Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 02:32, курсовая работа
Цель исследования: изучить систему доставки товара на примере предприятия розничной торговли и определит пути ее совершенствования.
Задачи исследования:
- определить понятие и формы доставки товара;
- рассмотреть этапы процесса организации доставки товара;
- проанализировать методы управления доставкой товара на предприятии торговли;
- дать общую характеристику ОАО «Гастроном Дивный»;
Открытое акционерное общество «Гастроном Дивный» (далее по тексту – предприятие) - это организация, зарегистрированная решением Минского горисполкома от 5 февраля 2004 г. № 165, а также в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Предприятие действует на основании Устава, утвержденного Решением общего собрания акционеров ОАО «Гастроном Дивный» (протокол № 5 от 27 марта 2007 г). Согласно Уставу - основным видом экономической деятельности является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Основная цель предприятия как субъекта хозяйствования – извлечение прибыли.
На право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания предприятию Минским городским исполнительным комитетом выдано специальное разрешение (лицензия) №50000/0270415 на основании решения от 31.03.2004 г. №654. Зарегистрировано в реестре лицензий Мингорисполкома за номером №5267.
В состав предприятия входят следующие структурные подразделения, расположенные по адресу: г. Минск, ул. Маяковского, д. 174 (изолированное помещение общей площадью 3064кв.м, торговая – 954кв.м, складские помещения – 2110 кв.м.):
- магазин;
- кафетерий, наценочная категория - 3-я;
- аптечный киоск;
- пункт обмена валют.
Часы работы: с 08.00 до 23.00 часов, без выходных и праздничных дней. Санитарный день в магазине – третье воскресенье месяца.
Вся торговая площадь предприятия разделена на торговые зоны-секции, своеобразные торгово-операционные залы, независимые друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп в этих секциях, безболезненно проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале.
Размеры витрин позволяют использовать их, как полезно-работающую торговую площадь для габаритного товара или крупных стендов с большим набором товара. Причем зоны торговых секций четко соответствуют границам прилегающих к ним витрин, что создает дополнительные удобства в работе.
Основной контингент покупателей составляют люди среднего возраста, пожилые люди и молодёжь, как мужчины, так и женщины. Люди среднего и выше среднего достатка, так как магазин располагается в хорошем районе Минска, недалеко от центра.
Необходимо отметить, что розничная торговая деятельность ОАО «Гастроном Дивный» осуществляется в непосредственной близости рядом стоящих фирменных магазинов.
Учитывая сложившиеся условия функционирования и с целью максимального удовлетворения покупательского спроса, коммерческая служба ОАО «Гастроном Дивный» предпринимает меры по поддержанию и расширению реализуемого ассортимента продовольственных товаров.
Обеспечением и организацией бесперебойной торговли продовольственными товарами в широком ассортименте и надлежащего качества занимаются три товароведа, для которых 27 июля 2008 г. разработаны и утверждены должностные инструкции (см. Приложение А). Контроль за их деятельностью осуществляет зам. директора по торговле.
Следует отметить, что за несколько предыдущих лет товарооборот отдельных групп товаров (мясо и птица) в магазине значительно снизился в связи с открытием в непосредственной близости фирменного магазина, реализующего указанную продукцию (магазин ОАО «Волковысский мясокомбинат» - торгует птицей, полуфабрикатами, колбасными изделиями). Это же касается и снижения реализации рыбы и морепродуктов, т.к. рядом расположен магазин фирмы ООО «Виталюр», которое является импортером рыбы и производителем рыбопродукции.
Анализируя режимы работы магазинов, можно сказать, что магазин «Дивный» создает выгодные условия для покупателей, так как, во-первых, он работает с 8:00 без выходных и без обеда, в то время как другие магазины начинают свою работу в 9:00, в выходные дни некоторые магазины закрываются на несколько часов раньше и один магазин имеет обеденный перерыв.
Таким образом, дополнительное рабочее время магазина приносит ему дополнительную прибыль.
