Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:23, реферат
Термин "транспорт" происходит от латинского слова "transporto", что значит "переношу, перевожу, перемещаю". В этом слове отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиры). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться в других значениях. Таким образом, транспорт по праву отнесен к категории материального производства, и вместе с тем он является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции, а также техники, технологии, организации и управления. Понимание специфики транспорта имеет большое значение для определения места транспорта в системе народного хозяйства.
Введение……………………………………………………………………..3
1.Особенности транспортной продукции………………………………….5
2. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Сфера взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта…………10
3. Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок………….22
Заключение ………………………………………………………………....32
Список использованной литературы и источников……………………....33
Показатели транспортной работы определяют преимущества и особенности вида транспорта. Одни показатели характеризуют возможности транспорта, другие позволяют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания. В работе железнодорожного транспорта все показатели использования подвижного состава взаимосвязаны, каждый имеет определенное влияние на результаты хозяйственной деятельности ждт. Главной проблемой в работе железной дороги является очень высокая стоимость эксплуатационных расходов, высокая себестоимость, большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.
Экономически обоснованным является снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.
Пассажирские перевозки
ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
2012 |
Справочно: | ||
млн. |
в % к | ||
Пассажирооборот |
11898,3 |
108,3 |
107,2 |
в том числе: железнодорожного |
5147,9 |
103,1 |
100,4 |
автомобильного 1) |
4526,7 |
108,7 |
108,8 |
воздушного |
1764,3 |
128,8 |
140,7 |
городского электрического |
452,3 |
99,0 |
98,0 |
в том числе: трамвайного |
272,6 |
103,2 |
101,3 |
троллейбусного |
179,7 |
93,3 |
93,8 |
морского |
6,5 |
86,3 |
92,4 |
внутреннего водного |
0,6 |
109,9 |
101,7 |
1) Здесь и далее – с учетом работы автотранспорта, привлеченного службами заказчика, и субъектов малого предпринимательства, работающего на маршрутах общего пользования без службы заказчика.
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
2012 |
Справочно: | ||
тыс. |
в % к | ||
Перевозки пассажиров |
484781,5 |
102,5 |
103,2 |
в том числе: железнодорожным |
16192,7 |
103,3 |
99,1 |
автомобильным |
317952,3 |
104,2 |
106,4 |
воздушным |
955,4 |
106,1 |
135,1 |
городским электрическим |
149391,7 |
98,9 |
97,6 |
в том числе: трамвайным |
89078,1 |
103,2 |
101,3 |
троллейбусным |
60313,6 |
93,2 |
93,1 |
морским |
177,5 |
111,3 |
88,9 |
внутренним водным |
111,9 |
100,7 |
105,0 |
Заключение
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Рассмотрев транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.
Транспорт продолжает процесс производства продукции в сфере обращения, доставляя ее к месту потребления. В этом заключается основная его роль в системе общественного воспроизводства, этим же определяется и взаимосвязь между транспортом, промышленностью и сельским хозяйством.
Транспорт играет пионерную роль в освоении природных богатств. Без опережающего развития транспорта в большинстве случаев невозможна разработка новых месторождений полезных ископаемых.
Велика роль транспорта в обеспечении оптимального размещения производительных сил и рациональных экономических связей. Наличие же путей сообщения в свою очередь способствует росту объемов производства.
Важной задачей транспорта является обеспечение обороноспособности страны. Первое место здесь принадлежит железнодорожному транспорту.
Список использованной литературы и источников:
1. «Единая
транспортная система.»/под
2. Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов. «Экономическая география России». Учебник.—Москва: «Юнити», 1999г.
3. «Экономика
промышленного
4. «Экономическая
география транспорта»./под
5. «География путей сообщения». /под редакцией Н.Н. Казанского – Москва: «Транспорт», 1989г.
6. «Экономическая
и социальная география России»
7. «Проблемы прогнозирования», №4, Москва: МАИК «Наука», 1999г.
8. Постановление
Правительства Российской
9. В.Н. Ембулавев, А. Николаева, Д.А. Николаев, А.П.Лактин « Исследования конкурентных преимуществ автомобильного и железнодорожного транспорта» , 2008
10. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМЦ ЖДТ, 2006.
11. Трихунков М. Ф. Экономические проблемы повышения качества перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Дисс. … д-ра экон. наук. М., 1982.
12. Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / Л. В. Шкурина и др. - М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2007. - 238 с.
13. Методика учета внетранспортного эффекта при обосновании конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Отчет о НИР МИИТ. Руководители д. э.н., профессор Н. П.Терешина, д. э.н., профессор В. Г.Галабурда. М.: МИИТ, 2002.
14. http://www.krsdstat.ru/
15.http://www.stalogistic.by/
Информация о работе Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства