Активная и пассивная безопасность дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:15, реферат

Краткое описание

Увеличение выпуска автомобилей и улучшение их эксплуатационных свойств приводит к повышению скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. В результате этого усложняются условия дорожного движения, повышается аварийность. Безопасность дорожного движения зависит от разных причин. Для удобства анализа все факторы, влияющие на дорожное движение и его безопасность условно делят на три взаимодействующих части: автомобиль, водитель, дорога.из трех элементов системы водитель-автомобиль - дорога наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство.

Содержание

Введение 3
1.Активная безопасность автомобиля 5
2.Пассивная безопасность автомобиля 22
3.Общие сведения о предприятии 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КР Безопасность.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

При тяжёлой аварии происходит резкое и неожиданное замедление до полной остановки автомобиля. Этот процесс вызывает огромные перегрузки на тела пассажиров, могущие оказаться фатальными. Из этого следует, что необходимо найти способ «замедлить» замедление для того, чтобы уменьшить нагрузки на тело человека. Одним из способов решения данной задачи является проектирование областей разрушения, гасящих энергию столкновения, в передней и задней части кузова. Разрушения автомобиля будут более тяжёлыми, зато пассажиры останутся целыми (и это по сравнению со старыми «толстокожими» машинами, когда машина отделывалась «лёгким испугом», зато пассажиры получали тяжёлые травмы).

Конструкция кузова предусматривает, что при столкновении части кузова деформируются как бы по отдельности. Плюс к этому в конструкции  использованы высоконапряженные металлические  листы. Это делает машину более жесткой, а с другой стороны позволяет  ей быть не такой тяжелой

Ремни безопасности

Поначалу на автомобили ставились  ремни с двухточечным креплением, которые «держали» седоков за живот или грудь. Не прошло и полувека, как инженеры смекнули, что многоточечная  конструкция гораздо лучше, потому что при аварии позволяет распределить давление ремня на поверхность тела более равномерно и значительно  снизить риск травмирования позвоночника и внутренних органов. В автоспорте, например, применяются четырёх-, пяти- и даже шеститочечные ремни безопасности — они держат человека в кресле «намертво». Но на «гражданке» из-за своей простоты и удобства прижились трёхточечные.

Чтобы ремень нормально отработал  своё предназначение, он должен плотно прилегать к телу. Раньше ремни  приходилось регулировать, подгонять  по фигуре. С появлением инерционных  ремней необходимость «ручной регулировки» отпала — в нормальном состоянии  катушка свободно крутится, и ремень может обхватить пассажира любой  комплекции, он не сковывает действия и каждый раз, когда пассажир захочет  сменить положение тела, ремешок  всегда плотно прилегает к телу. Но в тот момент, когда наступит «форс-мажор» — инерционная катушка  тут же зафиксирует ремень. Кроме  того, на современных машинах в  ремнях применяются пиропатроны. Небольшие  заряды взрывчатки детонируют, дёргают  ремень, и тот прижимает пассажира  к спинке кресла, не давая ему  удариться.

 

Ремни безопасности — это  одно из самых действенных средств  защиты при аварии.

Поэтому легковые автомобили должны оборудоваться ремнями безопасности, если для этого предусмотрены  места крепления. Защитные свойства ремней во многом зависят от их технического состояния. К неисправностям ремней, при которых не допускается эксплуатация автомобиля, относятся видимые невооружённым  глазом надрывы и потёртости тканевой ленты лямок, ненадёжная фиксация языка  лямки в замке или отсутствие автоматического выброса языка  при отпирании замка. У ремней безопасности инерционного типа лента  лямки должна свободно втягиваться  в катушку и блокироваться  при резком движении автомобиля со скоростью 15 – 20 км/ч. Замене подлежат ремни, испытавшие критические нагрузки во время ДТП, в которых кузов  автомобиля получил серьёзные повреждения.

Подушки безопасности

Одной из распространённых и действенных систем безопасности в современных автомобилях (после  ремней безопасности) являются воздушные  подушки. Они начали широко использоваться уже в конце 70-х годов, но лишь десятилетие спустя они действительно  заняли достойное место в системах безопасности автомобилей большинства  изготовителей.

Они размещаются не только перед водителем, но и перед передним пассажиром, а также с боков (в  дверях, стойках кузова и т.д.). Некоторые  модели автомобилей имеют их принудительное отключение из-за того, что люди с  больным сердцем и дети могут  не выдержать их ложного срабатывания.

Сегодня надувные подушки  безопасности - обычное дело не только на дорогих машинах, но и на маленьких (и относительно недорогих) автомобильчиках. Зачем же нужны подушки безопасности? И что они из себя представляют?

Разработаны подушки безопасности, как для водителей, так и для  пассажиров на переднем сиденье. Для  водителя подушка устанавливается  обычно на рулевом управлении, для  пассажира - на приборной панели (в  зависимости от конструкции).

Передние подушки безопасности срабатывают при получении аварийного сигнала от блока управления. В  зависимости от конструкции, степень  наполнения подушки газом может  варьироваться. Предназначение передних подушек – защита водителя и пассажира  от травмирования твёрдыми предметами (кузов двигателя и др.) и осколками стёкол при фронтальных столкновениях.

Боковые подушки предназначены  для уменьшения повреждения людей, находящихся в автомобиле при  боковом ударе. Они устанавливаются  на дверях, либо в спинках сидений. При боковом столкновении внешние  датчики посылают сигналы в центральный  блок управления подушками безопасности. Это делает возможным срабатывание как некоторых, так и всех боковых  подушек.

Исследования влияния  надувных подушек безопасности на вероятность  гибели водителя при лобовых столкновениях  показали, что таковая уменьшается  на 20-25%.

В случае, если подушки безопасности сработали, или были каким-либо образом  повреждены, они не могут быть отремонтированы. Вся система подушек безопасности подлежит замене.

Воздушная подушка водителя имеет объём от 60 до 80 литров, а  переднего пассажира – до 130 литров. Нетрудно представить, что при срабатывании системы, объём салона уменьшается  на 200-250 литров в течение 0,04 сек(см. рисунок), что даёт немалую нагрузку на барабанные перепонки. Кроме того, вылетающая со скоростью более 300 км/ч подушка, таит в себе немалую опасность  для людей, если они не пристёгнуты  ремнём безопасности и ничто не задерживает  инерционное движение тела навстречу  подушке.

Если в машине имеется  подушка безопасности, не стоит размещать  повернутые назад детские сиденья  на сиденье автомобиля, где эта  подушка безопасности находится. При  надувании подушка безопасности может сдвинуть сиденье и нанести  травму ребенку.

Подушки безопасности на пассажирском месте повышают вероятность гибели детей до 13 лет, сидящих на этом месте. Ребёнок ниже 150 см роста может  получить удар в голову воздушной  подушкой, открывающейся со скоростью 322 км/ч.

Подголовники

Роль подголовника – предотвратить  резкое движение головы во время аварии. Поэтому следует отрегулировать высоту подголовника и его позицию  в правильное положение. Современные  подголовники имеют две степени  регулировки, позволяющие предотвратить  травмы шейных позвонков при движении «взахлест», столь характерных при  наездах сзади.

Эффективная защита при использовании  подголовника может быть достигнута, если он находится точно на линии  центра головы на уровне ее центра тяжести  и не далее 7 см от задней ее части. Помните, что некоторые опции сидений  изменяют размер и положение подголовника.

Травмобезопасный рулевой механизм

Травмобезопасное рулевое управление является одним из конструктивных мероприятий, обеспечивающих пассивную безопасность автомобиля – свойство уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Рулевой механизм рулевого управления может нанести серьёзную травму водителю при лобовом столкновении с препятствием при смятии передней части автомобиля, когда весь рулевой механизм перемещается в сторону водителя.

Водитель также может  получить травму от рулевого колеса или  рулевого вала при резком перемещении  вперёд вследствие лобового столкновения, когда при слабом натяжении ремней безопасности перемещение составляет 300…400 мм. Для уменьшения тяжести  травм, получаемых водителем при  лобовых столкновениях, которые  составляют около 50% всех дорожно-транспортных происшествий, применяют различные  конструкции травмобезопасных рулевых механизмов. С этой целью кроме рулевого колеса с утопленной ступицей и двумя спицами, позволяющих значительно снизить тяжесть наносимых травм при ударе, в рулевом механизме устанавливают специальное энергопоглащающее устройство, а рулевой вал часто выполняют составным. Все это обеспечивает незначительное перемещение рулевого вала внутрь кузова автомобиля при лобовых столкновениях с препятствиями, автомобилями и другими транспортными средствами.

В травмобезопасных рулевых управлениях легковых автомобилей применяются и другие энергопоглащающие устройства, которые соединяют составные рулевые валы. К ним относятся резиновые муфты специальной конструкции, а также устройства типа «японский фонарик», который выполнен в виде нескольких продольных пластин, приваренных к концам соединяемых частей рулевого вала. При столкновениях резиновая муфта разрушается, а соединительные пластины деформируются и уменьшают перемещение рулевого вала внутри салона кузова.

Основными элементами колеса в сборе являются обод с диском и пневматическая шина, которая может быть бескамерной или состоять из покрышки, камеры и ободной ленты.

Запасные выходы

Люки крыши и окна автобусов  могут быть использованы в качестве запасных выходов для быстрой  эвакуации пассажиров из салона при  ДТП или пожаре. С этой целью  внутри и снаружи пассажирского  помещения автобусов предусмотрены  специальные средства для открытия аварийных окон и люков. Так, стекла могут устанавливаться в оконные  проёмы кузова на двух замковом резиновом  профиле, имеющем замковый шнур. При  возникновении опасности необходимо выдернуть замковый шнур с помощью  скобы, прикреплённой к нему, и  выдавить стекло. Некоторые окна подвешиваются  в проеме на петлях и снабжаются ручками для их открывания наружу.

Устройства для приведения в действие аварийных выходов  автобусов, находящихся в эксплуатации, должны быть в работоспособном состоянии. Однако в процессе эксплуатации автобусов  работники АТП нередко снимают  скобу на аварийных окнах, опасаясь умышленной порчи уплотнения окон пассажирами  или пешеходами в случаях, когда  это не диктуется необходимостью. Подобная «предусмотрительность» делает невозможным экстренную эвакуацию  людей из автобусов.

 

3.Общие сведения о предприятии

 

В настоящее время я  работаю в фирме, которая осуществляет вывоз мусора (бытового и строительного) в Калининграде и области. Компания имеет многолетний опыт работы.

На сегодняшний день на балансе фирмы находятся 47 единиц грузовой техники, импортного и отечественного производства. В моем подчинение находится 12 человек (слесаря, сварщики, токари, электрики, гидравлисты).

Должностные обязанности:

1.Определяю потребности и произвожу расчеты на необходимые организации транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, ремонтное оборудование, запасные части.

2.Осуществляю руководство и контроль за передачей материальных ресурсов на склады организации.

3.Обеспечиваю контроль за рациональным использованием транспортных средств в соответствии с установленными нормами их грузоподъемности и вместимости.

4. Организую, корректирую и контролирую выполнение оперативных планов работы по погрузке, выгрузке и централизованному завозу-вывозу грузов на сутки и смену.

5.Разрабатываю, осуществляю и контролирую выполнение мероприятий, обеспечивающих сокращение простоя транспорта под грузовыми операциями, увеличение пропускной способности и рациональное использование складов, площадок и путей подъезда автотранспорта, рациональное использование погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и транспортных средств.

6.Обеспечиваю исправное содержание рабочих мест для ремонта и оборудования для ремонта.

7.Контролирую соблюдение работниками службы производственной и трудовой дисциплины, выполнение ими должностных инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

8. Осуществляю руководство работниками ремонтного цеха.

В данный момент ведется  проверка подготовки колонны к зимнему  периоду работы. Она включает в  себя проверку состояния резины, аккумуляторных батарей, наличия и качества антифриза, состояния и замена фильтров масло- и влагоотделителей, проверка и, если необходимо, замена масел и остальных фильтров, а также наличие брызговиков у грузового автомобиля. Последнее является очень важным, поскольку грязи из под колес – сильнейший абразив и может привести к сильнейшим неполадкам.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Андронов М.А., Межевич Ф.Е., Немцов Ю.М., Савушкин Е.С.. Безопасность конструкции автомобилей. – М.: Машиностроение, 2005.-160 с.

2.Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов Б.А.. Конструктивная безопасность автомобилей. – М.: Машиностроение, 2012-212 с.

3.Бажанов А.К., Дьяков А.Б., Коноплянко В.И. Конструктивная безопасность автомобилей. Учебное пособие/ МАДИ.-М./2006.-82 с.

4.Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. – Л.: Лениздат, 2010.-304 с.

5.Ветлинский В.Н.. Управление автомобилем.-М.:Транспорт, 2012.-189 с.

6.Дьяков А.Б. Безопасность движения автомобилей ночью. – М.: Транспорт, 2011.-200 с.

7.Иванов В.Н, Лялин В.А.. Пассивная безопасность автомобиля. – М.: Транспорт, 2010.-3004 с.

8.Немцов Ю.М., Майборода О.В.. Эксплуатационные качества автомобиля регламентированные требованиями безопасности движения. – М.: Транспорт, 2010.-141 с.

9.Рябчинский А.И.. Пассивная безопасность автомобиля. – М.: Машиностроение, 2010.-145 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Активная и пассивная безопасность дорожного движения