Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 20:28, курсовая работа
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства.
Введение
Глава 1. Качество обслуживания пассажиров в ПОПТ.
1.1 Классификация автовокзалов
1.2 Обустройство и использование автовокзалов
Глава 2. Качество размещения пассажиров на автовокзале.
2.1 Размещение пассажирских автостанций и вокзальных комплексов
Глава 3. Оценка качества услуг оказываемых в пунктах прибытия и отправления
3.1 Комплексное использование инфраструктуры автовокзалов и возможности повышения эффективности работы в пунктах отправления и прибытия
Глава 4. Автовокзал на Обводном канале г. Санкт-Петербурга. Качество обслуживания и предложения по улучшению сервиса
Заключение
Список литературы
При расположении вокзала в городе необходимо учитывать совокупность транспортных устройств в пунктах примыкания или пересечения соответствующих магистралей (линий, трасс) различных видов внешнего транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного), а также городского транспорта, совместно выполняющих операции по транзитным, дальним, местным, пригородным и городским перевозкам пассажиров и грузов.
При размещении автовокзала в городе учитывают лёгкость проезда к нему из-за пределов города, поэтому в крупных городах автовокзалы часто выносятся на окраины. Во многих городах автовокзал размещают на одной площади с другими вокзалами, чаще всего — железнодорожным. Существуют также автовокзалы, совмещённые с другими видами вокзалов в одном терминале.
Вокзал всегда является частью вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции, пассажирского района, речного или морского порта, пассажирской автобусной станции, пассажирского сектора аэропорта), в который входят все функционально и композиционно взаимосвязанные между собой здания, сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и проведения билетных, багажных, почтовых и других операций.
Планировочное решение участка и выбор принципиальной схемы вокзала должны производиться в соответствии с требованиями по планировке и застройке городов, поселков, сельских населенных пунктов и на основе схемы районной планировки и генерального плана города с целью наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными строительными затратами и эксплуатационными издержками.
При выборе места расположения вокзалов рекомендуется руководствоваться следующими наиболее общими принципами их размещения, представленными в таблице 2.
Вокзалы должны быть связаны удобными транспортными путями с крупными промышленными зонами, основными жилыми районами, зонами и объектами массового тяготения городского или регионального значения. Учитывая, что в любом из вокзалов пассажир не оканчивает своей поездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой, чаще всего внешний транспорт на внутригородской, или наоборот, в ситуационных планах вокзалов необходимо показывать:
- территории существующих
и проектируемых сооружений
- скоростные дороги, магистральные улицы и дороги общегородского и районного значения;
- системы общественного транспорта (с выделением линий скоростного движения) с размещением существующих и проектируемых трамвайных, троллейбусных и автобусных депо и парков, гаражей для легковых и грузовых таксомоторов, грузовых и специальных автомобилей.
Категории обслуживаемых пассажиров соответствуют основным видам пассажирских сообщений - международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским и различным их сочетаниям, которые во многом предопределяют характер и последовательность проводимых операций, а, следовательно, и состав основных помещений, соотношение их площадей, последовательность размещения и принципиальную архитектурно- пространственную схему вокзала.
