Экспертиза ириса тираженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

К кондитерским изделиям относят пищевые продукты с большим содержанием сахара. Они обладают высокой пищевой ценностью, хорошей усвояемостью, приятным ароматом и вкусом. Эти изделия характеризуются привлекательным внешним видом. Указанные свойства присущи кондитерским изделиям благодаря применению для их производства многих разнообразных видов высококачественного пищевого сырья, которое в процессе переработки подвергают различным механическим и термическим способам обработки.
Ирис — разновидность конфет, изготавливаемых из патоки, сахара, сливочного или растительного масла, сгущённого молока, иногда муки, соевого белка, путём варки с добавлением ароматизаторов, кунжута, дроблёного арахиса и т. д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИРИСА…………………………………...5
1.1 Классификация и характеристика ассортимента ириса……………………….5
1.2 Особенности производства ириса …..……………………….............................5
1.3Химический состав пищевая и энергетическая ценность ириса………………9
1.4 Анализ рынка ириса……………………………………………………………10
2 СТРУКТУРА И АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ИРИСА РЕАЛИЗУЕМОГО В МАГАЗИНЕ ОАО «МАГНИТ»…………………………...13
3 ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..………15
3.1 Отбор проб и методика проведения исследований…………………………..15
3.2 Упаковка, маркировка и хранение ириса……………………………………..17
3.3 Дефекты ириса………………………………..………………………………...20
4 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ИРИСА……………………………………21
4.1 Анализ предпочтений потребителей………………………………………….21
4.2 Результаты экспертизы ириса………………………………………………….22
4.3 Оценка конкурентоспособности зефира…………………………………..….27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……..

Вложенные файлы: 1 файл

Ирис. Миронова.docx

— 695.91 Кб (Скачать файл)

 

Далее исследуют физико-химические показатели качества ирисаа на соответствие его требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия». Они представлены в таблице 6.

Таблица 6

Физико-химические показатели качества ириса

Наименование показателя

Показатель по ГОСТ 6478-89

Наименование торговой марки ириса

«Яшкино»

«Надежда»

«Ирискин и Компания»

Масса нетто, г

отклонение не более -2-3% 

141,12

385,51

190,65

Влажность, %, не более

 

6,0

 

4,8

 

6,2

 

5,2


 

По результатам, полученных при оценке физико-химических свойств ириса, делаем вывод, что отклонение по массе у ириса торговых марок «Яшкино» и «Надежда» в большую сторону. По показателю влажности соответствуют все образцы требованию ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия», кроме ириса торговой марки «Надежда», так как у него повышенная влажность.

    1. Оценка конкурентоспособности ириса

Конкурентоспособность товара является сложным свойством, сформированным его качеством, ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы-продавца и определяемым реакцией потребителя на эти внешние проявления товара.

Анализ исследуемых образцов ириса свидетельствует о том, что ирис относится к группе кондитерских изделий. При анализе спроса мы выяснили, что ирис имеет периодический спрос. Анализ нормативных показателей качества ириса свидетельствует о его соответствии требованиям действующих, ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия», то есть Iнп=1.

На выбор ириса оказывают влияние такие показатели, как: вкус, запах, консистенция, структура, поверхность, форма, влажность. Из этих показателей составлена номенклатура показателей конкурентоспособности, установлены средние значения весомости для потребителей.

 Ранжирование показателей качества ириса представлено в таблице 7.

Таблица 7

Ранжирование показателей качества ириса

Показатели

1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

4

эксперт

5 эксперт

6 эксперт

7 эксперт

Суммма (mi)

Вкус

7

7

7

7

6

7

7

48

Запах

6

5

6

5

7

6

3

38

Консистенция

4

3

5

4

3

5

5

29

Структура

5

2

3

2

4

3

4

23

Поверхность

2

6

4

3

2

4

6

27

Форма

3

4

2

6

5

2

2

24

Влажность

1

1

1

1

1

1

1

7

Итого

28

28

28

28

28

28

28

196


 

Определим весомость каждого показателя. Весомость показателя (аi) определяют по формуле:

                                               аi= Σmi/ Σ Σmi,                                         …..(4.1)

где mi –место, на которое поставлена весомость i-го показателя каждого эксперта.

Произведем расчеты по формуле:

аi Вкус =48/196=0,24;

аi Запах=40/196=0,19;

аi Консистенция=29/196=0,15;

аi Структура=23/196=0,12;

аi Поверхность=27/196=0,14;

аi Форма=24/196=0,12;

аi Влажность=7/196=0,04.

Эксперты оценивают важность каждого показателя по шкале относительной значимости. Совокупность всех свойств принимают за 1. Весомость показателя берется как среднее значение показателя среди экспертов. Данные сведения представлены в таблице 8.

 

 

 

Таблица 8

Значение показателей весомости ириса

Показатель

Весомость единичных показателей

Вкус

0,24

Запах

0,19

Консистенция

0,15

Структура

0,12

Поверхность

0,14

Форма

0,12

Влажность

0,04

Итого

1


 

Далее проведем комплексную интегральную оценку конкурентоспособности.

Все потребительские свойства ириса были определены в процессе дегустации. Максимальный бал давался в том случае, если изделие полностью соответствовало требованиям критерия, прилагаемого к дегустационному листу (приложение 4). Данные экспертной оценки представлены в таблице 9.

Таблица 9

Показатели потребительских свойств, определяющих конкурентоспособность ириса

Показатели

«Яшкино»

«Надежда»

«Ирискин и Компания»

Вкус

4,7

2,6

4,0

Запах

4,6

4,7

4,9

Консистенция

5,0

3,4

4,7

Структура

5,0

2,4

4,7

Поверхность

5,0

4,3

4,6

Форма

5,0

5,0

5,0

Влажность

4,8

6,2

5,2


 

Таким образом, никто из исследуемых торговых марок ириса не получил 5-балловую оценку по всем представленным показателям. Поэтому будем считать базовым образцом гипотетический образец ириса. Расчеты относительных показателей потребительских свойств ириса представлены в таблице 10.

 

 

 

Таблица 10

Относительные показатели потребительских свойств ириса

Показатели, характеризующие потребительские свойства

«Яшкино»

«Надежда»

«Ирискин и Компания»

Вкус

q1=4,7/5=0,94

q1=2,6/5=0,52

q1=4,0/5=0,80

Запах

q2=4,6/5=0,92

q2=4,7/5=0,90

q2=4,9/5=0,98

Консистенция

q3=5/5=1,00

q3=3,4/5=0,68

q3=4,0/5=0,80

Структура

q4=5/5=1,00

q4=2,4/5=0,48

q4=0,88

Поверхность

q5=5/5=1,00

q5=4,3/5=0,86

q5=0,92

Форма

q6=5/5=1,00

q6=5,0/5=1,00

q6=4,8/5=0,96

Влажность

q7=6/4,8=1,25

q7=6/6,2=0,97

q7=6/5,2=1,15


 

Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности ириса по потребительским свойствам по формуле:

……………………………………Iт=Σqi*ai,…….                                      (4.2)

где qi – относительный единичный показатель конкурентоспособности;

ai – весомость параметра.

Произведем расчеты по формуле:

Iт 1«Яшкино»=0,94*0,24+0,92*0,19+1,00*0,15+1,00*0,12+1,00*0,14+1,00* 0,12+1,25*0,04=0,98;

Iт 2«Надежа»=0,52*0,24+0,90*0,19+0,68*0,15+0,48*0,12+0,86* 0,14+1,00*

0,12+0,97*0,04=0,73;

Iт 3 «Ирискин и Компания» = 0,80 *0,24 + 0,98 * 0,19 +0,80 *0,15 +0,88 * 0,12+0,92*0,14+0,96*0,12 +1,15*0,04=0,89.

Далее необходимо рассчитать экономический показатель конкурентоспособности. Для расчета комплексного экономического показателя, необходимо учесть цену на рынке, каждого исследуемого ириса.

Розничная цена за 140 г ириса «Яшкино»- 30 рублей; за 385 г ириса- 45 рублей; за 190 г ириса «Ирискин и Компания» -26 рублей. То есть получается, что 1 кг ириса «Яшкино» стоит 214 рублей 29 копеек, «Надежда» -116 рублей 88 копеек, «Ирискин и Компания»- 136 рублей 84 копеек.

Необходимо найти среднерыночную цену за ирис массой 1000 г. Она составляет 156 рублей 00 копеек.

Расчет комплексного экономического показателя конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный»:

IЭ «Яшкино»=214,29/156=1,37;

IЭ «Надежда»=116,88/156=0,75;

IЭ «Ирискин и Компания»=136,84/156=0,88.

Далее рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности по формуле:

                                          К=Iнорм* Iт/ IЭ,                     …………………(4.3)

где Iнорм – нормативный показатель конкурентоспособности, если товар соответствует ГОСТ, то он равен 1, если нет – 0 и товар неконкурентоспособен.

