Активная и пассивная безопасность дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:15, реферат

Краткое описание

Увеличение выпуска автомобилей и улучшение их эксплуатационных свойств приводит к повышению скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. В результате этого усложняются условия дорожного движения, повышается аварийность. Безопасность дорожного движения зависит от разных причин. Для удобства анализа все факторы, влияющие на дорожное движение и его безопасность условно делят на три взаимодействующих части: автомобиль, водитель, дорога.из трех элементов системы водитель-автомобиль - дорога наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство.

Содержание

Введение 3
1.Активная безопасность автомобиля 5
2.Пассивная безопасность автомобиля 22
3.Общие сведения о предприятии 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КР Безопасность.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

В настоящее время установился  минимальный комплект обязательных для каждого транспортного средства светосигнальных приборов:

-дневные зодовые огни,

-указатели поворотов,

-сигнал торможения,

-габаритные огни,

-фонарь освещения номерного знака.

Дополнительная информативность - свойство автомобиля, позволяющее  эксплуатировать его в условиях ограниченной видимости: ночью, в тумане и т. д. Она зависит от характеристик  приборов системы освещения и  других устройств (например, противотуманных фар), улучшающих восприятие водителем информации о дорожно - транспортной ситуации.

Комфортабельность

Комфортабельность автомобиля определяет время, в течение которого водитель способен управлять автомобилем  без утомления. Увеличению комфорта способствует использование автоматических коробок перемены передач, регуляторов  скорости (круиз-контроль) и т. д. В  настоящее время выпускаются  автомобили, оборудованные адаптивным круиз-контролем. Он не только автоматически  поддерживает скорость на заданном уровне, но и при необходимости снижает  ее вплоть до полной остановки автомобиля.

Поэтому как компоновка места  водителя, так и размещение органов  управления и приборов могут иметь  определенное значение для обеспечения  безопасности при движении. Компоновка окружающей водителя среды может  быть в различной степени приспособлена  к анатомическому строению и психике  человека. И все это влияет на вероятность совершения ошибочных  действий в сторону их сокращения или увеличения, особенно когда эта  компоновка не приспособлена к потребностям человека.

Так компоновка, в частности, включает в себя:

-расстояние до руля,

-конструкция руля,

-рычаги переключения передач, педалей и ручного тормоза,

-расстояние до панели приборов и органов управления, как на панели приборов, так и на колонке руля, то есть функции контроля дальнего света, указателей направления движения, работы стеклоочистителей и стеклоомывателей, омывателей передних фар, обогревателей стекла, вентиляции и заборника свежего воздуха, освещения приборов и салона, световых и звуковых сигналов, замков ремней безопасности, сигнальных предупредительных ламп и т.п.,

-компоновка радиоприемника, магнитофона или лазерного проигрывателя, мобильного телефона;

-обзор спереди, сзади и по бокам;

-размещение и регулировка различных контрольных зазоров;

-сиденье водителя и его регулируемость.

Надежные шины

Когда шина теряет давление, сопротивление качению значительно  увеличивается. И это может привести к повышению расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно  же, к боковому уводу автомобиля. Причём небольшой такой увод в  сторону можно списать на уклон  дороги или колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может  продолжать движение довольно долго. И  самое опасное в этом то, что  при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная шина может сорваться с диска или провернуться, что может привести к аварии.

Поэтому чем раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Самый простой способ - перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив  к каждому колесу насос или  манометр. Но здесь следует отметить, что это делают не все водители и только перед дальней поездкой большая часть проверяет давление в колесах. Следует отметить, что  есть уже целый набор систем, умеющих  проверять давление в шинах.

Самая простая из них - это  специальные колпачки с цветовыми  индикаторами, которые устанавливаются  вместо штатных на вентили подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер - под прозрачной крышечкой  такого колпачка появится предупреждающая  жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Достоинство такого подхода - простота. Минус - недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного  проще, чем мерить каждый раз давление. Ещё один недостаток - колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже каких-то определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и  ваших колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно под вашу машину.

Радиодатчики многих электронных систем мониторинга устанавливаются на диск при помощи специальных хомутов.

А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо  бы иметь на борту электронную  систему, которая автоматически  оповещала бы об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а  делала бы это вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний. Установленная система контроля в таком случае в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно, в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто незаменима.

Есть, например, системы, которые  передают данные о давлении и температуре  в шинах. Такие системы передают данные о давлении и температуре  на центральный блок при помощи радиосвязи или по Bluetooth-связи на телефоны или  коммуникаторы.

Система мониторинга давления X-Pressure, разработанная компанией Pirelli. В самом простом варианте Optic она представляет собой четыре колпачка, которые устанавливаются на штатные вентили. А о падении давления они сигнализируют изменением цвета. Но есть и более надежные системы, которые работают без датчиков давления, а через систему ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной комплектации автомобилей. Принцип работы следующий, электроника при помощи датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже. Следовательно, скорость вращения колеса с шиной малого давления увеличивается, следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной оси. В результате система фиксирует эти изменения - и даёт тревожный сигнал.

Система X-Pressure в исполнении Acoustic. В колпачки встроены датчики, которые регистрируют давление, и радиопередатчики, обеспечивающие связь с центральным блоком. Как только давление упало, на табло этого блока появляется соответствующая индикация и раздаётся предупреждающий звуковой сигнал. Элементов питания в колпачках хватает примерно на 5 тысяч часов работы, что соответствует пяти годам эксплуатации. Замена батареек в колпачках не предусмотрена, поэтому по истечении срока службы комплект нужно менять полностью.

