Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:13, курсовая работа
Автомобильные дороги имеют огромное значение в социальной и экономической жизни любого государства и, в некоторой мере, являются показателем её благосостояния и научно-технического развития. Республика Беларусь, находящаяся в центре Европы, в этом плане, не является исключением. По сравнению с западноевропейскими странами её автодорожная сеть недостаточно развита, в количественном отношении, и перспектив на развитие, в связи с недостатком финансирования, в ближайшее время не наблюдается. Однако использование дорог, проходящих по территории республики Беларусь, для пропуска транзитных транспортных потоков, требует от них высокого транспортно- эксплуатационного качества.
Транспортно-эксплуатационное состояние каждого характерного отрезка дороги оценивают итоговым коэффициентом обеспеченности расчётной скорости , который принимают за комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги на данном отрезке
Значение итогового коэффициента обеспеченности расчётной скорости на каждом участке для осенне-весеннего расчётного по условиям движения периода года принимают равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке
. (12)
Для этого строят линейный график, на который наносят сокращенный профиль и план дороги, основные параметры и характеристики, частные и итоговые значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости, а также обобщенную оценку ТЭП АД (рисунок 1) для осенне-весеннего периода года. Указанный график является итоговым документом оценки ТЭС АД.
Оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги данной категории на момент обследования выполняют по величине комплексного показателя
, (13)
где – итоговое значение коэффициента обеспеченности расчётной скорости на каждом участке;
– длина участка с итоговым значением , км;
n – число таких участков;
L – общая длина дороги (участка дороги данной категории), км.
Допустимые значения итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости на каждом характерном участке приведены в табл. 18.
Таблица 18 – Допустимые минимальные значения итогового коэффициента обеспеченности базовой расчетной скорости
Категория дороги |
Значения | ||
основных |
на трудных участсках пересеченной местности |
на трудных участках горной местности | |
I - а |
1,0/0,75 |
0,83/0,67 |
0,63/0,50 |
I – б, II |
0,83/0,67 |
0,75/0,58 |
0,50/0,38 |
III |
0,83/0,63 |
0,67/0,50 |
0,42/0,33 |
IV |
0,67/0,50 |
0,50/0,38 |
0,33/0,25 |
V |
0,50/0,38 |
0,33/0,25 |
0,25/0,17 |
Примечание – В числителе – для летнего периода, в знаменателе – для характерных состояний покрытия в осенне-весенний и зимний периоды |
1.3 Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
Показатель инженерного оборудования и обустройства дороги КОБ определяют по величине итогового коэффициента дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства дороги ДИ.О (см. табл. 19).
Под дефектностью соответствия понимают отсутствие, недостаточное количество или несоответствие нормативным требованиям к параметрам, конструкции и размещению элементов инженерного оборудования и обустройства дорог.
За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают КОБ = 1, которое обеспечивается при наличии и соответствии требованиям стандартов и других нормативных документов основных элементов инженерного оборудования и обустройства дорог: дорожных знаков, ограждений, разметки, примыканий, пересечений автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок и площадок отдыха, тротуаров и пешеходных дорожек в населённых пунктах, освещения. Фактические значения величины КОБ могут колебаться от 0,9 до 1,0.
Таблица 19 – Значения показателя инженерного оборудования и обустройства
Коэффициент дефектности соответствия ДИ.О |
Значение показателя инженерного оборудования и обустройства КОБ, для категорий дорог | ||
I-А, I-Б, II |
III |
IV…V | |
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 |
1,0 0,99 0,98 0,97 0,96 0,95 0,94 0,93 0,92 0,91 0,90 |
1,0 0,99 0,98 0,98 0,97 0,96 0,96 0,95 0,94 0,94 0,93 |
1,0 1,0 0,99 0,98 0,98 0,97 0,97 0,96 0,96 0,95 0,95 |
1.4 Определение показателя уровня эксплутационного содержания дороги
Значение показателя уровня эксплуатационного содержания КЭ вычисляют на основании результатов оценки фактического уровня содержания дороги за последние 9…12 месяцев, проведённой в соответствии с РД 0219.1.27-2003 ²Порядок оценки эксплуатационного состояния и качества содержания автомобильных дорог общего пользования² [3].
За нормативную величину показателя уровня эксплуатационного содержания принимают КЭ=1,0. Фактические значения величины КЭ могут колебаться от 0,9 до 1,1.
Значения балльной оценки переводятся в значения уровня эксплуатационного содержания КЭ по табл. 20.
Таблица 20 – Значения показателя уровня эксплуатационного содержания
Значение оценки качества содер-жания в баллах, |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
4,0 |
4,2 |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
Пока-затель уровня эксплуа-тацион-ного содер-жания, |
0,9 |
0,92 |
0,94 |
0,96 |
0,98 |
1,0 |
1,02 |
1,04 |
1,06 |
1,08 |
1,10 |
При оценке качества проекта, а также в момент сдачи дороги в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта показатель уровня эксплуатационного содержания КЭ не вычисляют, а принимают равным единице (КЭ = 1,0).
1.4.1 Общие принципы оценки качества содержания автомобильных дорог
Для оценки качества содержания автомобильных дорог по каждому виду дефектов, перечисленных в классификации и описании дефектов [3, приложение А], определены условия их оценки в баллах по конструктивным элементам для установленных уровней требования [3, приложение Е]. Качество содержания автомобильных дорог оценивается по всем видам дефектов содержания (в [3, приложение А] обозначены буквой «С») с учетом условий их оценки.
2 Оценка состояния автодороги по коэффициентам безопасности
Коэффициент безопасности движения, определяется как отношение максимальной скорости на участке к максимальной скорости въезда на участок
Коэффициент безопасности движения также можно получить как отношение итогового коэффициента обеспеченности расчётной скорости (КnР.С.) на рассматриваемом участке к итоговому коэффициенту обеспеченности расчётной скорости (Кn-1Р.С.) на предыдущем участке
Для каждого характерного участка автомобильной дороги, по приведенным выше формулам, необходимо определить коэффициент безопасности и дать оценку по степени опасности, исходя из следующих значений:
при Кбез < 0,4 участок считается не опасным;
Кбез = 0,41 ÷ 0,8 – малоопасным;
Кбез = 0,81 ÷ 1,2 – опасный;
Кбез >1,2 – очень опасный.
3.3 Оценка безопасности движения по коэффициентам аварийности
3.3.1 Общие сведения
Под безопасностью движения понимают отсутствие вероятности совершения дорожно-транспортного происшествия с участием автомобилей, движущихся в одном транспортном потоке с оптимальными скоростями.
Дорожные условия существенно влияют на безопасность движения, поэтому дорожно-эксплуатационные организации и службы организации движения должны вести систематический учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий
Исследования показывают, что главной причиной совершения ДТП, являются ошибки водителей в управлении автомобилем и нарушение ими правил дорожного движения. Но эти ошибки и нарушения очень часто связаны с недостатками автомобильных дорог, которые в 50 – 80% случаев являются одной из активных причин, а в 15 – 20% случаев главной причиной ДТП.
Для выбора мероприятий по повышению движения и очерёдности их проведения необходимо выявить наиболее неблагоприятные участки дорог и оценить их опасность.
Для оценки безопасности движения широко применяется, разработанный профессором В.Ф. Бабковым, метод итоговых коэффициентов аварийности. Коэффициент аварийности определяется как отношение числа ДТП, имевших место на рассматриваемом участке дороги, к среднему числу ДТП на эталонном участке (с шириной 7 м, шероховатым покрытием и укреплёнными обочинами, при интенсивности движения 5000 авт./сут.).
Но коэффициент аварийности может быть установлен и путём поэлементного анализа дорожных условий.
Исходные данные для оценки условий движения приведены в задании на курсовой проект и в пункте „Определение технической категории дороги и назначение её основных параметров” пояснительной записки.
3.3.2 Определение итогового
Итоговый коэффициент аварийности определяется по правилам математической статистики, как произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние отдельных факторов на безопасность движения
где К1 ÷ Кn – частные коэффициенты аварийности.
На каждом участке в зависимости от состояния дороги и элементов плана назначают частные коэффициенты аварийности, которые представлены в таблице 5.
Информация о работе Методы оценки транспортно-эксплуатационного качества автомобильной дороги