В ходе исследования мною был проведен анализ данных о товарообороте в целом, а также в разрезе ассортиментных групп его результаты отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Гастроном Дивный» за 2012- 2013 гг.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение +/- |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (с акцизами, НДС и др.: |
||||
в действующих ценах, млн. руб. |
15332 |
22007 |
6675 |
143,54 |
в сопостовимых ценах, млн. руб. |
15332 |
19988,2 |
4656,2 |
130,37 |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг: |
||||
в действующих ценах, млн.руб. |
2140 |
2794 |
654 |
130,56 |
в сопоставимых ценах, млн.руб. |
2140 |
2537,69 |
397,69 |
118,58 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.): |
||||
в действующих ценах, млн. руб. |
13192 |
19213 |
6021 |
145,64 |
в сопоставимых ценах, млн. руб. |
13192 |
17450,5 |
4258,5 |
132,28 |
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг: |
||||
в сумме млн. руб. |
10871 |
15564 |
4693 |
143,17 |
в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), % |
82,24 |
|||
Валовой доход |
||||
в сумме млн. руб. |
2321 |
3649 |
1328 |
157,22 |
в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, и др.), % |
17,59 |
18,99 |
1,4 |
|
Расходы на реализацию |
||||
в сумме млн. руб. |
2196 |
3438 |
1242 |
156,56 |
в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, и др.), % |
16,65 |
17,89 |
1,24 |
|
Прибыль (убыток) от реализации: |
||||
в сумме млн. руб. |
125 |
211 |
86 |
168,8 |
в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, и др.), % |
0,95 |
1,1 |
0,15 |
|
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн. руб. |
26 |
59 |
33 |
226,92 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. руб. |
-53 |
-162 |
-109 |
|
Прибыль (убыток) за отчетный период в сумме млн. руб. |
98 |
108 |
10 |
110,2 |
в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, и др.), % |
0,74 |
0,56 |
-0,18 |
|
Налоги и сборы, платежи, производимые из прибыли, млн. руб. |
56 |
76 |
20 |
135,71 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) млн. руб. |
42 |
32 |
-10 |
76,19 |
Торговая площадь, кв. м. |
954 |
954 |
0 |
|
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за миносум НДС, акцизов, и др.) на 1 кв. м. торговой площади, млн. руб. / кв. м. |
13,83 |
18,29 |
4,46 |
132,25 |
Численность работников, чел. |
155 |
159 |
4 |
102,58 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.) на 1 работника, млн. р. / чел |
85,11 |
109,75 |
24,64 |
128,95 |
Источник: собственная разработка с учетом данных предоставленных работниками ОАО «Гастроном Дивный»
После анализа основных экономических показателей хозяйственной деятельности гастронома «Дивный» можно сказать, что за период с 2012 по 2013 гг. выручка от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах увеличилась на 43,54%, что составило 6675 млн р., а в сопоставимых ценах – на 30,37% (4656,2 млн р.).
Валовой доход магазина в 2013 г. увеличился на 57,22%, что составило – 132 млн. руб. Но, несмотря на это расходы на реализацию также увеличились на 56,56% (1242 млн р.) и увеличилась прибыль от реализации на 6,8%, сто составило 86 млн р.
Прибыль за отчетный период возросла на 10,2%, что составило 10 млн р. Торговая площадь на протяжении этих двух лет не изменилась. Численность работников увеличилась на 2,58%, т.е. на 4 человека.
В целом анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности гастронома «Дивный» за 2012 - 2013 гг. показал, что все экономические показатели эффективности хозяйственной деятельности данного магазина имеют положительную динамику развития, что свидетельствует об эффективности методов и способов продажи, выбранных руководством данного подразделения.
В процессе написания работы мною был проведен анализ основных поставщиков гастронома «Дивный». Результаты анализа отражены в следующей таблице 2.2.
Таблица 2.2 − Поставщики продукции, реализуемой в ОАО «Гастроном Дивный»
Поставщик |
Объем поставки за 2013 г., т |
Минск рыбпром |
1 |
Белрыба |
8 |
Гормолзавод №1 |
241,12 |
Гормолзавод №2 |
193,61 |
Гормолзавод №3 |
755,91 |
Савушкин продукт |
152,92 |
Клецкий молочный завод |
21,1 |
Копыльский молочный завод |
10,72 |
Агрокомбинат Держинский |
40 |
Борисовский мясокомбинат |
5 |
Гродненский мясокомбинат |
13 |
Минский мясокомбинат |
18 |
Слуцкий мясокомбинат |
3 |
Спартак |
11,4 |
Коммунарка |
20,8 |
Слодыч |
16,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка с учетом данных предоставленных работниками ОАО «Гастроном Дивный»
В целом анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности гастранома «Дивный» за 2012 – 2013 гг. показал, что все экономические показатели эффективности хозяйственной деятельности данного магазина имеют положительную динамику развития, что свидетельствует об эффективности методов и способов продажи, выбранных руководством данного подразделения.
