц |
|||
- налог на прибыль |
|||
Сумма задолженности по налогам в бюджеты всех уровней |
тыс. руб. |
||
Инвестиции в основной капитал |
тыс. руб. |
||
Прибыль / убыток |
тыс. руб. |
||
Просроченная задолженность по заработной плате |
тыс. руб. |
На основании обработанных статистических данных, отражающих социально-экономическую эффективность предприятий приграничной торговли без раскрытия информации о них, экспертный совет субъекта федерации будет принимать решение о составе и количестве налоговых льгот для конкретного предприятия приграничной торговли в зависимости от уровня его социально-экономической эффективности.
Подобный подход к развитию приграничной торговли позволит принимать объективные решения об эффективности предоставленных налоговых льгот и прочих преференций. Срок сдачи ежегодной статистической отчетности привязывается к сроку сдачи налоговой отчетности.
Традиционно институт приграничной торговли используется в целях увеличения занятости и доходов населения. На первом этапе развития приграничной торговли в целях вовлечения населения в приграничную торговлю и повышения самозанятости предлагается создать Центр приграничного сотрудничества (рис. 2).
Центр приграничного сотрудничества |
|||||||||||
|
|||||||||||
Торгово-ярмарочная территория |
|||||||||||
Территория |
Территория |
Склады для |
|||||||||
хранения и |
|||||||||||
оптовой торговли |
розничной торговли |
||||||||||
обработки грузов |
|||||||||||
Контрольно-пропускной пункт таможни Санитарно-карантинный пункт
Административно-деловой центр:
– бизнес центр (офисы информационных, консультационных компаний, транспортных, экспедиторских, страховых, юридических, бухгалтерских, туристических фирм и пр.)
Зона экспортной переработки
Рисунок 2 – Структура Центра приграничного сотрудничества
Центр приграничного сотрудничества предназначен для осуществления торговой и производственной деятельности участников приграничной торговли и представляет собой российскую территорию, прилегающую к границе, на которой находится торгово-ярмарочная территория, включающая территорию оптовой, розничной торговли и склады для хранения и обработки грузов и товаров, контрольно-пропускной пункт, санитарно-карантинный пункт, административно-деловой центр и зону экспортной переработки.
Строительство Центра приграничного сотрудничества представляет собой проект, позволяющий привлечь как государственные, так и частные инвестиции. Государственные инвестиции предполагается направить на создание таможенной инфраструктуры (сооружение контрольно-пропускного, санитарно-карантинного пунктов, ограждение территории Центра приграничного сотрудничества, коммуникаций всех вышеуказанных территорий).
Для частных инвесторов привлекательным будет строительство торгово-ярмарочного центра, включая складские помещения, административных зданий, производственных зданий и коммуникаций в зоне экспортной переработки на условиях освобождения от импортных пошлин на приобретение товаров, необходимых для строительства объектов и инфраструктуры центра, производственного и офисного оборудования и материалов.
Зона экспортной переработки является базой, где приграничные перерабатывающие предприятия осуществляют переработку местного сырья с ориентацией на повышение качества экспортной продукции приграничной торговли, создание инновационной продукции с последующей ее реализацией в торгово-ярмарочной зоне. Таким предприятиям предполагается предоставлять ряд налоговых льгот.
Создание центра позволит не
только решить ряд проблем с занятостью
жителей приграничной территории, ликвидировать
правовой вакуум российско-китайской
приграничной торговли, но и нарастить
экспортный потенциал, информационную
базу и опыт сотрудничества.13
Заключение
В целом данная курсовая работа доказывает актуальность выбранной конкурентных позиций, нельзя сказать точно, какие необходимо предпринять шаги, для того, чтобы их улучшить. Были достигнуты все поставленные цели: