Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:26, курсовая работа
К кондитерским изделиям относят пищевые продукты с большим содержанием сахара. Они обладают высокой пищевой ценностью, хорошей усвояемостью, приятным ароматом и вкусом. Эти изделия характеризуются привлекательным внешним видом. Указанные свойства присущи кондитерским изделиям благодаря применению для их производства многих разнообразных видов высококачественного пищевого сырья, которое в процессе переработки подвергают различным механическим и термическим способам обработки.
Ирис — разновидность конфет, изготавливаемых из патоки, сахара, сливочного или растительного масла, сгущённого молока, иногда муки, соевого белка, путём варки с добавлением ароматизаторов, кунжута, дроблёного арахиса и т. д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИРИСА…………………………………...5
1.1 Классификация и характеристика ассортимента ириса……………………….5
1.2 Особенности производства ириса …..……………………….............................5
1.3Химический состав пищевая и энергетическая ценность ириса………………9
1.4 Анализ рынка ириса……………………………………………………………10
2 СТРУКТУРА И АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ИРИСА РЕАЛИЗУЕМОГО В МАГАЗИНЕ ОАО «МАГНИТ»…………………………...13
3 ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..………15
3.1 Отбор проб и методика проведения исследований…………………………..15
3.2 Упаковка, маркировка и хранение ириса……………………………………..17
3.3 Дефекты ириса………………………………..………………………………...20
4 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ИРИСА……………………………………21
4.1 Анализ предпочтений потребителей………………………………………….21
4.2 Результаты экспертизы ириса………………………………………………….22
4.3 Оценка конкурентоспособности зефира…………………………………..….27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……..
Далее исследуют физико-химические показатели качества ирисаа на соответствие его требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия». Они представлены в таблице 6.
Таблица 6
Физико-химические показатели качества ириса
Наименование показателя |
Показатель по ГОСТ 6478-89 |
Наименование торговой марки ириса | ||
«Яшкино» |
«Надежда» |
«Ирискин и Компания» | ||
Масса нетто, г |
отклонение не более -2-3% |
141,12 |
385,51 |
190,65 |
Влажность, %, не более |
6,0 |
4,8 |
6,2 |
5,2 |
По результатам, полученных при оценке физико-химических свойств ириса, делаем вывод, что отклонение по массе у ириса торговых марок «Яшкино» и «Надежда» в большую сторону. По показателю влажности соответствуют все образцы требованию ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия», кроме ириса торговой марки «Надежда», так как у него повышенная влажность.
Конкурентоспособность товара является сложным свойством, сформированным его качеством, ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы-продавца и определяемым реакцией потребителя на эти внешние проявления товара.
Анализ исследуемых образцов ириса свидетельствует о том, что ирис относится к группе кондитерских изделий. При анализе спроса мы выяснили, что ирис имеет периодический спрос. Анализ нормативных показателей качества ириса свидетельствует о его соответствии требованиям действующих, ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия», то есть Iнп=1.
На выбор ириса оказывают влияние такие показатели, как: вкус, запах, консистенция, структура, поверхность, форма, влажность. Из этих показателей составлена номенклатура показателей конкурентоспособности, установлены средние значения весомости для потребителей.
Ранжирование показателей качества ириса представлено в таблице 7.
Таблица 7
Ранжирование показателей качества ириса
Показатели |
1 эксперт |
2 эксперт |
3 эксперт |
4 эксперт |
5 эксперт |
6 эксперт |
7 эксперт |
Суммма (mi) |
Вкус |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
48 |
Запах |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
3 |
38 |
Консистенция |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
29 |
Структура |
5 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
23 |
Поверхность |
2 |
6 |
4 |
3 |
2 |
4 |
6 |
27 |
Форма |
3 |
4 |
2 |
6 |
5 |
2 |
2 |
24 |
Влажность |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Итого |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
196 |
Определим весомость каждого показателя. Весомость показателя (аi) определяют по формуле:
где mi –место, на которое поставлена весомость i-го показателя каждого эксперта.
Произведем расчеты по формуле:
аi Вкус =48/196=0,24;
аi Запах=40/196=0,19;
аi Консистенция=29/196=0,15;
аi Структура=23/196=0,12;
аi Поверхность=27/196=0,14;
аi Форма=24/196=0,12;
аi Влажность=7/196=0,04.
Эксперты оценивают важность каждого показателя по шкале относительной значимости. Совокупность всех свойств принимают за 1. Весомость показателя берется как среднее значение показателя среди экспертов. Данные сведения представлены в таблице 8.
Таблица 8
Значение показателей весомости ириса
Показатель |
Весомость единичных показателей |
Вкус |
0,24 |
Запах |
0,19 |
Консистенция |
0,15 |
Структура |
0,12 |
Поверхность |
0,14 |
Форма |
0,12 |
Влажность |
0,04 |
Итого |
1 |
Далее проведем комплексную интегральную оценку конкурентоспособности.
Все потребительские свойства ириса были определены в процессе дегустации. Максимальный бал давался в том случае, если изделие полностью соответствовало требованиям критерия, прилагаемого к дегустационному листу (приложение 4). Данные экспертной оценки представлены в таблице 9.
Таблица 9
Показатели потребительских свойств, определяющих конкурентоспособность ириса
Показатели |
«Яшкино» |
«Надежда» |
«Ирискин и Компания» |
Вкус |
4,7 |
2,6 |
4,0 |
Запах |
4,6 |
4,7 |
4,9 |
Консистенция |
5,0 |
3,4 |
4,7 |
Структура |
5,0 |
2,4 |
4,7 |
Поверхность |
5,0 |
4,3 |
4,6 |
Форма |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Влажность |
4,8 |
6,2 |
5,2 |
Таким образом, никто из исследуемых торговых марок ириса не получил 5-балловую оценку по всем представленным показателям. Поэтому будем считать базовым образцом гипотетический образец ириса. Расчеты относительных показателей потребительских свойств ириса представлены в таблице 10.
Таблица 10
Относительные показатели потребительских свойств ириса
Показатели, характеризующие потребительские свойства |
«Яшкино» |
«Надежда» |
«Ирискин и Компания» |
Вкус |
q1=4,7/5=0,94 |
q1=2,6/5=0,52 |
q1=4,0/5=0,80 |
Запах |
q2=4,6/5=0,92 |
q2=4,7/5=0,90 |
q2=4,9/5=0,98 |
Консистенция |
q3=5/5=1,00 |
q3=3,4/5=0,68 |
q3=4,0/5=0,80 |
Структура |
q4=5/5=1,00 |
q4=2,4/5=0,48 |
q4=0,88 |
Поверхность |
q5=5/5=1,00 |
q5=4,3/5=0,86 |
q5=0,92 |
Форма |
q6=5/5=1,00 |
q6=5,0/5=1,00 |
q6=4,8/5=0,96 |
Влажность |
q7=6/4,8=1,25 |
q7=6/6,2=0,97 |
q7=6/5,2=1,15 |
Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности ириса по потребительским свойствам по формуле:
……………………………………Iт=Σqi*ai,…….
где qi – относительный единичный показатель конкурентоспособности;
ai – весомость параметра.
Произведем расчеты по формуле:
Iт 1«Яшкино»=0,94*0,24+0,92*0,19+
Iт 2«Надежа»=0,52*0,24+0,90*0,19+
0,12+0,97*0,04=0,73;
Iт 3 «Ирискин и Компания» = 0,80 *0,24 + 0,98 * 0,19 +0,80 *0,15 +0,88 * 0,12+0,92*0,14+0,96*0,12 +1,15*0,04=0,89.
Далее необходимо рассчитать экономический показатель конкурентоспособности. Для расчета комплексного экономического показателя, необходимо учесть цену на рынке, каждого исследуемого ириса.
Розничная цена за 140 г ириса «Яшкино»- 30 рублей; за 385 г ириса- 45 рублей; за 190 г ириса «Ирискин и Компания» -26 рублей. То есть получается, что 1 кг ириса «Яшкино» стоит 214 рублей 29 копеек, «Надежда» -116 рублей 88 копеек, «Ирискин и Компания»- 136 рублей 84 копеек.
Необходимо найти среднерыночную цену за ирис массой 1000 г. Она составляет 156 рублей 00 копеек.
Расчет комплексного экономического показателя конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный»:
IЭ «Яшкино»=214,29/156=1,37;
IЭ «Надежда»=116,88/156=0,75;
IЭ «Ирискин и Компания»=136,84/156=0,88.
Далее рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности по формуле:
где Iнорм – нормативный показатель конкурентоспособности, если товар соответствует ГОСТ, то он равен 1, если нет – 0 и товар неконкурентоспособен.
К «Яшкино»=1*0,98/1,37=0,72;
К «Надежда»=1*0,73/0,75=0,97;
К «Ирискин и Компания»=1*0,89/0,88=1,01
Если К˂1, то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает образцу, если К˃1, то превосходит его, К=1 конкурентоспособность образцов равна.
Результаты оценки комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам и комплексного экономического показателей конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный» представлены в таблице 11.
Таблица 11
Комплексные показатели конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный»
Наименование показателей конкурентоспособности |
Значение показателей конкурентоспособности | ||
«Яшкино» |
«Надежда» |
«Ирискин и Компания» | |
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, Iт |
0,98 |
0,73 |
0,89 |
Комплексный экономический показатель конкурентоспособности, IЭ |
1,37 |
0,75 |
0,88 |
Продолжение таблицы 11
Интегральный показатель конкурентоспособности, К |
0,72 |
0,97 |
1,01 |
В нашем случае у ириса торговой марки «Яшкино» конкурентоспособность ниже базового образца – за счет высокой цены, у ириса торговой марки «Надежда» конкурентоспособность ниже базового образца за счет низких потребительских свойств, а у ириса торговой марки «Ирискин и Компания» интегральный показатель больше базового. Это объясняется тем, что его потребительские свойства и цена являются оптимальными для потребителя.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ирис – кондитерское изделие, которое получают в результате уваривания сгущенного молока с сахаром, патокой и жиром - сливочным маслом или маргарином, с добавлением вкусовых и ароматизирующих веществ.
В последние годы спрос на ирис постепенно стал расти. Современные кондитерские предприятия стали активно предлагать рынку свои новинки. Ирис в розничной продаже в среднем реализуются по цене 160,59 руб./кг.
Заключительная оценка о качестве исследуемых образцов ириса выглядит следующим образом: ирис торговых марок «Яшкино», «Ирискин и Компания», по органолептическим и физико-химическим показателям соответствуют требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия». Ирис торговой марки «Надежда» по таким показателям, как вкус, консистенция и влажность не соответствуют требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия».
В результате анализа маркировки исследуемых образцов можно сделать заключение о том, что ирис торговых марок «Яшкино», «Надежда» имеет полную маркировку и соответствует ГОСТу 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», ирис торговой марки « Ирискин и Компания» не соответствует требованиям данного ГОСТа, так как на упаковке не указана масса нетто.
По итогам проведенного анализа ассортимента и качества ириса, реализуемого в магазине ОАО «Магнит», можно сделать вывод о том, что ассортимент ириса не достаточно широк.
Таким образом, для совершенствования структуры ассортимента конфет, реализуемых в магазине «Магнит», можно предложить:
-увеличить в общем товарообороте ириса долю наиболее конкурентоспособных производителей: ООО «Бековский РПК «Октябрь».
-увеличить ассортимент ириса, а производителю можно предложить разнообразить тип упаковки и ее объемы, так как большинство респондентов обращают внимание на внешний вид упаковки и ее оформление.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