Системы активной безопасности

В число систем активной безопасности автомобиля входят:

1) Антиблокировочная система  тормозов – это система, которая  предотвращает блокировку колес  автомобиля при торможении.

Ее основное предназначение в том, чтобы предотвратить потерю управления транспортнымсредствомпри резком торможении, а также избежать скольжения автомобиля.

Система АБС существенно  сокращает тормозной путь и позволяет  водителю сохранить сохранять контроль над автомобилем во время экстренного  торможения, то есть при наличии  данной системы возможным становится совершениерезких маневров в процессе торможения.

АБС – это существенный плюс в обеспечении активной безопасности транспортных средств.Сейчас АБС может  включать в себя также антипробуксовочную систему, систему электронного контроля устойчивости и систему помощи при экстренном торможении.Помимо автомобилей, АБС устанавливается также на мотоциклах, прицепах и колесном шасси самолетов.

2) Антипробуксовочная система (Противобуксовочная система,Система контроля тяги) – предназначена для устранения потери сцепления колес с дорогой при помощи контроля над буксованием ведущих колес.

АПС значительно упрощает управление автомобилем на влажной  дороге или в иных условиях недостаточного сцепления.

3) Электронный контроль  устойчивости (Система курсовой  устойчивости) – это активная  система безопасности, которая позволяет  предотвратить занос автомобиляпосредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Является вспомогательной системой автомобиля.

Данная система стабилизирует  движениев опасных ситуациях, когда вероятна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. ЭКУ является одной из наиболее эффективных систем безопасности автомобиля.

4) Система распределения  тормозных усилий.

Данная система является продолжением системы AБС (Антиблокировочной  системы тормозов). Отличается тем, что помогает водителю управлять  автомобилем постоянно, а не только в случае экстренного торможения. Так как степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое, система распределения тормозных усилий помогает автомобилю сохранить устойчивость при торможении, анализируя положение каждого колеса и дозируя тормозное усилие на нем.

Система помогает сохранить  траекторию, уменьшает вероятность  заноса или сноса при торможении в повороте и на смешанном покрытии.

5) Электронная блокировка  дифференциала

В первую очередь дифференциал необходим для передачи крутящего  момента от коробки передач к  колесам ведущего моста. Он работает, когда ведущие колеса прочно сцеплены с дорогой. Но, в ситуациях, когда  одно из колес оказывается в воздухе  или на льду, то вращается именно это колесо, в то время как другое, стоящее на твердой поверхности, теряет всякую силу.

Блокировка дифференциала  необходима для передачи крутящего  момента обоим его потребителям (полуосям или карданам).

Помимо вышеперечисленных  систем активной безопасности автомобиля существуют также вспомогательные  системы. К ним относят:

Парктроник(Парковочный радар, Акустическая Парковочная Система, Ультразвуковой датчик парковки). Система при помощи ультразвуковых датчиков измеряет дистанцию от автомобилядо ближайших объектов. Если автомобиль парковке находится на «опасном» расстоянии от препятствий, система издает предупреждающий звук или отображает информацию о дистанции на дисплее.

Адаптивный круиз-контроль. Круиз-контроль – это устройство, которое поддерживает постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя ее при снижении скорости движения и уменьшая скорость при ее увеличении.

Система помощи при спуске.

Система помощи при подъеме.

Стояночный тормоз (Ручной тормоз, ручник) — система, которая  предназначена для удержания  автомобиля в неподвижном состоянии  относительно опорной поверхности. Ручной тормоз помогает при затормаживании автомобиля на стоянках и удержании  его на уклонах.

 

2. Пассивная безопасность  автомобиля

 

Пассивная безопасность - это  свойство автомобиля уменьшать тяжесть  последствий ДТП, если оно все  же случилось. Оно проявляется в  период, когда водитель уже не в  состоянии управлять автомобилем  и изменять характер его движения, т.е. непосредственно при столкновении, наезде, опрокидывании.

Включает в себя, помимо прочего:

1.подушки безопасности;

2.сминаемые или мягкие  элементы передней панели;

3.складывающуюся рулевую  колонку;

4.травмобезопасный педальный  узел — при столкновении педали  отделяются от мест крепления  и уменьшают риск повреждения  ног водителя;

5.инерционные ремни безопасности  с преднатяжителями;

6.энергопоглощающие элементы  передней и задней частей автомобиля, сминающиеся при ударе — бамперы;

7.подголовники сидений  — защищают от серьезных травм  шею пассажира при ударе автомобиля  сзади;

8.безопасные стекла: закаленные, которые при разрушении рассыпаются  на множество неострых осколков  и триплекс;

9.дуги безопасности, усиленные  передние стойки крыши и верхняя  рамка ветрового стекла в родстерах  и кабриолетах поперечные брусья  в дверях.

Кузов

Кабина обеспечивает приемлемые нагрузки на тело человека от резкого замедления при ДТП и сохраняет пространство пассажирского салона после деформации кузова.

При тяжёлой аварии есть опасность, что двигатель и другие агрегаты могут проникнуть в кабину водителя. Поэтому, кабина окружена особой «решёткой безопасности», представляющей собой абсолютную защиту в подобных случаях. Такие же рёбра и брусья жесткости можно найти и в  дверях автомобиля (на случай боковых  столкновений). Сюда же относятся и  области погашения энергии.

Информация о работе Активная и пассивная безопасность дорожного движения