Таблица 2 – Основные виды пассажирских сообщений
Характерные сочетания основных видов внешнего транспорта в городе |
Расположение вокзалов, агентств и билетных касс в городе с населением, тыс. жителей | ||
более 250 |
от 50 до 250 |
менее 50 | |
1. Железнодорожный, автобусный, воздушный, речной, морской
|
В центре города размещается транспортное агентство, обслуживающее пассажиров всех видов междугороднего транспорта и городской аэровокзал (возможно объединенный «ж/д - аэро-автобусный» или в другом сочетании); в других районах города – филиалы агентства, ж/д и автобусные станции; речные или морские порты; за пределами города - аэропорт (один или несколько) |
В центре города размещается транспортное агентство, обслуживающее пассажиров всех видов междугородного транспорта; в других районах –ж/д и автобусная станция, городской аэровокзал, порт (возможно объединенные в рациональном сочетании); за пределами города - аэропорт |
Не характерно |
2.Железнодорожный, автобусный, воздушный |
В центре города Размещается транспортное агентство, обслуживающее пассажиров всех видов междугородного транспорта; в других районах - филиалы агентства, ж/д и автобусные станции, городской аэровокзал (возможно, объединенные); за пределами города - аэропорт (один или несколько) |
В центре города Размещается транспортное агентство, обслуживающее пассажиров междугородного транспорта; на периферии - ж/д, автобусная станция, городской аэровокзал (желательно объединенные); за пределами города - аэропорт |
Вблизи центра размещается аэро-автобусная станция с Железнодорожной кассой; на периферии - Железнодорожная станция или объединенная ж/д-аэро-автобусная станция; за пределами города - аэропорт |
3.Железнодорожный, автобусный |
Не характерно |
В центре города размещается транспортное агентство, обслуживающее пассажиров междугороднего транспорта; на периферии - ж/д и автобусные станции (объединенные) |
Вблизи центра размещается объединенная ж/д-автобусная станция или автобусная станция с ж/д кассой (в тех случаях, когда ж/д станция расположена за пределами города) |
4.Автобусный, воздушный |
Не характерно |
В центре города размещается транспортное агентство; на периферии объединенная аэро-автобусная станция; за пределами города - аэропорт |
Вблизи центра города размещается объединенная аэро-автобусная станция; за пределами города - аэропорт |
От рационального размещения вокзалов в структуре города во многом зависит эффективность использования различных видов транспорта, уровень транспортного обслуживания населения.
В настоящее время актуально создание так называемого «умного вокзала».
«Умный вокзал» – комплекс систем, позволяющих максимально увеличить эффективность функционирования инфраструктуры и технических средств вокзала, при котором все технические, технологические и организационные процессы реализуются при минимальном участии человека. Объектом внедрения технологий является весь вокзальный комплекс, включающий в себя здание вокзала и примыкающую к нему инфраструктуру (перроны, платформы, подземные переходы, конкорсы и т.д.).
Цели создания:
1. Повышение качества
обслуживания и уровня
2. Обеспечение требуемого
уровня санитарно-
3. Обеспечение комплексной
безопасности на территории
4. Сокращение эксплуатационных
расходов путём внедрения
5. Повышение доходов от
подсобно-вспомогательной
6. Улучшение экологической
обстановки на территории
Основные принципы функционирования «умного вокзала»
1. Автоматизация процессов
жизнеобеспечения (интеллектуальное
управление функционированием
2. Возможность обеспечения
дистанционного контроля из
Автоматизированные системы управления жизнеобеспечением вокзала уже внедрены на 10 вокзалах Дирекции (Новокузнецк, Екатеринбург, Ладожский, Оренбург, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Челябинск, Пермь-2, Курган).
Существуют разные подходы к созданию таких систем, в зависимости от фирм, которые занимаются реализацией данных проектов. Изначально на вокзалах Дирекции внедрялась Комплексная система инженерного обеспечения. Первым вокзалом, оборудованным стал вокзал Екатеринбург.
Комплексная система инженерного обеспечения представляет собой единый комплекс управления всеми подсистемами жизнеобеспечения в автоматическом режиме, дублируемом возможностью контроля и вмешательства оператора (диспетчера) при возникновении нештатных ситуаций. В полном объёме в состав системы входят следующие подсистемы:
1. Управления и диспетчеризации инженерного оборудования, контролирующая функционирование устройств кондиционирования и вентиляции, отопления, холодоснабжения, водоснабжения и канализации, освещения и электроснабжения.
2. Безопасности, контролирующая функционирование устройств пожарной безопасности (пожарная сигнализация, пожаротушение, управление эвакуацией, управление противодымной защитой) и технической безопасности (охранная сигнализация, контроль доступа, видеонаблюдение).
3. Связи, контролирующая функционирование устройств автоматической телефонной связи, радиосвязи, оперативно-технологической связи, спецсвязи.
4. Мониторинга состояния зданий и сооружений, контролирующая состояние кровли и перекрытий, несущих конструкций, при необходимости может осуществляться мониторинг геологических подоснов, вибрационный и сейсмологический мониторинг.
5. Информационно-справочная, контролирующая функционирование устройств единого времени, информационно-справочных устройств.
6. IT-подсистема, контролирующая функционирование локальной вычислительной сети, сети передачи данных, ситуационного центра, центра обработки данных.
Число подсистем может выбираться заказчиком.
Развитием комплексной системы инженерного обеспечения стала «автоматизированная система диспетчерского контроля и управления» (АСДКУ), внедрённая на вокзале Новокузнецк в 2013 г. АСДКУ представляет собой функционально расширенный вариант системы управления и диспетчеризации инженерного оборудования. К преимуществам АСДКУ относится выраженная ресурсосберегающая направленность (примерный срок окупаемости – 7 лет). В 2015 г. планируется начать тиражирование системы на полигоне Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
Автоматизация процессов жизнеобеспечения совершенствуется: появились новые функциональные возможности, в частности – возможность контроля функционирования данных систем из одного (единого) или нескольких центров управления.
3. Применение инновационных технологий (в том числе нанотехнологий) и методов оптимизации инженерных и информационных систем для достижения максимального ресурсосберегающего эффекта, повышения комфорта пассажиров и работников вокзала, обеспечения требуемого уровня санитарно-гигиенических условий.
4. Применение технологий
«Зеленого здания», отвечающих европейским
стандартам «Green Building». «Зеленое
здание» позволяет
5. Оптимизация процессов
обслуживания пассажиров путём
максимально удобного
Для реализации Программы «Обустройство вокзалов для людей с ограниченными физическими возможностями» необходимо переоборудовать: привокзальные площади; здания вокзалов; перроны вокзальных комплексов.
Для повышения эффективности
работы пунктов отправления и прибытия
- необходимо создать условия, при которых
пассажир будет чувствовать себя
максимально комфортно и удобно. Использование новых технологий
позволит увеличить обрабатываемость
(КПД кассиров к примеру), что, в свою очередь
уменьшит время простоя пассажиров в очередях,
а установка электронных терминалов обеспечит
снижение нагрузки на продавцов билетов,
установка новейших систем безопасности(в
связи с усилениями) сделает проверку
пассажиров более быстрой, сэкономит время
и нервы пассажирам.
-координация работы
служб вокзала(например, службы безопасности)
позволит избежать затруднений неудобств
для пассажиров;
-координация работы
диспетчерской службы позволит ходить
автобусам строго по расписанию, что не
сможет не порадовать пассажиров, особенно
дальних рейсов, так же, для осуществления
беспрепятственного подхода пассажиров
к автобусам - необходимо навести чистоту
и порядок на территории;
- для того, чтобы время
до посадки пролетало быстрее, можно усовершенствовать
рекреационные зоны вокзала;
Глава 4. Автовокзал на Обводном канале г. Санкт-Петербурга. Качество обслуживания и предложения по улучшению сервиса
Автовокзал Санкт-Петербурга находится в центре города на набережной Обводного канала. Он появился для жителей и гостей города 6 мая 1963 г. Здание было построено по проекту ОАО «Гипротранс». Первые автобусные рейсы отправились в Таллинн, затем в Лугу, Новгород, Москву, Опочку, Ригу, Минск и другие города. Автовокзал на Обводном канале обслуживает порядка 70 направлений, в том числе ряд международных, и является крупнейшим автовокзалом в Санкт-Петербурге. В 2001-2003 годах здание автовокзала 2 было подвергнуто масштабной реконструкции и модернизации. Ближайшая станция метрополитена: м. Обводный канал. Современный транспортный вокзальный комплекс способен не только обеспечить комфорт пассажиров, но и соответствует установленным требованиям к безопасности. Важным шагом на пути повышения качества обслуживания пассажиров стало внедрение системы покупки электронных билетов. Сегодня в режиме он-лайн можно купить билеты не только на маршруты, начальным пунктом которых является петербургский автовокзал, но и на отправления с других автовокзалов России.