Мировая транспортная система и её роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить мировую транспортную систему и её роль в обеспечении мирохозяйственных связей.
Задачи работы - изучить историю формирования транспортной системы, выделить особенности функционирования разных видов транспорта, их недостатки и достоинства, отличия друг от друга, определить роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей.

Содержание

Стр.
1. Введение…………………………………………………………………2
2. Глава 1. История формирования мировой транспортной системы…………………………………………………………………..3
3. Глава 2. Особенности функционирования разных видов транспорта………………………………………………………………..7
4. Глава 3. Роль транспортной системы в развитии мирохозяйственных связей……………………………………………………………………..15
5. Заключение……………………………………………………………….19
6. Список использованных источников…………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

мир. транс. сист. и её роль.docx

— 670.25 Кб (Скачать файл)

Страна

Грузооборот, млрд. т/км

США

Япония

Германия

Италия

Испания

Мексика

Франция

Великобритания

Турция

Польша

1550

340

310

225

210

175

170

165

150

110


 

В таблице 2.3 мы видим, что США лидирует по размерам грузооборота автомобильного транспорта и значительно превышает показатель других стран. Стоит заметить немаловажную особенность автомобильного транспорта - в грузообороте играют большую роль в основном страны «большой семерки» Запада.

Железнодорожный транспорт. Мировая сеть железных дорог построена в основном во второй половине XIX и начале XX вв. В 1830 г. бала построена  первая железная дорога на паровой тяге в Англии. К 1913 году железнодорожная сеть достигла 1,1 млн. км. [8] На сегодняшний день этот показатель составляет 1,2 млн. км. Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. [9]

Характерной особенностью железнодорожного транспорта является то, что по протяжённости  железных дорог лидирующие места  занимают крупнейшие по размерам территории страны. Такие как США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85). На долю этих стран приходится почти половина железных дорог мира.

Самой важной особенностью железнодорожного транспорта является регулярность движения транспорта независимо от погоды и времени года.

В мире наблюдается сокращение протяжённости железных дорог, особенно в развитых странах. До 50—70-х гг. XX в. протяженность железных дорог мира еще продолжала возрастать, но затем началось ее уменьшение. Это связано с ростом протяжённости автодорог и развитием морского транспорта. Однако во второй половине 90-х XX в. положение железных дорог улучшилось. Это было связано с электрификацией железных дорог, переходом к системам механизации и автоматизации, использованием вычислительной техники, созданием сверхскоростных магистралей.

Теперь наблюдается ещё  одна особенность: хотя теперь протяжённость  железнодорожной сети мира в целом  относительно стабилизировалась в одних странах и регионах она сокращается, а в других, наоборот, растет. Примером страны, где происходит сокращение этой сети, является США. Длина железных дорог в 1950–2005 гг. уменьшилась там с 360 тыс. км до 231 тыс., т. е. почти в 1,6 раза. Другой пример – Великобритания. Тут, за тот же отрезок времени сеть уменьшилась с 34 тыс. км до 16 тыс. [4]

Мировой грузооборот в 2005г. составил 8000 млрд. т/км. В таблице 2.4 отображена 10-ка стран с самым большим грузооборотом. Стоит так же заметить, что это в основном это страны с большой территорией. На эти страны приходится примерно 9/10 всего грузооборота.

Таблица 2.4 Первые 10 стран по размерам грузооборота железнодорожного транспорта. [4]

Страна

Грузооборот, млрд. т/км

США

Китай

Россия

Индия

Канада

Украина

Казахстан

ЮАР

Германия

Франция

2450

1950

1860

360

315

235

170

105

86

58


 

Мировой пассажирооборот  железных дорог в начале XXI в. устойчиво  держится на уровне 1900 млрд. пассажир/км. Но для более реалистичной его характеристики воспользуемся несколько иным показателем: сколько километров в среднем проезжает по железной дороге за год один пассажир. Первое место в мире по данному показателю занимает Япония (2000 км). Далее следуют Швейцария (1700 км), Австрия (1200), Украина, Россия и Белоруссия (по 1150), Франция (1000), Нидерланды и Египет (от 900 до 1000 км). [4]

В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы  сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог. [9]

Трубопроводный  транспорт. Трубопроводы предназначены только для транспортировки жидких, газообразных и твёрдых видов продукции. В основном по ним перевозят газ, нефть и нефтепродукты. Из-за этого трубопроводы разделяют на газопроводы нефтепроводы и продуктопроводы, их общая протяжённость в мире составляет 1.8 млн. км. Первый нефтепровод длиной всего 6 км построили в США в 1865 г. Трубопроводный транспорт развивается совместно с нефтяной и газовой промышленостью. Поэтому нефтепроводы и газопроводы являются средством перемещения газа, нефти и нефтепродуктов на средние, большие и очень большие расстояния.

Нефтепроводный транспорт  имеет свои особенности, такие как:

  • Крупнейшие системы нефтепроводов сложились в странах с большими размерами добычи и внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов, таких как США, Россия, Канада, Мексика, Казахстан;
  • Так же они сложились в странах с ярко выраженной экспортной ориентацией нефтяной промышленности (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла);
  • В странах с ярко выраженной импортной ориентацией нефтяного хозяйства (Германия, Франция, Италия, Испания, Украина, Белоруссия и др.);
  • Самые большие по протяжённости магистральные нефтепроводы в странах СНГ, США, Канаде, Саудовской Аравии. [4]

Газопроводы в основном преобладают  в развитых странах. Это можно  объяснить тем, что строительство  их началось сравнительно недавно. Для  развивающихся стран характерно экспортирование сжиженого газа морским путём.

По сравнению с железнодорожным  или автомобильным транспортом, характеристика густоты трубопроводного  транспорта применяется реже. Однако следует заметить, что по густоте  нефтепроводной сети лидируют Нидерланды, Бельгия, Германия. Великобритания, Италия, США. По густоте газопроводной сети лидируют Нидерланды и Германия.

Важной особенностью трубопроводного  транспорта являются большие перспективы  развития. Продолжаются сооружения нефтепроводов  и газопроводов. На 2001 в мире сооружалось 85 тыс. км новых трубопроводов. [4]

Речной транспорт. Протяжённость всех судоходных рек и каналов составляет 550 тыс. км, из них почти половина приходится на Россию и Китай. На развитие внутреннего водного транспорта большое влияние оказывают состояние водных путей, размеры флота. Например, в США из 41 тыс. км таких путей 31 тыс. км приходится на каналы и шлюзованные участки рек. Эта страна обладает также самым большим речным и озерным флотом, тоннаж которого превышает 20 млн. т. [4]

Особенностями речного транспорта являются:

  • Согласно подсчётам ООН в мире насчитывается около 214 международных рек и бассейнов, из них 155 принадлежит двум странам, 36 – трём;
  • Примерно 10 млн. т. Груза перевозится речным транспортом;
  • Невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства;
  • Наиболее велика роль внутреннего водного транспорта в Европе и Северной Америке, там протяженность водных путей составляет 175 тыс. км, а объем перевозок превышает 1250 млн. т.;
  • Высокая провозная способность;
  • Речной транспорт во многом зависит от погоды;
  • По доле общего грузооборота лидируют Нидерланды (52%), ФРГ (25%), Бельгия (17%), США (10%). [9]
  • Существуют страны, где речной транспорт практически отсутствует. Это островные государства, такие как Япония, Куба, Великобритания.

Морской транспорт обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). [9] Судоходный транспорт является самым древним видом транспорта. В середине XX в. морской транспорт быстро развивался из-за большого разрыва между районами производства и потребления.

Морской транспорт являться несомненным лидером в мировом  грузообороте. На сегодняшний день он составляет 29 трлн. т/км, что составляет 62% всего мирового грузооборота. А  себестоимость грузов перевозимых  морским транспортом самая низкая на транспорте.

Одной из особенностей морского транспорта является сложное многоотраслевое  хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Ещё одной немаловажной особенностью является влияние погоды и природных явлений на морские перевозки. А так же морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Среди океанов первое место  по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан. На его побережьях расположено большое количество крупнейших портов: таких как Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.

Самые большие флоты имеют  Панама (72 млн. бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн. бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов. [9]

Характерной особенностью является то, что  около 40% всего флота мира — танкеры. Они осуществляют международные перевозки нефти и нефтепродуктов. А главные направления морских перевозок нефти — из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Воздушный транспорт является самым скоростным и дорогостоящим транспортом. Его характерной чертой является обеспечение связей с отдалёнными или труднодоступными районами мира. Ещё одно особенность – это то, что воздушный транспорт в основном осуществляет только пассажироперевозки. На сегодняшний день число авиапассажиров достигает 1,3 млрд. чел. в год. А мировой грузооборот на воздушном транспорте достигает 400 млрд. т/км. В середине XX в. растет протяженность воздушных путей, а парк рейсовых самолетов увеличился с 4,5 тыс. в 1970 г. до 20 тыс. в конце 1990-х гг. Одновременно число авиакомпаний возросло до 1,5 тыс.

 Всего в мире примерно 11–12 тыс. аэропортов, в том числе 1100 международных. Но определяющую роль играют крупнейшие из них. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн. пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира. [9]

Подводя итог, стоит заметить, что каждый вид транспорта имеет  свои особенности, среди них прроисходит  конкуренция. Например, между железнодорожным  и автомобильным транспортом. Некоторые  виды транспорта являются сравнительно молодыми (трубопроводный), а некоторые самыми древними (речной и морской транспорт). Важной особенностью транспорта является появление новых разновиностей транспорта и угосанием значения старых. Так, например, в железнодорожном транспорте стали популярны скоросные электрофицированные линии. В мировом пассажирообороте ведущую роль играет воздушный и автомобильный транспорт, а в грузообороте – морской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  СВЯЗЕЙ

Транспортная система  является неотъемлемой частью мирового хозяйства. Именно поэтому хорошо адаптируется к его новым сдвигам и тенденциям, таким как повышение качества перевозок, надёжность сохранности грузов, сокращению дальности грузовых международных перевозок, ввод широкофюзеляжных самолётов.

На первый план выходит  качество транспортного обслуживания. Наиболее яркое его проявление –  формирование мировой контейнерной системы. Оно тесно связано с  повышением надёжности и гарантированности  транспортных связей, формированием  трансконтинентальных контейнерных «мостов», о которых было сказано выше.

Ввод широкофюзеляжных самолётов, а так же организационные изменения  в воздушном транспорте (чартерные  рейсы) способствуют развитию международного туризма. Широкое развитие получили чартерные полёты со значительной скидкой  со стоимости билета при групповых  поездках и со снижением уровня комфортности (зачастую и безопасности). Это позволят привлечь к дальним туристским полётам  новые (с точки зрения иностранного туризма) слои населения.

Ужесточение природоохранных  законов и мер значительно  усиливает избыточность транспортных мощностей и удорожает транспортный процесс.

В узлах,  которые хорошо обеспечены морскими контейнерными  и воздушными линиями создаются  крупные  специализированные транспортно-распределительные  центры международного значения (Марсель, Мюнхен, Париж и др.).

Повышение надёжности перевозок  осуществляется за счёт прокладки мощных нефтепроводов параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, обход «горячих»  точек планеты. На среднем Востоке, чтобы избежать прохода танкеров через Ормузский пролив, контролируемый Ираном, построен Трансаравийский нефтепровод  в Саудовской Аравии до Янбу (Красное море).[3]

В середине 80-х гг. XX в. под  руководством Комитета по внутреннему  транспорту Европейской экономической  комиссии ООН начали создаваться международные транспортные коридоры (МТК). Однако официальным началом формирования МТК принято считать 1994 г. Причиной создания МТК является быстрый рост межгосударственных экономических и культурных связей.  Целями создания МТК являются:

• обеспечение сотрудничества между европейскими государствами;

• улучшение международного сообщения;

• удешевление международных перевозок.

Эти цели решались путём  повышения согласованности в  развитии и эксплуатации взаимодействующих  звеньев транспортной инфраструктуры различных стран. До этого странами Европы в рамках Европейского союза (ЕС) анализировались транспортные потоки между странами южной Европы и Скандинавии для освоения объёмов  перевозок на этом направлении, изучались  железнодорожные и автомобильные  перевозки в таких странах  как Германия, Польша, Словакия, Швеция, Италия, Дания, Австрия, Швейцария.

Информация о работе Мировая транспортная система и её роль