Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:27, курсовая работа
Высокая биологическая ценность, приятный вкус, возбуждающий аппетит аромат делают плоды и овощи обязательной составной частью ежедневного рациона человека. Необходимые биологически активные вещества содержатся в плодах и овощах в легкоусвояемой форме, а употребление в сыром виде делает возможным практически полностью использовать содержащиеся в них витамины, микроэлементы, ферментные вещества.
Введение
1. Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных товаров
2. Товароведческий анализ плодоовощных товаров
2.1. Пищевая ценность плодоовощных товаров
2.2. Классификация и характеристика видов плодоовощных товаров
2.3. Повреждения, болезни и дефекты плодоовощных товаров
2.4. Упаковка и хранение плодоовощных товаров
3. Экспертиза качества плодоовощных товаров
3.1. Нормативные документы и нормативные требования
3.2. Органолептический анализ плодоовощных товаров
3.3. Лабораторный анализ плодоовощных товаров
3.4. Сравнительная характеристика плодоовощных товаров ТК «Росинка» с требованиями стандартов
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение
1. Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных товаров
2. Товароведческий анализ плодоовощных товаров
2.1. Пищевая ценность плодоовощных товаров
2.2. Классификация и
2.3. Повреждения, болезни и дефекты плодоовощных товаров
2.4. Упаковка и хранение плодоовощных товаров
3. Экспертиза качества плодоовощных товаров
3.1. Нормативные документы и нормативные требования
3.2. Органолептический анализ плодоовощных товаров
3.3. Лабораторный анализ плодоовощных товаров
3.4. Сравнительная характеристика
плодоовощных товаров ТК «
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Высокая биологическая ценность,
приятный вкус, возбуждающий аппетит
аромат делают плоды и овощи обязательной
составной частью ежедневного рациона
человека. Необходимые биологически
активные вещества содержатся в плодах
и овощах в легкоусвояемой форме,
а употребление в сыром виде делает
возможным практически
Объектом работы является ассортимент плодоовощных товаров.
Предметом анализ и товароведная экспертиза плодоовощных товаров.
Цель данной курсовой работы – изучить пищевую ценность и товароведную характеристику плодоовощных товаров.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. Изучить ассортимент и пищевую ценность плодоовощных товаров;
2. Выявить основные болезни, повреждения и дефекты плодоовощных товаров;
3. Рассмотреть какими документами регламентируются плодоовощные товары, и какие требования предъявляются к ним;
4. Определить качество плодоовощных товаров путем экспертизы;
5. Провести сравнительный анализ плодоовощных товаров торгового предприятия с требованиями стандартов, и выяснить соблюдаются ли условия стандартов в торговом предприятии.
Изучение ассортимента рынка плодоовощных товаров имеет большую значимость. Человек должен знать, какой товар он потребляет, и какое значение имеет этот продукт в его организме. Также изучение рынка плодоовощных культур помогает человека узнать, какие товары появились на рынке их особенности. В целом человек обогащает свой кругозор в области плодоовощных товаров.
Плоды и овощи нормализуют
обменные процессы в организме человека,
способствуют более полному перевариванию
мясных, рыбных и других продуктов.
Содержащиеся в них соли, органические
кислоты, ароматические и вкусовые
вещества усиливают выделение
Низкая калорийность плодов и овощей позволяет потреблять их в больших количествах. В соответствии с научно обоснованными нормами каждому человеку необходимо 110 кг картофеля в год, 122 кг овощей, 106 кг плодов и ягод.
Результатом исследования рынка
плодоовощных товаров можно выделить
следующее, что особенностью этой группы
товаров растительного
1. Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных товаров
Экономическая эффективность
овощеводства в значительной мере зависит
от эффективности организации
Плодоовощная продукция является товаром первой необходимости. Большая часть населения в зимне-весенний период потребляет овощи, которые закладывают на хранение осенью или импортируют. К началу второго квартала запасы плодоовощной продукции заканчиваются, и к следующему урожаю наблюдается сезонное увеличение спроса. Так как предложение овощей на данное время являются ограниченным, цены возрастают.
Сегодня спрос постоянно увеличивается, потребитель становится всё более взыскательным, он требует качественного товара, больше уделяя внимание внешнему виду, упаковки и вкусовым качествам. Основными овощами, которые пользуются спросом, являются «борщевой набор». Кроме того, закупку овощной продукции в основном осуществляют жители городов, потребители со средним и высоким уровнем доходов.
Плодоовощной комплекс является одним из основных и наиболее трудоёмких отраслей АПК. Этой отрасли принадлежит важная роль в снабжении населения продуктами питания, имеющими высокую биологическую ценность, содержащими ряд необходимых компонентов, минеральных веществ и витаминов. Однако произошедшие в стране социально-экономические преобразования разрушили существовавшую ранее систему централизованной организации производства и распределения картофеля и плодоовощной продукции. Крупнотоварное, по своей природе экономически эффективное сельскохозяйственное производство овощей и фруктов в новых условиях стало терять свой экономический потенциал. Контрастное расслоение населения по уровню доходов привело в последние годы к тому, что объективно существующее изобилие плодов и овощей приблизило и потребительский уровень наиболее обеспеченных покупателей, особенно в крупных городах, к западному. В то же время основная часть российских граждан вынуждена отказывать себе в природных витаминах вследствие своей низкой платёжеспособности. Одновременно растёт потребление картофеля и уже превышает медицинские нормы на 10%, а потребление овощной продукции (2006 г.) составило в РФ 86 кг на душу населения, что в два раза ниже медицинских норм.
Недостаток качественных овощей на внутреннем рынке восполняется поставками по импорту, объёмы которого ежегодно растут. Из-за неудовлетворительного хранения и плохой транспортировки происходит не только утрата природных достоинств свежей продукции, но и её прямое уничтожение. Потери составляют более 40% среднегодового производства овощей. Всё это негативно сказывается на решении проблемы обеспечения населения полноценными продуктами питания и эффективности плодоовощного комплекса.
В последние годы в плодоовощной
промышленности сохраняется устойчивая
тенденция роста объемов
В целом прирост производства плодоовощных консервов по-прежнему обеспечивается за счет фруктовой группы и, в частности, соков и нектаров. На долю фруктовых консервов приходится 78 % общего объема, на долю фруктовых соков и нектаров - 76 %.
Ассортимент соков, вырабатываемых на основе отечественного сельскохозяйственного сырья, весьма ограничен и не удовлетворяет потребности населения. Развитие собственной сырьевой базы остается узким местом в развитии соковой индустрии и требует значительных капиталовложений в развитие садоводства, овощеводства и первичной переработки. Сегодня, по расчетам специалистов, только 20 % валового сбора плодов и ягод используется на промышленную переработку. В немалой степени это связано с тем, что более 80 % плодов и ягод выращивается в хозяйствах населения.
Основные производители готовых к употреблению соков, нектаров и сокосодержащих напитков: ЭКЗ «Лебедянский», «Мултон», «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и «Нидан-Фудс». В целом на их долю приходится около 92 % общих объемов соков, нектаров и сокосодержащих напитков.
В группе томатных консервов
рост объемов производства обеспечивается
за счет томатного сока (темп 137 %) и
томатных соусов (кетчупов) (130 %), которые
также вырабатываются на основе импортных
концентрированных
В овощной группе консервов увеличение объемов производства обеспечено за счет консервов из зеленого горошка, сахарной кукурузы, фасоли, грибов, икры из кабачков и баклажанов, маринованных и консервированных огурцов и томатов. Доля овощных консервов в общем объеме — 8 %.
В отрасли последовательно проводится политика импортозамещения за счет увеличения выработки и организации нового производства продукции, востребованной на российском рынке. С участием иностранных и частных отечественных инвестиций активно осуществляются строительство новых и модернизация действующих предприятий по производству плодоовощных консервов, быстрозамороженной продукции, продуктов из картофеля, сухого картофельного пюре.
Российские производители не могут в полном объеме удовлетворить потребности рынка. В 2006 г. при увеличении объемов производства плодоовощных консервов на 12 % поставки по импорту возросли более чем на 16 %. Доля импорта на российском рынке плодоовощной консервации составляет порядка 30 %. Некоторые позиции практически не производятся в России (из сырья тропических культур) или производятся в незначительных количествах (сахарная кукуруза, персики, абрикосы, вишни, клубника).
В последнее время в плодоовощной промышленности отмечается тенденция укрупнения существующих российских производителей. Это связано с тем, что крупные торговые сети более охотно продают раскрученные бренды и предпочитают заключать договоры с крупными производителями или холдингами. Мелким производителям не под силу выдержать необходимые объемы поставок и прочие требования крупных сетевиков. Налаживание связей с современными видами розничных сетей (супер- и гипермаркетами) для поставщиков представляет определенные трудности.
Плодоовощеконсервное
Объем производства плодоовощной продукции определяется потребительским спросом, который, в свою очередь, формируется под воздействием предложения консервной продукции на рынке. Исходя из нормативов, среднее потребление продукции в свежем виде на душу населения должно составлять 80 %, а в переработанном виде 20 %. В США этот показатель составляет 50 %, а в ряде европейских стран превышает 80 %.
На практике же увеличение
предложения в одной форме
продукта изменяет потребность в
другом виде того же продукта. Увеличение
потребления овощей в свежем виде
значительно уменьшает
Так как плодоовощная продукция – скоропортящийся товар, потребление ее в свежем виде в течение длительного срока, а также доставка ее к месту сбыта - не простая проблема, поэтому требуется ее быстрая и качественная переработка.
С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий по переработке овощной продукции, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных точек, хотя часто они не получают ожидаемую прибыль в силу неналаженности каналов реализации. Вместе с тем уровень переработки вторичных сырьевых ресурсов и внедрение малоотходных и безотходных технологий в плодоовощном комплексе становятся недостаточными. Промышленная переработка плодов и овощей сельских товаропроизводителей находится на низком технологическом уровне.
Сложившаяся система и состояние заготовки, хранения, транспортировки и реализации плодоовощной продукции не отвечают современным требованиям потребительского рынка. Выпускаемая продукция должна выдерживать жесткую конкуренцию, правила которой диктует мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства.
Оптимальное распределение плодоовощной промышленности по направлениям использования состоит: в реализации в свежем виде; в хранении и в переработке.
Производство плодоовощной
продукции с каждым годом только
увеличивается, а качество выпускаемой
продукции оставляет желать лучшего,
да и несвоевременность
Среди причин, обусловливающих неустойчивое положение плодоовощной перерабатывающей промышленности России, выделяются:
¾нарушение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
¾отсутствие льготного кредитования;
¾нестабильность рыночных конъюнктур;
¾низкая конкурентоспособность и т.д.
На протяжении последних лет проблема обеспечения качественным ассортиментом плодоовощной продукцией жителей больших городов стоит довольно остро. С началом рыночных перестроек в отечественной экономике предыдущая система торговли плодоовощной продукцией практически развалилась. Так, в больших городах и пригородах овощные базы не смогли быстро перестроиться на соответствующие потребности рынка, резко снизили свои обороты, а большинство даже изменило направление своей деятельности. Причинами этого стали устаревшие технологии хранения, большие потери продукции, отсутствие надёжных поставщиков и ограниченные рынки сбыта.
На сегодня ассортимент овощей и фруктов не большой. Большинство производителей отдают предпочтение выращиванию стандартного набора овощей и его оптовой реализации. Большие объёмы продукции супермаркеты купить не в состоянии, при отсутствии возможности хранения. Но стремительные тенденции развития розничной торговли могут в ближайшее время привести к уменьшению части рынков.
Большие торговые предприятия ищут пути к нормальной овощной торговли. Супермаркеты вс чаще пользуются предложениями, которые поступают от самих производителей овощной продукции. Работа с ними ведётся на договорной основе.
Основными поставщиками ранней плодоовощной продукции в розничную торговлю являются посредники оптового рынка.