При доставке хлеба и хлебобулочных изделий необходимо учитывать и соблюдать специфические условия их хранения, погрузки и перевозки. Чтобы обеспечить доставку свежего хлеба от хлебопекарных предприятий до мест потребления (магазинов, предприятий общественного питания и т.д.) без потерь его вкусовых качеств, нужно строго соблюдать сроки хранения хлеба на заводах и пекарнях. Продукция может быть отправлена в магазин не ранее 1ч и не позднее 14 ч после ее выпечки (в зависимости от сорта изделий).
Необходимо отметить, что для осуществления перевозки хлеба АТП наиболее рационально использовать автомобили-фургоны, оборудованные направляющими приспособлениями для установки лотков.
Перевозки требуют соблюдения повышенных санитарно-гигиенических условий: подвижной состав, перевозящий хлеб, нельзя использовать на перевозках других грузов; необходимо использовать крытые транспортные средства, оборудованные лотками, предохраняющими хлеб от деформации; кузова должны предохранять хлеб от загрязнения и замерзания.
Хлеб и хлебобулочные изделия укладывают на специальные лотки, которые устанавливают на направляющие внутри кузова автомобилей и прицепов, оборудованных для перевозки хлеба.
Эффективным способом снижения трудоемкости и значительного сокращения продолжительности погрузки-разгрузки является применение специализированных контейнеров на колесах.
Перевозка хлебобулочных изделий, как правило, осуществляется по графикам, согласованным с грузоотправителем и грузополучателем. Грузоотправители обязаны в договорах с предприятиями торговли предусматривать обязанность последних осуществлять погрузку и разгрузку автомобилей в установленные сроки.
Доставка хлеба и хлебобулочных изделий потребителям с почти неизменным объемом перевозки дает возможность организовать движение подвижного состава по постоянным, чаще всего маятниковым и кольцевым развозочным маршрутам. Выбор маршрута зависит от расположения пунктов получения, объема завоза и часового графика доставки хлеба.
Основные задачи организации перевозок хлеба представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Основные задачи организации перевозок хлеба
Источник [17, c.128]
Основными задачами организации перевозок хлеба являются:
- полное удовлетворение потребностей заказчиков в перевозках хлеба;
- выполнение существующих планов перевозок;
- обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков;
- эффективное использование подвижного состава автотранспорта;
- максимальное снижение транспортных расходов;
- оптимальную организацию движения.
Эксплуатационные качества подвижного состава необходимо оценивать исходя из условий эксплуатации, то есть особенностей перевозок, определяемых различными сочетаниями транспортных, дорожных и климатических условий.
Транспортные условия характеризуются объемом перевозок, размером партии, видом груза, расстоянием перевозки, условиями погрузки-разгрузки, особенностями вида и организации перевозок. Годовой объем перевозок равен 14600 т, расстояние перевозки 13,5 км.
Дорожные условия характеризуются типом и ровностью дорожного покрытия, продольным профилем дороги (предельными уклонами и подъемами), состоянием дорожного покрытия в различное время года, интенсивностью движения.
Дорожные условия оказывают влияние на проходимость, маневренность, возможность использования грузоподъемности, скорости доставки груза «от двери до двери».
По условиям интенсивности движения, дороги, по которым пролегает данный маршрут относится к группе В – с интенсивностью движения менее одной тысячи автомобилей в сутки. Тип дорожного покрытия – капитальное, асфальтобетонное.
Климатические условия характеризуются средней, минимальной и максимальной температурой воздуха в наиболее холодные и жаркие месяцы года, продолжительностью зимнего периода, размером снегового покрова, влажностью воздуха в летний период.
При эксплуатации автомобилей в зимнее время затрудняется работа водителя вследствие снижения видимости дороги из-за запотевания и обмерзания стекол кабины, туманов, при движении по заснеженным обледенелым дорогам. Сильно осложняются возможности обнаружения и устранения отказов в пути, особенно в системах питания и зажигания. А так же ухудшения их топливной экономичности.
Основными причинами являются:
- увеличение времени пуска и прогрева двигателя;
Информация о работе Организация доставки товаров в магазин ОАО «Гастроном Дивный»