К «Яшкино»=1*0,98/1,37=0,72;

К «Надежда»=1*0,73/0,75=0,97;

К «Ирискин и Компания»=1*0,89/0,88=1,01

 Если К˂1, то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает образцу, если К˃1, то превосходит его, К=1 конкурентоспособность образцов равна.

Результаты оценки комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам и комплексного экономического показателей конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный» представлены в таблице 11.

Таблица 11

Комплексные показатели конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный»

Наименование показателей конкурентоспособности

Значение показателей конкурентоспособности

«Яшкино»

«Надежда»

«Ирискин и Компания»

Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, Iт

 

 

0,98

 

 

0,73

 

 

0,89

Комплексный экономический показатель конкурентоспособности, IЭ

 

 

1,37

 

 

0,75

 

 

0,88


 

Продолжение таблицы 11

Интегральный показатель конкурентоспособности, К

0,72

0,97

1,01


 

В нашем случае у ириса торговой марки «Яшкино» конкурентоспособность ниже базового образца – за счет высокой цены, у ириса торговой марки «Надежда» конкурентоспособность ниже базового образца за счет низких потребительских свойств, а у ириса торговой марки «Ирискин и Компания» интегральный показатель больше базового. Это объясняется тем, что его потребительские свойства и цена являются оптимальными для потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Ирис – кондитерское изделие, которое получают в результате уваривания сгущенного молока с сахаром, патокой и жиром - сливочным маслом или маргарином, с добавлением вкусовых и ароматизирующих веществ.

В последние годы спрос на ирис постепенно стал расти. Современные кондитерские предприятия стали активно предлагать рынку свои новинки. Ирис в розничной продаже в среднем реализуются по цене 160,59 руб./кг.

Заключительная оценка о качестве исследуемых образцов ириса выглядит следующим образом: ирис торговых марок «Яшкино», «Ирискин и Компания», по органолептическим и физико-химическим показателям соответствуют требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия». Ирис торговой марки «Надежда» по таким показателям, как вкус, консистенция и влажность не соответствуют требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия».

В результате анализа маркировки  исследуемых образцов можно сделать заключение о том, что ирис торговых марок «Яшкино», «Надежда» имеет полную маркировку и соответствует ГОСТу 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», ирис торговой марки « Ирискин и Компания» не соответствует требованиям данного ГОСТа, так как на упаковке не указана масса нетто.

По итогам проведенного анализа ассортимента и качества ириса, реализуемого в магазине ОАО «Магнит», можно сделать вывод о том, что ассортимент ириса не достаточно широк.

Таким образом, для совершенствования структуры ассортимента конфет, реализуемых в магазине «Магнит», можно предложить:

-увеличить в общем  товарообороте ириса долю наиболее конкурентоспособных производителей: ООО «Бековский РПК «Октябрь».

-увеличить ассортимент  ириса, а производителю можно предложить разнообразить тип упаковки и ее объемы, так как большинство респондентов обращают внимание на внешний вид упаковки и ее оформление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

  1. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст]/ Л.А.Брагин и др. – М: ИНФРА-М, 2002.–506с.
  2. ГОСТ 6441-96. ГОСТ 6478-89 Ирис. Общие технические условия – Введен 01.01.1991.-М.:Издательство стандартов, 2004.- 5с.
  3. .Драгилев, А.И., Технология кондитерских изделий [Текст]/ А.И. Драгилев. – М.: ДеЛи принт, 2003. – 430 с.
  4. Егоров, В.Ф. Организация торговли [Текст]/ В.Ф. Егоров – СПб.: Питер, 2006.−352с.
  5. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Текст]/ Л.Г. Елисеева. – М.: МЦФЭР, 2006.–800с.
  6. Зубченко А. В. Технология кондитерского производства [Текст]/А.В. Зубченко.-М.: МЦФЭР, 2002. - 430 с.
  7. Круглякова Г. В. Коммерческое товароведение продовольственных товаров [Текст]/ Г.В. Круглякова.- М.: МЦФЭР, 2002.-350 с.
  8. Малютенкова С.М.Товароведение и экспертиза кондитерских товаров [Текст]/ С.М. Малютенкова.-СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
  9. Праздничкова Н.В. Методические  указания по выполнению курсовой работы по продовольственным товарам [Текст]/ Н. В. Праздничкова, -Самара, 2010.-147 с.

Информация о работе Экспертиза ириса тираженного