Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 04:08, реферат
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности раздел «Транспорт и связь» входит в число 17 самостоятельных разделов классификатора и включает следующие классы: 60 — деятельность сухопутного транспорта, 61 _ деятельность водного транс¬порта, 62 - деятельность воздушного транспорта, 63 - вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, 64 - связь.
1. Транспорт как отрасль материального производства и крупнейшая часть инфраструктурного комплекса России. 3
География железнодорожного транспорта. 8
География автомобильного транспорта. 11
География речного транспорта. 14
География морского транспорта. 16
География воздушного транспорта. 18
География трубопроводного транспорта. 19
Промышленный транспорт. 20
Общественный транспорт. 20
Транспортные узлы.. 20
Транспортные коридоры.. 21
2. Современный этап развития транспортной системы страны. 21
Библиографический список. 25
Приложение 1. 26
Приложение 2. 27
Приложение 3 28
Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и ведомственного назначения. Протяженность автомобильных дорог увеличивается, и за 1990-2008 гг. это увеличение составило 56 тыс. км. Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.
Все дороги имеют федеральное, республиканское, краевое, областное, автономных образований и местное значения.
Дороги требуют обустройства. Техническая оснащенность автомобильных дорог проявляется через такие показатели, как расчетная скорость, пропускная способность, ширина полосы. Автомобильные дороги подразделяются на дороги с твердым покрытием и грунтовые. В общей протяженности автомобильных дорог дороги с твердым покрытием в 2007 г. составляли 80%, что видно из располагаемой ниже таблицы.
Таблица 4
Протяжённость автомобильных дорог, тыс. км.2
Наименование |
Годы (на конец года) | |||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Автомобильные дороги - всего |
884 |
940 |
900 |
859 |
933 |
963 |
940 |
|
в том числе: |
||||||||
общего пользования1) |
455 |
539 |
584 |
581 |
701 |
747 |
754 |
|
необщего пользования |
429 |
401 |
315 |
278 |
232 |
216 |
1852) |
|
Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги с твердым покрытием - всего |
657 |
750 |
754 |
725 |
755 |
771 |
754 |
776 |
в том числе: |
||||||||
общего пользования1) |
400 |
484 |
532 |
531 |
597 |
624 |
629 |
647 |
из них: |
||||||||
федерального значения |
44 |
46 |
47 |
47 |
49 |
50 |
50 | |
регионального или межмуниципального значения |
440 |
486 |
484 |
465 |
469 |
456 |
450 | |
местного значения |
85 |
107 |
124 |
147 | ||||
необщего пользования |
256 |
266 |
221 |
195 |
158 |
147 |
1252) |
129 |
__________
1) С 2006 г. – включая дороги местного значения.
2) Без субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время 28,5% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования.
Несмотря на значительный удельный вес дорог с твёрдым покрытием, определённая их часть не соответствует современным требованиям по технической оснащённости и качеству покрытий. Это является одним из факторов участившихся дорожно-транспортных происшествий с гибелью людей, что видно из располагаемой ниже таблицы.
Таблица 5
Численность пострадавших на автомобильных дорогах и улицах, тыс. чел.3
Показатели |
Погибло |
Ранено | ||||||||||
Годы (на конец года) | ||||||||||||
Численность пострадавших |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
1990 |
1995 |
2000 |
2007 |
2008 |
2009 |
на автомобильных дорогах и улицах |
35,4 |
32,8 |
29,6 |
33,3 |
29,9 |
26,1 |
214,8 |
183,9 |
179,4 |
292,2 |
270,9 |
257,0 |
в том числе по вине водителей транспортных средств: |
||||||||||||
индивидуальных владельцев |
16,6 |
18,0 |
18,2 |
24,2 |
22,0 |
19,6 |
112,6 |
107,1 |
118,8 |
225,5 |
208,9 |
203,1 |
организаций |
10,7 |
6,2 |
3,2 |
2,1 |
1,8 |
47,9 |
26,2 |
16,5 |
18,3 |
16,8 |
Благоустройство дорог ведется медленно, а это не способствует сохранению автомобильного парка и повышению эффективности его работы.
В зависимости от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:
Значение автомобильного транспорта в условиях рынка несколько возросло в силу его большей конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта, но он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся транспортная система России.
Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.
С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.4
При этом несмотря на те же непреодолимые факторы, по общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все Европейские страны, кроме Франции, и занимает седьмое место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США – около 13 км, во Франции – 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения.5
Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.
В сентябре 2010 года было завершено строительство автомагистрали «Амур», которая является частью азиатского маршрута AH30 Чита — Хабаровск — Уссурийск.
Должна стать составной частью трансконтинентального транспортного коридора (Париж — Берлин — Москва — Владивосток).
География речного транспорта
Географический энциклопедический словарь определяет речной транспорт как «вид водного транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям — судоходным рекам и каналам»6.
В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяженность около 2,5 млн. км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства.
Различаются магистральные речные пути, обслуживающие международные связи, межрайонные, обеспечивающие перевозки грузов и людей между крупными районами внутри страны, и местные, обеспечивающие внутрирайонные связи.
Для обеспечения всех этих связей, кроме судоходных рек и озер необходимо техническое оснащение всего речного пути, т.е. наличие современных речных судов, портов, пристаней и всей инфраструктуры данного вида транспорта.
Портами на внутренних речных путях называют прибрежные пункты, оснащенные соответствующим оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивающие взаимодействие речного транспорта с единой транспортной системой.
Порты и пристани могут быть русловыми, внерусловыми и смешанными, а по видам перевозок - грузовыми, пассажирскими, грузопассажирскими и портами-убежищами.
По расположению и компоновке причальных линий порты бывают с концентрированным или разбросанным расположением причалов.
Речной транспорт России районирован, т.е. все реки, озера относятся к конкретному бассейну:
К основным водно-транспортным бассейнам относятся Волжско-Камский, Азово-Донской, Северо-Западный, Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Амурский бассейны.
Грузовые и транспортные перевозки по внутренним водным путям осуществляют речные пароходства.
Поскольку реки России текут преимущественно в меридиональном направлении, а часть рек были несудоходными, для поднятия уровня воды, соединения различных рек между собой и выхода через них в морские акватории создавались искусственные водные пути (каналы). «Канал (от лат. canalis - труба, желоб) - искусственное русло правильной формы с безнапорным движением воды, связывающее два (или более) водных объекта»7.
Длина искусственных водных путей составляет 21,4 тыс. км. Крупнейшими каналами в России считаются Беломорско-Балтийский канал, сооруженный в 1933 г., Канал им.Москвы, построенный в 1937 г., Волго-Донской канал, 1961 г. Строительство шлюзовых водных систем в России началось в XIX в. Были воздвигнуты Москворецкая, Северо-Двинская и Северо-Донецкая водные системы. Благодаря канально-шлюзовым водным системам в европейской части России создана глубоководная система общей протяженностью 6000 км. С ее помощью можно попасть в порты Азовского, Балтийского, Белого, Каспийского и Черного морей.
Управление грузо- и пассажиропотоками осуществляют речные пароходства. Наиболее крупными являются: Амурское, Волго-Донское, Волготанкер, Восточно-Сибирское, Вятское, Западно-Сибирское, Иртышское, Камское, Каспийское, Кубанское, Московское, Обь-Иртышское, Северное, Северо-Западное, Соликамское и др.
Волжско-Камский транспортный бассейн обслуживает шесть речных пароходств: Вельское, Волжское объединенное, Волготанкер, Вятское, Камское, Московское.
Количество причалов (общего пользования) на реках России по данным 1995 г. равнялось 2,4 тыс. с протяженностью причального фронта 184,1 тыс. пог. м, из них на долю грузовых причалов приходится 123,4 тыс. пог. м, из которых 78,0 тыс. пог. м оборудованы перегрузочными машинами8. Количество причалов к 2009 г. резко сократилось.
Основные порты внутреннего водоема: Абакан, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Благовещенск, Волгоград, Вольск, Дудинка, Енисейск, Игарка, Иркутск, Казань, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Котлас, Красноярск, Москва, Муром, Нижневартовск, Нижний Новгород, Николаевск-на-Амуре, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Салехард, Самара, Сарапул, Саратов, Соликамск, Сургут, Тольятти, Ульяновск, Усть-Каменогорск, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Цимлянск, Ярославль и др.
В своем развитии речному транспорту присущи свои проблемы, решение которых возможно только в общегосударственном масштабе: