Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:53, контрольная работа
Целью данной работы является изучение и анализ диагностических параметров и приборов при диагностировании деталей и узлов коробки передач.
При диагностике механической коробки передач контролируются следующие параметры:
– Уровень масла в МКПП.
– Износ подшипников как основных несущих так и игольчатых.
Введение 3
1. Отказы и неисправности коробки передач 5
2. Субъективные методы диагностирования 7
3. Структурные параметры 10
4. Диагностические параметры 11
5. Диагностические приборы и приспособления 12
6. Технология диагностирования состояния деталей и узлов
коробки передач и главной передачи 19
Заключение 30
Список использованных источников
К субъективным методам диагностирования также относятся заключения мастера-диагноста, даваемые на основе логического мышления, без прямого участия каких-либо органов чувств. Например: трактор не тянет вследствие недостатка мощности; затруднен пуск дизеля по причине неисправности топливной аппаратуры. Подобные заключения не всегда могут быть правильными: фактор может не тянуть при возросшем удельном сопротивлении плуга вследствие высыхания почвы, затупления лемехов и др.; пуск дизеля может быть затруднен.
Процесс определения технического состояния объекта диагностирования по структурным параметрам называется прямым диагностированием в отличие от косвенного, осуществляемого по диагностическим параметрам. Преимущество прямых методов – получение более точных результатов, простота конструкций средств измерений, недостаток – большая трудоемкость, нарушение приработки трущихся сопряжений при разборке объекта диагностирования.
Диагностирование техники по структурным параметрам осуществляют, как правило, с помощью измерительных инструментов: щупов, масштабной линейки, рулетки, штангенциркуля, индикатора часового типа, микрометров, миниметров, нутромеров, пневматических калибраторов, угломеров, зубомеров, нормалемеров и др. Эти инструменты используют также для измерения зазоров в трущихся сопряжениях, геометрических размеров деталей, хода рычагов и педалей.
К структурным параметрам состояния объекта относятся зазоры в подшипниковых узлах, в клапанном механизме, между отжимными рычагами и подшипником отводки муфты сцепления, в верхних и нижних головках шатунов кривошипно-шатунного механизма, ход рычагов и педалей механизма управления поворотом, муфт сцепления и тормозов, провисание гусеничных полотен, биение валов сельскохозяйственных машин, размеры деталей, доступные для непосредственного измерения.
Структурные параметры коробки передач
Параметр |
Единица измерения |
Значение | |
Пятно контакта в зацеплении |
– |
– | |
Осевой зазор в подшипниках вала главной передачи |
мм |
Ном. |
Доп. |
0,1–0,2 |
– | ||
Номинальная и придельная толщина зубьев шестерен (на примере первого венца) |
мм |
допустимое |
предельное |
12,166 |
10,9 | ||
Зазор в сопряжении вилка-шестерня |
мм |
Ном. |
Пред. |
0,2–0,55 |
1,6 | ||
Ширина шлицов Первичного вала коробки передач |
мм |
Ном. |
Пред. |
7,07 |
5,91 | ||
Осевой зазор в подшипниках Вторичного вала |
мм |
Ном. |
Доп. |
0,05 |
0,3 | ||
Положение ведущей шестерни главной передачи (от привалочной плоскости к.п. до наружного торца шестерни) |
мм |
8±0,1 | |
Толщина зубьев ведущей шестерни главной передачи |
мм |
Ном. |
Пред. |
14,645 |
12,99 | ||
Толщина зубьев ведомой шестерни главной передачи |
мм |
Ном. |
Пред. |
9,79 |
8,33 |
Техническое состояние машин и их сборочных единиц проявляется в различных формах через множество признаков. Признаки, характеризующие техническое состояние машин имеющие количественное выражение, относят к параметрам технического состояния.
Прямыми диагностическими параметрами, характеризующих состояние механической коробки передач являются:
Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи |
мм |
Ном. |
Доп. |
0,2–0,45 |
2,5 | ||
Угловой зазор |
є |
– |
– |
Уровень масла |
мм |
До деления на щупе | |
Рабочая температура коробки передач |
єс |
Температура при которой можно держать руку на корпусе коробки длительное время | |
Перепад давления на фильтре |
кгс/смІ |
Не более 2 кгс/смІ | |
Давление срабатывания редукционного клапана |
кгс/смІ |
8 кгс/смІ (допустимое) | |
Давление по манометру установленного вместо датчика |
кгс/смІ |
Не менее 7 кгс/смІ | |
Разница между значениями давлений При включенных передачах |
кгс/смІ |
Не более 0,5 кгс/смІ |
коробка передача неисправность диагностирование
Относительный износ сопрягаемых зубчатых пар (в процентах от номинальной длины зубьев) определяют с помощью разработанного В.Г. Фоминым устройства КИ-5454 ГОСНИТИ, включающего в себя первичный измерительный преобразователь, блок сравнения (вторичный измерительный прибор) и соединительные шнуры.
