Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:23, реферат

Краткое описание

Термин "транспорт" происходит от латинского слова "transporto", что значит "переношу, перевожу, перемещаю". В этом слове отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиры). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться в других значениях. Таким образом, транспорт по праву отнесен к категории материального производства, и вместе с тем он является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции, а также техники, технологии, организации и управления. Понимание специфики транспорта имеет большое значение для определения места транспорта в системе народного хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Особенности транспортной продукции………………………………….5
2. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Сфера взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта…………10
3. Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок………….22
Заключение ………………………………………………………………....32
Список использованной литературы и источников……………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 105.98 Кб (Скачать файл)

2)высокая стоимость начально-конечных операций (станции и устройства в местах погрузки и выгрузки);

4) ограниченное количество перевозчиков;

5) капиталоемкость сооружения железных дорог. Сооружение 1 км однопутной железной дороги (в ценах конца 1998 г.) в средних по трудности условиях обходится почти в 10 млн р., а в трудных климатических и геологических условиях на востоке страны в 2—3 раза дороже

6) стоимость строительства двухпутной линии, как правило, на 30-40% выше, чем однопутной. Поэтому окупаемость капитальных затрат в железнодорожное строительство в значительной мере зависит от мощности осваиваемых грузопотоков и пассажиропотоков на новой линии. Обычно на единицу капиталовложений в развитие железнодорожного транспорта приходится больше продукции (тонно-километров), чем на других видах транспорта (при сложившемся распределении перевозок).

7) относительно медленную отдачу авансируемого капитала (6—8 лет, а иногда и более).

8) железные дороги являются крупными потребителями металла (на 1 км пути требуется почти 200 т).

9) железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 чел, занятых на перевозках, а в США — 1,5 чел при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.

10) пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам. Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным видом транспорта.

 

В целом использование железнодорожного транспорта в настоящее время один из лучших вариантов транспортировки, особенно это качается крупногабаритных и тяжелых грузов. 

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железных дорог.

 

 Сферы  взаимодействия и конкуренции  с разными видами транспорта.

    В большинстве  государств  мира  рациональное   взаимодействие  основных видов  транспортных коммуникаций находится в  государственной  собственности.

Железнодорожный   транспорт  составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван во  взаимодействии   с  другими   видами   транспорта  своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном  железнодорожном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности.

Сферы   взаимодействия разных  видов   транспорта  возникают там, где соприкасаются их интересы в решении единой транспортной задачи по удовлетворению потребностей грузовладельцев.  Конкуренция  имеет место в тех случаях, когда одну и ту же перевозку можно выполнить разными  видами   транспорта . Например, водный, воздушный и трубопроводный  транспорт  практически не конкурируют между собой. Автомобильный  транспорт  только на коротких расстояниях составляет конкуренцию  железнодорожному. Наиболее конкурентны между собой железнодорожный и воздушный  транспорт  при перевозке пассажиров на средние и дальние расстояния. Реальная конкурентная среда также возникает при перевозке массовых грузов в летний период в меридиональном направлении  в районах, прилегающих к бассейну реки Волги, где конкурентами выступают железнодорожный и речной  транспорт . Конкуренция  между железнодорожным и автомобильным  транспортом  также ограничена полигоном действия, возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них.

Более эффективно и выгодно для потребителей  взаимодействие  автомобильного  транспорта  с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса,  конкуренция  между этими  видами   транспорта  возможна, как правило, только на относительно коротких расстояниях (до 200—500 км).

В конечном счете, правильными и эффективными являются те формы функционирования различных элементов транспортной системы, которые в наибольшей степени соответствуют интересам потребителей транспортных услуг. Таким образом, в рыночной экономике объективно на первый план выступают требования клиентуры по согласованному  взаимодействию  и координации работы различных  видов   транспорта  с целью доставки по принципам "от двери до двери" и "точно в срок".

 

При смешанных перевозках доставка груза осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой.

Причиной столь широкого развития смешанных сообщений является прежде всего тот факт, что из всех универсальных видов транспорта только автомобильный может выполнять перевозки «от двери до двери». Железнодорожный и водный транспорт выполняют перевозки, в основном, как магистральные виды транспорта, а смежные виды транспорта участвуют в перевозке как подвозящие к магистральному или вывозящие от него.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-ВОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Одним из наиболее распространенных видов прямых смешанных перевозок являются железнодорожно-водные перевозки.

