Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 04:08, реферат
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности раздел «Транспорт и связь» входит в число 17 самостоятельных разделов классификатора и включает следующие классы: 60 — деятельность сухопутного транспорта, 61 _ деятельность водного транс¬порта, 62 - деятельность воздушного транспорта, 63 - вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, 64 - связь.
1. Транспорт как отрасль материального производства и крупнейшая часть инфраструктурного комплекса России. 3
География железнодорожного транспорта. 8
География автомобильного транспорта. 11
География речного транспорта. 14
География морского транспорта. 16
География воздушного транспорта. 18
География трубопроводного транспорта. 19
Промышленный транспорт. 20
Общественный транспорт. 20
Транспортные узлы.. 20
Транспортные коридоры.. 21
2. Современный этап развития транспортной системы страны. 21
Библиографический список. 25
Приложение 1. 26
Приложение 2. 27
Приложение 3 28
Таблица 6
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования, тыс. км14
Наименование |
Годы (на конец года) |
2009 к 1990 (+;-) |
2009 к 1990 (%) | |||||
1990 |
1995 |
2000 |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Железнодорожные пути |
87 |
87 |
86 |
85 |
86 |
86 |
-1 |
98,9 |
в том числе электрифицированные |
37 |
39 |
41 |
44 |
43 |
43 |
+6 |
116,2 |
Автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования) |
657 |
750 |
754 |
771 |
754 |
776 |
+119 |
118,1 |
Трамвайные пути |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
-0,4 |
86,7 |
Троллейбусные линии |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
+0,5 |
111,4 |
Пути метрополитена |
0,34 |
0,39 |
0,40 |
0,44 |
0,47 |
0,47 |
+0,13 |
138,2 |
Внутренние водные судоходные пути |
103 |
84 |
85 |
102 |
102 |
102 |
-1 |
99,0 |
Магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы) |
66 |
62 |
61 |
62 |
62 |
62 |
-4 |
93,9 |
Каждый вид транспорта вносит свою лепту в транспортный баланс страны, обеспечивая перевозки грузов и пассажиров. Конечная деятельность каждого вида транспорта оценивается через грузооборот, пассажирооборот.
Таблица 7
Грузооборот РФ по видам транспорта за 1990-2009 гг., млрд. т-км15
Наименование |
Годы (на конец года) |
2009 к 1990 (+;-) |
2009 к 1990 (%) | |||||
1990 |
1995 |
2000 |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Транспорт - всего |
6123 |
3688 |
3638 |
4915 |
4948 |
4446 |
-1677 |
72,6 |
в том числе: |
||||||||
железнодорожный |
2523 |
1214 |
1373 |
2090 |
2116 |
1865 |
-658 |
73,9 |
автомобильный |
299 |
156 |
153 |
206 |
216 |
180 |
-119 |
60,2 |
трубопроводный |
2575 |
1899 |
1916 |
2465 |
2464 |
2246 |
-329 |
87,2 |
морской |
509 |
326 |
122 |
65 |
84 |
98 |
-411 |
19,3 |
внутренний водный |
214 |
91 |
71 |
86 |
64 |
53 |
-161 |
24,8 |
воздушный |
2,6 |
1,6 |
2,5 |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
+1 |
138,5 |
Таблица 8
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования за 1990-2009 гг., млн. чел.16
Наименование |
Годы (на конец года) |
2009 к 1990 (+;-) |
2009 к 1990 (%) | |||||
1990 |
1995 |
2000 |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Транспорт - всего |
48238 |
44944 |
44745 |
23078 |
22351 |
20426 |
-27812 |
42,3 |
в том числе: |
||||||||
железнодорожный |
3143 |
1833 |
1419 |
1282 |
1296 |
1137 |
-2006 |
36,2 |
автобусный |
28626 |
22817 |
22892 |
12559 |
12112 |
11278 |
-17348 |
39,4 |
таксомоторный |
557 |
66 |
16 |
8 |
7 |
7 |
-550 |
1,3 |
трамвайный |
6000 |
7540 |
7421 |
2660 |
2537 |
2217 |
-3783 |
37,0 |
троллейбусный |
6020 |
8475 |
8759 |
2972 |
2733 |
2414 |
-3606 |
40,1 |
метрополитен |
3695 |
4150 |
4186 |
3528 |
3594 |
3307 |
-388 |
89,5 |
морской |
16 |
3,4 |
1,1 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
-14,5 |
9,4 |
внутренний водный |
90 |
27 |
28 |
21 |
20 |
17 |
-73 |
18,9 |
воздушный |
91 |
33 |
23 |
47 |
51 |
47 |
-44 |
51,6 |
Из приведенных выше таблиц видна не только изменившаяся структура перевозимых грузов и пассажиров, но и их динамика. Грузооборот за анализируемый период сократился на 1677 млрд. т-км. Грузооборот 2009 г. составил к уровню 1990 г. 72,6%, пассажирооборот - 42,3%, что свидетельствует о глубоком кризисе всей транспортной системы страны.
Перед транспортной системой России стоит ряд проблем, выход из которых зависит как от самого комплекса, так и от государственной политики по отношению к каждому виду транспорта и транспортной системе в целом.
Рыночные отношения, внедрившиеся в транспортную систему, заставляют изменить взгляды на цель, задачи, приоритеты и механизм управления путями сообщения России, т.е. рассматривать транспортную систему с геополитических, научно-технических, организационно-управленческих и национальных позиций.
В результате реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», произошло слияние Министерства транспорта, Министерства путей сообщения и Министерства связи в одно общее Министерство транспорта и связи Российской Федерации.
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1 Железнодорожный транспорт. - 1994. - №7. - С. 52.
2 Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 479.; Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: Стат. сб./Росстат. - M., 2010. - c. 49.
3 Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 480.; Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: Стат. сб./Росстат. - M., 2010. - c. 74.
4 Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 480.; Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: Стат. сб./Росстат. - M., 2010. - c. 74.
5 http://statinfo.biz/
6 Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М.: Сов. энцикл., 1988. — С. 265.
7 Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М.: Сов. энцикл., 1988. - С. 119.
8 Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1996. - С. 353.
9 Персианов В.А. Ключевые вопросы транспортной политики// Железнодор. транспорт. — 1995. — №10.
10Web: http://www.gazeta.ru
11 СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт
12 Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла). — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003. — 43 с.
13 Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. — М.: ГАРДАРИКИ, 2006.
14 Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 469.; Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: Стат. сб./Росстат. - M., 2010. - c. 42, 49, 55, 64, 73.
15 Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009. – С. 471. / Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: Стат. сб./Росстат. - M., 2010. - c. 33.
16 Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 473. / Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: Стат. сб./Росстат. - M., 2010. - c. 35.