Устройство КИ-5454
Измерительный преобразователь II (рис. 1) служит для формирования электрического сигнала, пропорционального углу поворота рычага переключения передач. Основная составная часть преобразователя – потенциометр, который состоит из неподвижного корпуса, жестко закрепляемого на рычаге I переключения передач, и ползуна, соединенных электрически с блоком сравнения. Благодаря противовесу позиция корпуса при перемещении рычага переключения передач остается неизменной, а ползун поворачивается относительно корпуса на угол, пропорциональный величине перемещения рычага. В результате изменяется сопротивление потенциометра, а следовательно, и величина тока, поступающего в блок сравнения. Последний служит для сравнения величины сопротивления первичного преобразователя с эталонным сопротивлением, находящимся внутри блока, и регистрации измеряемой величины. На лицевой панели блока сравнения расположены все органы управления устройства, обозначены марки диагностируемых тракторов, а также нанесены таблички с условными обозначениями передач. Условные обозначения введены в связи с многообразием схем переключения передачу тракторов различных марок.
Электрическая схема устройства представляет собой измерительный мост на сопротивлениях, составленный из балансировочного потенциометра, расположенного внутри блока сравнения, потенциометра и микроамперметра 3. Мост измерительной схемы калибруют с помощью регулировочных резисторов так, чтобы при повороте ползуна потенциометра на номинальный угол стрелка микроамперметра переместилась на деление 100.
Сопротивление, соответствующее марке трактора и диагностируемой паре шестерен, включают в измерительную цепь с помощью переключателей 5, 6, 10.
С помощью описанного устройства зубчатые зацепления диагностируют в следующем порядке.
Устанавливают трактор на ровной горизонтальной площадке, останавливают дизель и затормаживают движители. Отключают механизм блокировки коробки передач и устанавливают блокировочный валик в нерабочее положение, обеспечивающее возможность включения передачи при включенной главной муфте сцепления.
Закрепляют измерительный преобразователь на рычаге / так, чтобы его консоль располагалась приблизительно горизонтально и перпендикулярно плоскости движения рычага в нейтральном положении.
Рисунок 1 – Устройство КИ-5454
Переводят тумблер 4 в позицию «вкл» и регулируют напряжение питания ручкой 9 так, чтобы стрелка микроамперметра 3 находилась против деления 100. Устанавливают тумблер 12 в позицию «работа*, а ручку 7-в позицию, при которой стрелка микроамперметра переместится на нулевое деление.
При диагностировании трактора, марка которого обозначена на панели слева, устанавливают переключатель 5 в соответствующую позицию, переключатель 6-в позицию, соответствующую условному обозначению диагностируемой передачи, переключатель 11 – в нулевую позицию.
В случае диагностирования трактора, марка которого обозначена на панели справа, переключатель 11 устанавливают против обозначения этой марки на панели, переключатель 10 – в позицию, соответствующую условному обозначению диагностируемой передачи, переключатель 5 – в нулевую позицию.
Выключают главную муфту сцепления, включают диагностируемую передачу и, удерживая рычаг / во Включенной позиции, добиваются такой позиции ручки 7, при которой стрелка микроамперметра установится против деления 100.
Выключают диагностируемую передачу, включают муфту и плавно перемещают рычаг / в сторону включения диагностируемой передачи до начала соприкосновения зубьев шестерен торцами, что определяется по легкой вибрации рычага и шуму соприкасающихся зубьев. Не меняя позиции рычага, находят (по показанию микроамперметра) величину относительного износа зубьев по длине.
Аналогично определяют износ остальных шестерен непостоянного зацепления.
Приспособление КИ-4850 ГОСНИТИ для проверки зазоров в подшипниках
Проверку зубьев шестерен, шлицев валов коробки передач и вилок переключения передач ведут в таком порядке. Прокручивая вручную валы силовой передачи, осматривают шестерни. При обнаружении поломки зубьев шестерен более чем на /8 длины зуба или выкрашевания рабочей поверхности зуба общей площадью более 25% шестерни бракуют.
Штангенциркулем проверяют длину головок зубьев шестерен непостоянного зацепления коробки передач. При укорочении головок зубьев за счет торцового износа более чем на 30% шестерню бракуют,
Зубомером или нормалемером измеряют толщину зубьев и неравномерность их износа по Ј толщине у шестерен, доступных для измерения без разборки коробки передач. Неравномерность износа зубьев по толщине («на конус») проверяют у шестерен непостоянного зацепления.
Ширину шлицев
валов коробки передач
Об износе вилок переключения передач судят по величине зазора в сопряжении вилка – шестерня, измеряемого щупом. Номинальный зазор равен t), 2…6 мм, предельный – 1,6 мм.
Боковой зазор между зубьями конических шестерен для компенсации износа зубьев в эксплуатации не регулируют, так как нормальный контакт зубьев получается при одном взаимном положении, когда образующие начальных конусов совпадают. Если указанный зазор достиг 2,5 мм, шестерни заменяют.
Рисунок 2 – Приспособление КИ-4850
Осевой зазор в подшипниках измеряют при помощи приспособления КИ-4850 ГОСНИТИ. Оно состоит из индикатора 2 часового типа (рис. 84), штока /, штатива 3 и стойки 4 с электромагнитом 5. Электромагнит подключают к сети и устанавливают на раму или корпусную деталь трактора. Шток, связанный с ножкой индикатора, подводят так, чтобы он упирался в вал, ось или корпус подшипника. Перемещая вал или ось из одного крайнего положения в другое, фиксируют индикатором величину зазора.
Шариковые подшипники силовой передачи тракторов и самоходных шасси подлежат замене при осевом зазоре валов, превышающем 0,5 мм. При большем зазоре нарушается нормальная работа зубчатых зацеплений, влекущая за собой быстрое изнашивание и разрушение зубьев шестерен. Роликовые конические подшипники коробки передач и главной передачи, пригодные к работе, регулируют при зазоре, превышающем 0,3 мм. Чтобы проверить осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни главной передачи ведущих мостов тракторов К-700, К-701 и Т-150К, а также переднего ведущего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, Т-40А и Т-40АМ, отсоединяют от фланца стакана ведущей шестерни конец карданного вала (у тракторов Т-40А, Т-40АМ отсоединяют торсионный вал от вала ведущей шестерни и вала раздаточной коробки). Устанавливают приспособление КИ-4850 и упирают шток в торец хвостовика ведущей шестерни. Перемещая ломиком шестерню в осевом направлении, по показанию индикатора определяют зазор в подшипниках. При необходимости у тракторов К-700 и К-701 заменяют конический двухрядный подшипник, у тракторов Т-150К МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52 и МТЗ-52Л регулируют конические роликоподшипники, у тракторов Т-40А и Т-40АМ заменяют оба шариковых подшипника.
Осевой зазор в подшипниках дифференциала ведущих мостов тракторов К-700, К-701 и Т-150К, а также передних ведущих мостов тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, Т-40А и Т-40АМ проверяют при снятой ведущей шестерне главной передачи в сборе со стаканом. Для этого упирают шток приспособления в венец ведомой шестерни главной передачи и, перемещая ломиком корпус дифференциала в осевом направлении, фиксируют показание индикатора.
У тракторов К-700 и К-701 при осевом перемещении корпуса дифференциала, превышающем 0,3 мм, заменяют двухрядный конический роликоподшипник. У тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52 и МТЗ-52Л в этом случае регулируют конические роликоподшипники дифференциала. У тракторов Т-40А и Т-40АМ при осевом перемещении дифференциала, превышающем 0,5 мм, заменяют шариковые подшипники.
Штангензубомер
Им проверяют
толщину зубьев шестерен коробки
передач и неравномерность
Износ зубьев по толщине и «на конус» проверять по мере возможности доступа к шестерням без разборки коробки передач.
Износ зубьев «на конус» проверять только у шестерен непостоянного зацепления.
Настроить штангензубомер (рис. 3) на заданную установочную высоту hx по вертикальной шкале. Приставить инструмент к головке зуба, как показано на рис. 3, и свести губки штангензубомера, а при помощи микрометрического винта соприкосновения с боковыми поверхностями зуба. Определить по горизонтальной шкале толщину зуба в средней его части.
Рисунок 3 – Измерение износа зуба шестерни по толщине штангензубомером
Не изменяя установочной высоты штангензубомера, измерить толщину зуба S (рис. 3) в 2 мм от его торца, расположенного с противоположной стороны относительно шестерни, входящей в зацепление с контролируемой, и повторить замер S2 на расстоянии 10 мм от первого.
Неравномерный износ зуба по толщине («конусность») более 0,05 мм на длине 10 мм не допускается.
Значения установочной высоты hх, номинальной и предельной толщины зубьев доступных для намерения шестерен коробок передач приведены в таблице.
Приборы, приспособления и инструмент:
индикатор часового типа ИЧ-10 ГОСТ 572–67; подставка №4270.00.03.000 под штатив для измерительных головок, штангенциркуль ШЦ-2; штангензубомер 1–18; щупы (набор №4) ГОCТ 427–56; линейка металлическая 1–300 ГОСТ 427–56; ломик; ключи гаечные.
Информация о работе Методы и средства диагностирования коробки передач