Смешанные железнодорожно-водные перевозки применяются в следующих случаях: при невозможности доставки грузов в порт назначения каким-то одним видом транспорта; при экономической целесообразности перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, когда суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом железнодорожном или водном; при высокой загрузке железнодорожных участков, из-за чего применение прямой железнодорожной перевозки оказывается невозможным. В первом и последнем  случаях использование смешанных железнодорожно-водных перевозок диктуется общей ситуацией на том или ином полигоне транспортной сети. Экономическая целесообразность перевозки грузов с одной или двумя перевалками устанавливается технико-экономическими расчетами. Определяются суммарные затраты на перевозку с учетом расходов на собственно перевозку и перевалочные операции по вариантам. Затраты на перевозку в  смешанном сообщении должны включать в себя не только расходы на погрузочно-разгрузочные работы, но и другие издержки, возникающие на пункте  перевалки.

Затраты на перевалку определяются расходами на собственно перегрузочные операции и  расходами, связанными с пробегами и простоями судов  и железнодорожного подвижного состава – на рейдах, станциях, в процессе перегрузки – от момента поступления грузов в перевалочный узел до момента выхода из него.

Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок во многом определяется затратами на перевалку, и снижение этих затрат имеет большое практическое значение. Чем меньше затраты на перевалку, тем большее количество грузов может быть отправлено в смешанном сообщении. Снижение затрат на перевалку обеспечивается рациональной концентрацией грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных водно-транспортных узлах.

Влияние порожнего пробега подвижного состава (вагонов и судов) на размер затрат может быть учтено в каждом конкретном случае в зависимости от соотношения грузопотоков, следующих не только в смешанном, но и в прямом железнодорожном или водном сообщении, взаимного размещения пунктов погрузки и выгрузки и других факторов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

При прямых смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях перевозочный процесс, начатый на железнодорожный транспорте, продолжается после передачи груза на автомобильный транспорт.

Факторами, повышающими эффективность смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок, являются: применение централизованной  системы завоза и вывоза грузов автотранспортом крупных специализированных автохозяйств; концентрация перегрузочных, складских и других грузовых операций на небольшом количестве хорошо оснащенных станций и контейнерных пунктов с созданием оптимальной сети транспортно-складских баз (терминалов), выполняющих распределительные функции; контейнеризация и пакетизация перевозок; создание объединенных предприятий железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивающих доставку «от двери до двери»; применение логистических принципов технологии, организации и управления перевозочным процессом с доставкой грузов по системе «точно в срок».

Централизованный завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом остается эффективной формой координации и улучшения показателей работы различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт настолько пластичен и гибок в своих производственных структурах и технологиях, что позволяет осуществлять контакт с железнодорожным транспортом с использованием самых различных транспортных схем. Развитие контейнерных и пакетных перевозок, доставка автомобилей, автоприцепов и полуприцепов в поездах, на речных и морских паромах приводят к тому, что подчас становиться трудно отнести ту или иную перевозку к продукции какого-то одного вида транспорта. Взаимопроникновение и синтез технических средств и транспортных технологий  в современных условиях становится одним из главных факторов, стимулирующих смешанные железнодорожно-автомобильные.

 

 

 

В рыночных условиях, когда даются одинаковые права всем субъектам рыночных отношений, встает вопрос о конкурентной борьбе, соперничестве между различными видами транспорта или внутри каждого из них за право получения заказов. Конкуренция основана на различиях в возможностях разных видов транспорта, их предприятий, технологий, затрат, предоставляемых заказчику услуг и качества этих услуг, организации работ и пр. Важный фактор в конкурентной борьбе — это соблюдение сроков доставки. Например, срывы доставки по железной дороге связаны с нарушениями плана формирования поездов, опозданием из-за несвоевременного оформления грузов в связи с занятостью вагонов под разгрузкой, длительной сортировкой вагонов по направлениям и др.

            Конкуренция имеет и положительные  стороны — в этой борьбе  победит тот, кто максимально  качественно удовлетворит требования  заказчика и предоставит максимум  удобств пассажирам при низких  ценах. Одну из главных ролей  в конкурентной борьбе играет  стоимость проезда и срок доставки, поэтому конкурирующие предприятия  не будут завышать цены даже  при уменьшении сроков доставки, что положительно скажется на  экономике страны и благополучии  населения.

      Обычно  конкуренция является неотъемлемой  частью полноценного рынка, но  монополизация какого-либо вида  деятельности может привести  к ущемлению прав потребителей, нерациональному расходованию ресурсов  и социально неблагоприятным  последствиям. Поэтому во многих  странах мира создаются антимонопольные  законы, так как монополизм устраняет  конкуренцию.

            Железная дорога при перевозке  грузов на относительно небольшие  расстояния конкурирует с автомобильным  транспортом; при перевозке грузов  и пассажиров на средние расстояния  в летний сезон — с автомобильным  и речным транспортом (в основном, в районах прилегания к рекам); при перевозке пассажиров на  средние расстояния — с воздушным  транспортом. В последнее время  в конкурентной борьбе за перевозки  между железнодорожным и автомобильным  транспортом, особенно при перевозках  грузов в контейнерах, явное преимущество  имел последний. Однако экологическая  ситуация в мире способствует  распространению электрифицированного  железнодорожного транспорта как  экологически более чистого, дешевого  и высокоскоростного.

Кроме того, конкуренция, существующая внутри транспортной отрасли, выдвигает новые требования к обслуживанию инфраструктуры, расширению комплекса услуг, улучшению сервиса, а также к ремонту подвижного состава. Неслучайно одним из направлений реформирования железнодорожного транспорта является создание конкурентного рынка транспортных услуг с участием создаваемых грузовых и пассажирских компаний, что позволит укрепить позиции на транспортном рынке. Также для укрепления своих позиций на транспортном рынке железным дорогам необходимо быстро реагировать на любые изменения в спросе на перевозки. 

Анализ характеристик и особенностей автомобильного и железнодорожного  транспорта  на  основе  общетеоретического  подхода  в  характеристике  понятийного  аппарата  позволил  выявить их основные  абсолютные  конкурентные  преимущества,  которые приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Основные абсолютные конкурентные преимущества  автомобильного и железнодорожного транспорта

Железнодорожный

Автомобильный

Независимость от погодных условий 

Высокая проходимость и маневренность

Надежность доставки 

Оперативность

Низкие энергозатраты 

Низкая стоимость инфраструктуры

Наличие магистральных путей в районы, куда движение автотранспорта затруднено или отсутствует

Наличие автомобильных дорог, позволяющих осуществить доставку к  конкретному грузополучателю 


В таблице 2 приведены основные факторы, определяющие сравнительные  конкурентные преимущества  (вес,  объем груза  и дистанция,  на  которую  данный  груз  транспортируется).  Сопоставление  указанных  факторов  способствует  рациональному  выбору способа перевозки грузов. 

Таблица 2

Основные факторы, определяющие сравнительные  конкурентные преимущества автомобильного  и железнодорожного транспорта

Фактор

Железнодорожный 

Автомобильный

Вес, объем груза 

Возможность перевозки больших объемов (партий) грузов, масштабируемость

Экономическая эффективность при перевозке мелких партий

Дистанция

Сравнительно низкие тарифы при перевозке на дальние расстояния

Возможность перевозки на короткие расстояния

Организация транспортировки

Необходимость ожидания «наполнения» вагона до полного (при перевозке малых партий груза)

Более «четко» спланированный процесс перевозки груза

Доставка груза «точно и в срок»

Требуется перегрузка груза с/на автомобиль по прибытии вагона на железнодорожные станции

Возможность доставлять груз «от двери до двери». Возможность срочной доставки ценных грузов

Контроль местонахождения груза (вагона)

Местонахождение определяется только по прибытии вагона на станцию

Контроль местонахождения груза на всем пути следования (GPS навигация)

Документация на перевозку

Необходимость оформления только товарно-транспортной накладной

Сложная товарно-транспортная документация на перевозимый груз

Информация о работе Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства